Спутники жизни — Юттадхаммо Бхиккху
Люди считают себя половинками, они не воспринимают себя целостными, и это интересная философия, потому что в действительности невозможно найти счастье где-то снаружи. Эта идея обманчива, — о том, что счастье может прийти от другого человека. Даже сама идея о человеке — неверна: все, что существует — это опыт переживания вкусов, запахов, мыслей, форм, звуков и прикосновений.
Люди живут с иллюзией о личности, о существе, и это ведет только к привязанности и неудовлетворенности. Когда другой человек меняется, стареет или умирает, когда реальность начинает расходиться с иллюзией, то вы будете потрясены и разочарованы. Это все зиждется на захваченности: желание быть с кем-то или концепции, что ваш спутник жизни предпочтительнее других.
Вы можете пуститься в философствование о том, что вам необходим некий партнер в путешествии по жизни и что в этом есть смысл и важность, но на самом деле это лишь привязанность к удовольствию. Это удовольствие имеет много причин: вы, к примеру, считаете себя слабым и нуждаетесь в поддержке, или вам нравятся те чувства, которые приносит партнер, ощущение защищенности, общение с ним. Вы наслаждаетесь этим и желаете все большего и большего погружения в отношения.
Работа мозга в такой ситуации — хороший пример для изучения привязанности: научные исследования показывают, что химия в мозгу при приятном контакте ведет к переживанию радости, но в следующий раз эта радость становится менее интенсивной при том же контакте. Рецепторы мозга оказываются перегружены, что каждый раз требует более сильных раздражителей. Захваченность становится сильной: этот монстр требует все больше пищи. Когда ваше счастье основано на подобных внешних вещах, оно никогда не приводит к подлинному удовлетворению.
Иногда люди страдают, если не могут найти партнера. Эта одна из тех тягот, о которой говорил Будда — не получать того, что желанно. Не получая желанного, можно впасть в тоску. Желание, жажда — это причина страдания.
Отсутствие мужа или жены не является страданием, — им является сама жажда иметь партнера. Сущность этого в том, что люди недовольны своей жизнью, у них нет гармонии и они не живут в настоящем. У них нет понимания реальности. Это не означает, что они дурные люди, нет, я не говорю, что они хуже кого-то, но это то, как устроен мир.
Я лишь пытаюсь сделать ясным наш путь: или мы стараемся всегда получать то, к чему влечется наш ум; или мы стараемся найти путь, где этих влечений просто не существует. Это и есть наша задача — отбросить влечение, отбросить желания и стать полностью умиротворенными и удовлетворенными. Нет никакой возможности все время получать то, что желанно, и это лишь ведет к укоренении привычки жаждать и захватываться.
Другой путь — развитие удовлетворенности, венец которого заключается в том, что мы становимся довольными, что бы ни имели. Как результат — все желания в итоге исчезнут. Это и есть то, к чему мы стремимся.
Источник: Спутники жизни — Юттадхаммо Бхиккху
Блог монаха: https://yuttadhammo.sirimangalo.org/
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Метта. Практика любящей доброты — Ачарья Буддараккхита
Существуют различные способы практики метта-бхаваны, медитации всеобщей любви и любящей доброты. Эти инструкции, основанные на канонических и комментаторских источниках, предназначены для того, чтобы объяснить практику метта-медитации ясным, простым и прямым способом.
Хорошее и плохое — Бханте Шравасти Дхаммика
«Хорошим» или «правильным» (kusala) называется то, что наделено следующими качествами: полезно в этическом смысле, умело и способствует пробуждению, в то время как «плохим» или «неправильным» (akusala) является то, что противоположно этому.
Созерцание чувств — Ньянапоника Махатхера
«Чувствовать — значит жить!» — воскликнул немецкий поэт, и хоть его слова могут показаться преувеличением, они указывают на ключевую роль, которую чувства играют в человеческой жизни.