Саммадиттхи.  Правильные  взгляды  —  Аджан Джаясаро

Саммадиттхи. Правильные взгляды — Аджан Джаясаро


«Я не вижу ни одной дхаммы помимо Правильного понимания, которая была бы причиной для возникновения ещё не возникших благих дхамм, или причиной приводящей к росту и созреванию уже возникших». — АН. 307 (2)

Саммадиттхи (sammādiṭṭhi) обычно переводится как «Правильное понимание»*. Слово «правильное» означает быть «в согласии с тем, как всё существует», а слово «понимание» включает в себя представления, убеждения, ценности, теоретические основы и философские положения. Итак, Правильное понимание – это такое понимание, которое соответствует действительности. Например, убеждение, что щедрость приводит к счастью, будет считаться «Правильным пониманием».

Правильное понимание – первое звено Благородного восьмеричного пути и оно необходимо для развития остальных семи звеньев. На самом базовом уровне Правильное понимание состоит из принятия определенного числа принципов, самый важный из которых – это закон каммы, который является основной предпосылкой или рабочей гипотезой, на которую опираются, продвигаясь по буддийскому пути. На этом уровне оно именуется «Мирским правильным пониманием».

Наивысшая точка пути – постижение на собственном опыте Четырех благородных истин и такое постижение известно как «Надмирское правильное понимание». Неудивительно, что в виду решающего значения Правильного понимания как основы, на которую должна опираться вся буддийская практика, большая часть бесед Луанг По (дост. Аджан Чаа) перед сообществом мирян была посвящена учениям, которые были нацелены на объяснение саммадиттхи. Он говорил, что Правильное понимание подобно прохладному месту, куда не проникают палящие лучи солнца, и что оно и есть наше подлинное прибежище.

Наше прибежище – это ум, который обладает Правильным пониманием. Смотрите в суть вещей. Постарайтесь, чтобы ваше понимание было прямым и верным, тогда неправильные понимания не смогут проникнуть в ваш ум и омрачить его. Вот в чём состоит значение прибежища.

Страдание возникает всякий раз, когда присутствует неправильное понимание относительно того, как всё существует. Поэтому Луанг По подчеркивал, что взращивание в уме Правильного понимания – это первый шаг к преодолению страдания.

Если ваш взгляд на вещи будет правильным, если он будет соответствовать саммадиттхи, тогда не будет никакой запутанности, другими словами, когда ваш взгляд на вещи будет соответствовать их подлинной природе, тогда у вас не будет никаких препятствий. Ваш ум будет оставаться спокойным и удовлетворенным, а проблемы будут решены.

Если при наблюдении за умом не прилагать усилий, то становится трудно найти мотивацию для того, чтобы отказаться от ошибочных взглядов и представлений. А до тех пор вы подобны человеку, который употребляет алкоголь. Никто не сможет ему помешать употреблять спиртное, до тех пор, пока он сам не увидит нежелательные последствия своей привычки.

Поэтому здесь мы меняем своё ошибочное представление на правильное, меняем злонамеренность на доброту и меняем не-пробужденное существо на благородную личность. За эти изменения ответственно Правильное понимание. Такие перемены к лучшему называют «заслугой».

Дост. Аджан Чаа говорил, что у людей с неправильным пониманием присутствует ложная разновидность довольства, подобная расслабленности того, кто не понимает, что он обронил ценную вещь. Правильное понимание даёт такое же ощущение внутренней легкости, которое испытывает тот, кто вспомнил точное местоположение потерянной драгоценности и знает, как ему её вернуть назад. Несмотря на то, что он ещё не владеет этой вещью, его ум пребывает в состоянии лёгкости и покоя. В другой раз Луанг По сравнил Правильное понимание с ключом, который открывает дверь к Дхамме. Без этого ключа не было бы никакого пути к ней.

* прим. пер.: Саммадиттхи часто
ещё переводят как «Правильное воззрение».


Перевод: Цветков Павел
Источник: Stillness Flowing Now Available Stillness Flowing,
the new English biography about the life and teachings
of Luang Por Chah, authored by Ajahn Jayasaro.
….

Previous Полезное сравнение - Аджан Джаясаро
Next Благословение для сайта «МИР Тхеравады» от Бханте Топпера Панньяавудхо Тхеры

Об авторе

Вам также может понравиться

Дхамма Будды

Руководство к медитации — Тханиссаро Бхиккху

Другими словами, умение выходить из медитации заключается в том, чтобы научиться не выходить из неё, независимо от того, что вы делаете дальше. Действуйте, исходя из того ощущения сосредоточенности.

Samadhi. Продвинутый уровень

Аджан Брахм — Осознанность, блаженство и за их пределами (аудио-книга)

Полная сюрпризов, с отличным юмором, вдохновляющими историями, подробными и ясными практическими инструкциями, эта аудио-книга окажет неоценимую помощь новичкам в медитации.

Цитаты

Два вида страдания (dukkha) — Махаси Саядо

Существуют два вида страданий. Первый относится к невыносимой боли или мучению, второй же вид относится к неудовлетворительности, так как этот вид страдания переживается как нечто ужасающее, неприятное, вызывающее чувство отвращения и неприятия.