Религия (Дхамма) — Бханте Шравасти Дхаммика

Религия (Дхамма) — Бханте Шравасти Дхаммика


Руководство к Буддизму от А до Я


«Слово «религия» произошло от латинского «religio», что означает «благочестие/праведность/нравственная жизнь» и связывается с религиозным понятием «страха перед богами». Часто говорится, что буддизм – это не религия, а «образ жизни». Трудно прокомментировать это утверждение, не приводя определение как «религии», так и «образа жизни».

Оксфордский словарь определяет религию как «веру в существование бога или богов, а также деятельность, которая связана с поклонением им». Согласно этому определению буддизм, конечно, не религия, но также не религией оказывается джайнизм, конфуцианство, даосизм и некоторые секты в индуизме. Если буддизм – это образ жизни, то несомненно таковым являются иудаизм, христианство, индуизм, сикхизм и так далее, поскольку они требуют действовать определённым образом, а не просто верить в некоторые догмы. Тем не менее, вместе с сильным упором на реализм и понимание в противовес слепой вере, буддизм выделяется среди остальных религий. Возможно, лучшим образом буддизм мог бы быть описан как «религиозная философия» или «духовная психология».

Сегодня на Западе популярно считать все религии по сути одним и тем же. Это отношение, по всей вероятности, возникло в качестве понятной реакции на фоне отсутствия терпимости в прошлом, упадка религиозной приверженности, а также ошибочной веры в то, что проводить сопоставления и отдавать предпочтение чему-то одному среди всего остального – это «не толерантно, проявление нетерпимости». Беглое исследование основных мировых религий, не говоря уже о более мелких, позволит обнаружить не только общие черты, но и непримиримые различия.

Кто-то однажды спросил Будду: «Все ли учителя и священники учат одной и той же идее, практикуют одну и ту же дисциплину, дорожат одним и тем же и стремятся к одной и той же цели?» На что Будда ответил: «Нет, так не происходит». «А почему нет?» – поинтересовался спрашивающий. «Потому что, – сказал Будда, – мир состоит из многих различных элементов. В связи с этим некоторые живые существа уделяют особое внимание одной или другой из всех этих разнообразных вещей. У них возникает привязанность к тому, на чём они фокусируются, и тогда они объявляют: «Только это истинно. Всё остальное ложно». Таким образом, они не учат одной и той же идее, не практикуют одну и ту же дисциплину, не дорожат одним и тем же и не стремятся к единой цели». (D. II, 282)

________

D. – Дигха Никая, Dīgha Nikāya, ed. T. W. Rhys Davids, J. E. Carpenter, PTS London 1890-1911



Автор текста: Бханте Шравасти Дхаммика
Перевод: Another Story
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Источник: «Guide To Buddhism A To Z»,
Bhante Shravasti Dhammika
RELIGION http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=338
The Buddhist Attitude to Other Religions, K. N. Jayatilleke, 1975.
….

Previous Ересь (адхамма) - Бханте Шравасти Дхаммика
Next История западного буддийского монаха - Бхиккху Чинтита

Об авторе

Вам также может понравиться

Цитаты

Благословение для сайта «МИР Тхеравады» от Васкадуве Сири Сарана Тхеро

Будучи буддийским монахом, я очень рад, что мне доступен веб-сайт для распространения подлинного Слова Будды на русском языке. Наши благословения всегда направлены ко всем, кто занимается этим благородным проектом.

Лекции

Сансара, делённая на ноль — Тханиссаро Бхиккху

Говорят, что цель Буддийской практики, ниббана, является абсолютно беспричинной — и здесь мы сталкиваемся с парадоксом. Если цель беспричинна, то как путь практики — по существу причинный — поможет её осуществить? Это очень старый вопрос.

Аджан Джаясаро

Вдохновение от Аджана Джаясаро. Сборник цитат

Однажды у Будды спросили, на каком основании он объявил, что Дхамма. «Очевидна здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, приближающая к цели, познаваемая мудрыми на собственном опыте». Будда ответил, что невозможно осознать истинное благополучие, покуда ум сокрушен загрязнениями.