100 лет после париниббаны Будды и Абхидхамма (видео-лекция)
Лекция: «100 лет после париниббаны Будды и Абхидхамма»
— Бханте Мадавила Пуннаджи -и- Дхаммавуддхо Махатхеро
1. ВИДЕО -лекция (ниже) на английском, без субтитров
https://www.youtube.com/watch?v=0M2-6i6SuwU
2. ВИДЕО, та же самая лекция, — есть русские субтитры
(можно включить перевод с испанского)
https://www.youtube.com/watch?v=-KaE5z91WhY
Совершенно блестящее бесподобное выступление учённейшего монаха Шри Ланки и Малайзии, Пуннаджи Махатхеро (рядом сидит наставник Вихары Будды Готамы — Бханте Дхаммавуддхо). Монах действительно прекрасно образован, у него замечательный английский. Постараемся ниже кратко тезисно по пунктам выразить ключевые моменты, суть и смысл этой небольшой, но важной лекции.
1. спустя приблизительно 100 лет после ухода Будды Гаутамы в окончательную Ниббану многие люди стали обращаться в буддизм, в Сангху стали массово вступать новые монахи. Но эти монахи приходили не для того, чтобы изменять свой образ жизни и практиковать
чистую Дхамму и Винайю Будды (Доктрина и Дисциплина), — а по той причине, что люди очень хорошо относились к монахам, бхиккху, их автортитет среди мирян был очень высок, и это обещало не обремененную сложностями и трудностями простую и приятную жизнь.
2. этих монахов становилось всё больше, а практиковать Винайю Будды они не хотели или не могли, для них это было слишком тяжело и у них с самого начала не было такой цели. Они захотели облегчить себе жизнь в Сангхе и упростить или отменить некоторые правила. Но тогда Старцы (Тхеры), старейшие и наиболее авторитетные монахи Сангхи, —
некоторые из которых ещё помнили и видели самого Будду Гаутаму или, по крайней мере, получили Учение непосредственно от его прямых ближайших учеников-Арахантов, — воспротивились этому. Старцы запретили изменять правила, они сказали, что мы не можем себе этого позволить, потому что против этого был Сам Будда.
3. тогда дурные монахи, которые так желали изменения и ослабления правил стали настаивать на всеобщем голосовании. Чтобы решение было бы принято демократически. Голосование было проведено, и по итогам голосования оказалось, что монахов которые желали ослабить правила — оказалось уже больше, чем старцев,
потому что их количество постепенно всё время росло. Они стали называть себя Большой Общиной — Маха Сангхой, махасангха. И они настаивали на том, чтобы не следовать так строго всем правилам Дисциплины, Винайи, чтобы сделать их необязательными. Тогда Старцы, тхерии, были вынуждены отступить смириться.
4. поэтому Старцы из Единой прежде Общины откололись от этих новых монахов. Они сказали, что мы больше не с вами. Лидеры махасангхиков, Большой Общины, забеспокоились, что теперь, когда облегчающие изменения в Устав и Правила Монахов внесены, — миряне начнут плохо думать о них и станут меньше их поддерживать.
А ведь монахи питались только тем, что подадут им благочестивые преданные миряне. Но среди монахов Маха Сангхи был некто Махадэва, который был очень умён. Махадэва решил, что для того, чтобы не утратить поддержку мирян — необходимо придумать что-то очень революционно новое в интересах мирян, что ещё дополнительно привлечёт их и усилит их преданность Махасангхе.
5. и тогда монахи махасангхики начали говорить так: да, эти старые монахи, которые следуют строгой Дисциплине и соблюдают все обеты Винайи — они молодцы, они поступают неплохо, они действительно в конце концов станут Архатами, арахантами. Но мы (!) не хотим быть арахантами! Мы хотим быть бодхисаттвами, чтобы затем стать Буддами, как Татхагата!
Для того, чтобы стать буддой — не нужно строго следовать правилам Винайи, нужно просто практиковать парамиты. Мы будем практиковать парамиты, и вы, простые миряне, — вы можете практиковать парамиты вместе с нами, — следуйте за нами, и вы тоже станете буддами! И так они внесли значительные изменения в Первоначальное Учение Будды…
6. хотя, если подумать, как они хотят практиковать парамиты Будды, если они на самом деле не способны по-настоящему хорошо практиковать даже правила и обеты Винайи? Так произошёл раскол между Стхавиравадой (пали: Тхеравада) — и Махасангхикой. Через несколько сотен лет после этого Великого Раскола под влиянием учения махасангхиков возникла Махаяна… Миряне плохо разбирались в этих тонкостях и доктринальных вопросах, — и они также захотели стать буддами. И так миряне стали поддерживать монахов Махасангхики.
Последователи Махаяны провозгласили, что каждый, желающий вступить в их Большую Общину обязан дать клятву (бодхичитта) — не уходить в Нирвану до тех пор, пока не будут освобождены все остальные живые существа, пока все в мире не достигнут Ниббаны. Вот так монахи Махаяны стали изменять старые правила и писать новые свои собственные сутры. Для монахов Тхеравады же это означало, что больше никогда никакое существо не достигнет Ниббаны.
7. позже махаянисты будут говорить про монахов старших школ, древних общин, — что они обучают только «низшему» учению («хинаяна»), а не Высшему учению, — о пустоте (шуньята), и о том, _как стать буддой_, чтобы спасать всех остальных, которому учат в Махаяне. Старым общинам пришлось протестовать и в ответ на это назвать свои самые глубокие систематизирующие учения — Абхидхаммой, что как раз и значит
«Высшее, глубочайшее учение». Абхидхамма приобрела своё текущее значение как полемический инструмент в доктринальном конфликте с новыми школами, против Махаяны. А монахи Тхеравады были вынуждены в ответ на их нападки делать акцент на Высших учениях Абхидхаммы. Так постепенно стали смещаться акценты и уходить всё дальше от Четырёх Истин Будды…
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Формы женского монашества в буддизме Тхеравады
Представительницы различных форм женского монашества в буддизме Тхеравады принимают на себя различное количество обетов, есть ряд объединяющих их признаков. Таковыми являются: неукоснительное соблюдение целибата; подаяние как единственно возможная форма добывания средств существования.
Бхиккху С. Дхаммамитта — Отказ от сектантства
Ясное резюме монаха относительно актуальных заблуждений на тему «Хинаяны» — и «Тхеравады». Почему Тхеравада — это не «хинаяна», но — Буддаяна, Буддасасана, Буддадхамма.
Буддизм — самый научный и эффективный метод пресечения боли и страдания
Первый буддийский монах из Италии — дост. У Локанатха — говорит нам о том, что буддизм — самый научный и эффективный метод пресечения боли и страдания, — в своем выступлении «Четырнадцать вопросов для львов».