Сангха как сообщество духовных друзей на Пути — Ургьен Сангхаракшита
Видение дружбы как части цели выражено в сутте (или рассказе), —
который повествует трогательную историю Ануруддхи и его друзей.
Ануруддха, Нандия и Кимбила останавливаются вместе в тихой роще, куда Будда приходит навестить их в один из вечеров, выйдя из уединенной медитации. Узнав о приходе учителя, три монаха спешат приветствовать его: один уступает ему свою чашу и одеяние, другой готовит сидение, а третий приносит воды, чтобы омыть его ноги.
Когда все они садятся,
Будда сначала проверяет, в добром ли они здравии и достаточно ли у них
пищи. Затем он начинает расспрашивать их, как им живется вместе. Его
первый вопрос – хорошо ли они ладят друг с другом. Ануруддха
подтверждает, что он и два других монаха «живут в согласии, взаимно
ценят друг друга, не вступают в споры, соединяются, как молоко с водой,
смотрят друг на друга по-доброму».
Будда (который очень хорошо
знает, что не все его монахи живут в таком согласии) спрашивает, как им
это удается. Ануруддха объясняет, что он почитает за счастье вести
духовную жизнь совместно с Нандией и Кимбилой. Делать это, по его
мнению, для него «великое достижение». То, как они живут вместе, –
выражение метты. Соответственно этому, он поддерживает позитивное
отношение к другим двум монахам любым возможным образом – добрыми
поступками, нежной речью и любящими мыслями. Слова Ануруддхи
подразумевают, что он воспринимал развитие метты по отношению к своим
товарищам как практику, как нечто, взращиваемое посредством
внимательности, как сознательную часть духовной жизни.
Однако
то, что начиналось как практика, теперь стало вторым я. Он достиг
точки, в которой ставить чужие желания превыше своих стало для него
обычным делом. Он просто спрашивает себя: «Почему бы мне не отложить то,
что я хочу сделать, и сделать то, что хотят сделать другие?» А затем он
делает в точности это. В заключение он говорит Будде: «Тела у нас
различны, но ум один».
Нандия и Кимбила, со своей стороны,
отвечают Будде также, и каждый говорит, что он отказался от своих
собственных склонностей и живет в соответствии со склонностями других.
Они все согласны, что у них «различные тела, но один ум». Поскольку все
они отказались от своих желаний в пользу других, у них нет вопроса,
чтобы кто-то властвовал над другими двумя. Кажется, что у них одно
желание на всех, или, скорее, таинственное совпадение желаний,
основанное на глубоком взаимном осознании и гармонии.
Будда
выражает одобрение образу жизни троих друзей, и спрашивает, какие
духовные плоды это произвело. Он спрашивает их: «Но пока вы так живете…
достигли ли вы какого-то сверхчеловеческого состояния, ступени в знании и
мудрости, достойной благородных?» Отвечая от имени других, Ануруддха
рассказывает, что все трое прошли целый ряд духовных и запредельных
достижений. Другими словами, все они – Архаты, полностью Просветленные.
Будда выражает восторг, узнав эту замечательную новость.
Через
некоторое время, еще поговорив с ними, он покидает их. В это время
Нандия и Кимбила спрашивают Ануруддху: «Разве мы когда-нибудь говорили
тебе, что достигли всего того, чем ты нас наделил?» В ответ Ануруддха
признает, что другие двое на самом деле никогда не говорили ему так
много. Тем не менее, он знает их «пребывания и достижения», поскольку
его ум «обнимает» их ум. Другими словами, у него есть непосредственное
знание их внутренних состояний, без нужды в словах. Тот факт, что
Ануруддха может уверенно говорить о духовных достижениях Нандии и
Кимбилы, никогда не слышав от них ничего по этому вопросу, предполагает,
что выражение «едины в уме» – не просто фигура речи, но более
буквальная истина, чем мы можем предполагать.
История трех
друзей показывает нам, как духовная дружба одновременно относится и к
пути, и к цели. Действительно, рассказ, кажется, предполагает, что есть
что-то вроде восходящей спирали, в которой жизнь, прожитая в дружбе,
ведет вверх, к духовной реализации, что, в свою очередь, приносит плоды
более глубокой дружбы и более полного общения.
В примере с Ануруддхой, Нандией и Кимбилой мы видим, что калаяна миттата объединяет группу трех учеников так, что они становятся кругом друзей. Это напоминает нам, что, в то время как дружба – главным образом отношения между двумя людьми, это, вне всякого сомнения, выдающиеся отношения. Друг свободен иметь других друзей, а два друга могут иметь взаимных друзей. Среди людей, преданных одному и тому же духовному идеалу, эта взаимно связывающая модель дружбы – естественное положение вещей.
Автор текста: Ургьен Сангхаракшита
Тэги: традиция Тхеравада. Буддаяна
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Популярные заблуждения о буддизме (авторское исследование)
Здесь разобран ряд заблуждений о буддизме, которые довольно глубоко проникли в головы даже хорошо образованных людей, в том числе из-за того, что первые переводы буддийских текстов содержали много ошибок. Набор заблуждений и их разбор сделан на основе англоязычной статьи, но с существенными изменениями в области аргументации.
Религия (Дхамма) — Бханте Шравасти Дхаммика
… вместе с сильным упором на реализм и понимание в противовес слепой вере, буддизм выделяется среди остальных религий. Возможно, лучшим образом буддизм мог бы быть описан как «религиозная философия» или «духовная психология».
Саядо У Джанака — Освобожденный ум
Ум – это нечто очень важное. Ум гораздо важнее тела. Вот почему Будда говорил вимуттачитто (vimuttacitto). Он не говорил вимуттакая (vimuttakāya). Вимуттачитто означает освобожденный ум.