Сансара,  делённая на ноль — Тханиссаро Бхиккху

Сансара, делённая на ноль — Тханиссаро Бхиккху


Говорят, что цель Буддийской практики, ниббана, является абсолютно беспричинной — и здесь мы сталкиваемся с парадоксом. Если цель беспричинна, то как путь практики — по существу причинный — поможет её осуществить? Это очень старый вопрос. В Milinda-pañha, сборнике диалогов, составленном перед самым началом нашей эры, сообщается, что царь Милинда задавал монаху Нагасене точно такой же вопрос. Нагасена отвечает, используя пример. Путь практики, говорит он, не является причиной ниббаны. Он просто приводит к ней, точно так же, как дорога к горе не является причиной возникновения горы, а просто ведет туда, где гора находится.

Ответ Нагасены, хоть и удачный, не стал окончательным решением этого вопроса в рамках Буддийской традиции. Долгие годы во множестве школ медитации учили, что психическое конструирование просто мешает осуществлению беспричинной и неконструированной цели. Только при прекращении всей деятельности, т.е. при отсутствии любого умственного конструирования, как говорили, воссияет неконструированное.

Такое мнение основывается на очень упрощенном понимании конструированной реальности, причинность выглядит линейной и полностью предсказуемой: Х обусловливает Y, который обусловливает Z и так далее, без всяких результатов, которые обусловливают собственные причины и без какого-либо способа использовать причинность для того, чтобы спастись из сети причин. Как бы там ни было, одним из множества открытий, совершенных Буддой в ходе его пробуждения, было понимание того, что причинность не является линейной.


Опыт в настоящем сформирован и действиями в настоящем, и действиями в прошлом. Действия в настоящем определяют и настоящее, и будущее. Результаты прошлых и нынешних действий непрерывно влияют друг на друга. В эту систему всегда можно ввести новые данные, т.е. в некотором диапазоне в ней существует свобода воли. Также есть место для множества петлей обратной связи, благодаря которым опыт становится так удивительно сложен. Это увлекательно описывается теорией хаоса. Реальность не похожа на прямую линию или окружность. Скорее она напоминает причудливые траектории странного аттрактора или множество Мандельброта.

Поскольку в теории хаоса и Буддийском объяснении причинности есть много схожего, кажется допустимым исследовать эти сходства, чтобы увидеть как в свете теории хаоса будет выглядеть вопрос о том, как причинный путь практики может привести к беспричинной цели. Это не отождествление Буддизма с теорией хаоса, и не вовлечение в псевдонауку. Это просто поиск сравнений, помогающих прояснить мнимое противоречие в наставлениях Будды.

И так уж вышло, что одно из открытий нелинейной математики — она лежит в основе теории хаоса — проливает свет именно на этот вопрос. В 19 веке французский математик, Жюль-Анри Пуанкаре обнаружил, что в любой сложной физической системе есть точки, которые он назвал резонансами. Если силы, управляющие системой, описаны в виде математических уравнений, в резонансных точках эти уравнения пересекаются таким образом, что один из членов делится на ноль. Это приводит к неопределимым результатам, т.е. объект системы, угодивший в резонансную точку, станет невозможно описать посредством совокупности причин, которые управляют системой. Он будет освобожден.


На практике, предметам очень редко удаётся попасть в резонансную точку. Закономерности пространства в непосредственной близости от резонанса таковы, что, как правило, любые приближающиеся объекты отклоняются, за исключением тех случаев, когда они движутся по особой траектории, приводящей прямо в резонансную точку. Однако чтобы в системе возникли резонансы, она не должна быть слишком уж сложной — Пуанкаре открыл резонансные точки, рассчитывая гравитационные взаимодействия трех тел: земли, солнца и луны.

Чем сложнее система, тем больше число резонансов и больше вероятность того, что предметы окажутся в этих точках. Так что не удивительно, что кометы — в космических масштабах, и электроны — в микроскопических, иногда оказываются в резонансных точках и обретают свободу полной непредсказуемости. Именно поэтому кометы иногда покидают солнечную систему, а ваши компьютеры зависают без каких бы то ни было видимых причин. Это также объясняет, почему у вас иногда случаются нарушения сердечного ритма.


Если бы мы применили эту аналогию к Буддийскому пути, системой, в которой мы находимся, была бы сансара, круговерть перерождений. Её резонансами было бы т.н. «не-конструирование», преддверие беспричинной ниббаны. Область сопротивления вокруг резонансов соответствовала бы боли, тягости и привязанности. Поддаться боли или изменить свои действия под воздействием привязанности, независимо от того, насколько они тонкие или явные, это всё равно что приблизиться к резонансу, но сбиться с курса и вернуться в систему. А сосредоточиться на изучении страдания и привязанности, и устранять их причины, это всё равно что непоколебимо удерживать курс прямо в резонансную точку и найти полную, необусловленную свободу.

Это, конечно, просто сравнение. Но оно плодотворно при доказательстве того, что нет ничего нелогичного в деятельном овладении процессами психического конструирования и причинностью ради выхода за пределы конструирования, за пределы причин и следствий. В то же время, это сравнение даёт нам понять, что путь полного бездействия не приведёт к неконструированному. Если вы просто покоитесь в сети причин, вы никогда и близко не окажетесь к точке резонанса, где возможно истинное не-конструирование. Вы продолжите бултыхаться в сансаре. Но если вы сосредоточитесь на страдании и привязанности, и будете работать над их преодолением, вы станете способны пробиться к состоянию, в котором настоящий момент будет поделён на ноль.



Автор текста: Тханиссаро Бхиккху
Перевод: ае
Источник: https://www.dhammatalks.org/books/KarmaOfQuestions/Section0006.html
Традиция Тхеравада. Буддаяна


Это перевод статьи из сборника «The Karma of Questions — Essays on the Buddhist Path».
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии. В остальном, права принадлежат автору оригинала.
….

Previous Памятование настоящего момента - Аджан Джаясаро
Next Что же такое Буддизм? Виды и формы буддизма - Аджан Брахмавамсо

Об авторе

Вам также может понравиться

Ниббана

Образ нирваны (Ниббаны) — Тханиссаро Бхиккху

Итак, образ, лежащий в основе нирваны — это образ свободы. Палийские комментарии поддерживают эту точку зрения, отслеживая глагольный корень слова «нирвана» — он означает «несвязанность» (освобождение от пут). Что это за несвязанность?

Лекции

Идеал Бодхисаттвы: очерки о появлении Махаяны — Бхиккху Бодхи и другие

Из этого тома мы узнаем об идеале Бодхисаттвы, что этот идеал принадлежит не только Махаяне, но и всем буддийским школам. Идея о том, что Махаяна обладает монополией на это, что является искажением буддизма.

Медитация

Путь сосредоточения и памятования — Тханиссаро Бхиккху

Многие говорят, что Будда учил двум разным видам медитации: медитации памятования и медитации сосредоточения. Но если вы действительно изучаете наставления Будды, вы видите, что он никогда не разделял две эти практики. Это две части целого.