Саядо У Джанака — Освобожденный ум

Саядо У Джанака — Освобожденный ум

Ум – это нечто очень важное. Ум гораздо важнее тела. Вот почему Будда говорил вимуттачитто (vimuttacitto). Он не говорил вимуттакая (vimuttakāya). Вимуттачитто означает освобожденный ум. Если бы мы сказали вимуттакая, то это означало бы освобожденное тело. Будда никогда не говорил вимуттакая, освобожденное тело, он всегда говорил вимуттачитто, освобожденный ум. Почему? Потому что, когда ум освобождается от омрачений и страданий, тело также освобождается от страдания.

Как вы, скорее всего, знаете, дост. Моггаллана обладал освобожденным умом, полностью свободным от всех омрачений, благодаря достижению арахатства – последней стадии пробуждения. Незадолго до смерти, вследствие своей прошлой каммы, его сильно избили разбойники. Разбойники думали, что досточтимый скончался, но на самом деле в тот момент он был ещё жив, поскольку вошел в пхаласамапатти* (phalasamāpatti), которое защитило его жизнь от смерти. Его избили, превратив его тело буквально в «мешок мякины», но он не испытывал каких-либо умственных страданий, потому что его ум был свободен от омрачений, у него не было привязанности к телу. Он наблюдал за болезненными телесными ощущениями – за их возникновением и исчезновением, он видел их просто как природный процесс ощущений.

Хотя его тело было изранено и очень сильно травмировано, он не испытывал каких-либо болезненных ощущений, он не чувствовал никаких страданий, потому что его ум был свободен от любых омрачений. Он не воспринимал своё тело как себя, он видел его как постоянно меняющиеся умственные и телесные явления, а значит, он был свободен от телесных страданий. Если бы его ум не был свободен от омрачений, то он бы испытывал невыносимые страдания, но он не воспринимал умственные и телесные явления в качестве личности или как «Я», как какое-то определенное существо или как человека.

Вот почему Будда сказал, что ум должен быть свободен от омрачений. Когда ум освобождается, тогда у вас нет никакого умственного или телесного страдания. Вот почему Будда учит нас видеть вещи такими, какие они есть с помощью медитации осознанности. Вот зачем нам следует практиковать медитацию осознанности, чтобы мы смогли освободить ум от омрачений.

________

Примечание переводчика:
* достижение плода (phalasamāpatti) – это медитативное достижение, посредством которого благородный ученик входит в над-мирское сосредоточение, имея в качестве объекта Ниббану. Это состояние достигается с целью ощутить на собственном опыте блаженство Ниббаны прямо здесь и сейчас. (См. трактат Висуддхимагга. Гл. XXIII, 6-15)

Перевод: Павел Цветков
Источник: A Great Man Mahāpurisa by Chanmyay Sayādaw U Janakābhivaṃsa. Excerpt from a Dhamma talk by Sayādaw U Janaka at a retreat in Sāsana House Blue Mountains Insight Meditation Centre near Sydney, Australia in March 1998.
….

Previous Практика прощения - Бханте Вималарамси
Next Махаси Саядо - Медитация Сатипаттхана Випассана (аудио-книга)

Об авторе

Вам также может понравиться

Путь Бодхисаттвы

Существуют ли различия между Ранним буддизмом и традицией Тхеравада (Буддаяна) ?

В отличие от школ Махаяны в Тхераваде НЕ упоминается о Будде Амитабхе, Бодхисаттве Авалокитешваре и т.д. и Чистой Земле. Тхеравада делает упор на исторического Будду и Его ранние учения, применяя термин «Бодхисаттва» только к предыдущим инкарнациям Будды Шакьямуни.

Цитаты

Два лица Дхаммы Будды — Бхиккху Бодхи

Наша первая встреча с буддизмом ставит перед нами неожиданный парадокс. В интеллектуальном плане это учение кажется нам восторгом свободного мыслителя: трезвый, реалистичный, недогматический, почти научный, по своей структуре и методу.

Цитаты

Небольшое интервью с Аджаном Сучитто

Конечно же, Правильные Воззрения усиливаются в некоторых случаях точными исследованиями. Так что вы обязаны сделать это сами — ради себя, чтобы вернуться назад, чтобы прийти обратно к Будде. Было бы глупо не попытаться оказаться как можно ближе к самому Учителю, к Татхагате.