Свобода от природы Будды  —  Тханиссаро Бхиккху

Свобода от природы Будды — Тханиссаро Бхиккху


«Что есть ум? Ум не есть «что-то» …».

— Аджан Чаа


«Ум не хорош и не плох, но он является тем,
что осознает хорошее и плохое. Ум – это то,
что совершает хорошее или плохое.
И ум – это то, что отпускает, освобождается
как от хорошего, так и от плохого».

— Аджан Ли


Отсутствие врожденной природы

Будда никогда не поддерживал идею, когда уму приписывали бы какую-то врожденную природу, будь она светлой, дурной или даже будь она природой самого Будды*. Идея врожденной природы проскользнула в буддийскую традицию в более поздние времена, когда принцип свободы был забыт. Прошлая неблагая камма была представлена как полностью предопределенная, и казалось что с ней ничего не поделать, до тех пор, пока вы не признаете наличие в уме “внутреннего” Будды, который может её преодолеть, или “внешнего” Будды, который может вас от неё спасти. Но когда вы понимаете принцип свободы, что прошлая камма не формирует целиком ваше настоящее, и что настоящая камма есть вопрос свободного выбора умелой альтернативы, тогда вы понимаете, что идея врожденной природы является излишней, подобно багажу сверх нормы в пути.

Из-за этой идеи вы увязаете. Если вы предположите, что ум в своей основе плох, то будете считать, что не можете следовать по пути и будете стремиться искать помощь извне, чтобы работу выполнили за вас. Если же вы предположите, что ум в своей основе является хорошим, то будете считать, что можете следовать по пути, но в скором времени остановитесь, удовлетворившись этим. Такие допущения будут препятствием для старательности, которая необходима для того, чтобы идти по пути, и поддерживать вас на нем, когда путь создаст состояние относительного умиротворения и лёгкости, которое покажется надежным и очень реальным.

Если вы допускаете наличие природы Будды, то не только рискуете впасть в самодовольство и самоуспокоение, но также запутываетесь в колючем кустарнике метафизики: если что-то может случиться с пробужденной природой, то настолько ли она хороша? Как могло нечто пробужденное, которое является врожденным, вдруг стать загрязненным? Если ваша подлинная природа Будды введена в заблуждение, то, что помешает ей не стать жертвой заблуждения после повторного пробуждения?

Эти вопросы на более поздних стадиях пути становятся особенно важными, поскольку вы достигаете тонких уровней процессов конструирования (sankhāra). Если вы будете настроены на то, чтобы искать врожденную природу, то будете стремиться увидеть её, когда достигнете ярких, недвойственных стадий сосредоточения, которые называют беспредметными, в которых царит пустота и ненаправленность. Вы споткнетесь на той стадии, которая будет подходить под ваши предположения о том, какой является пробужденная природа. Но если вы будете настроены на поиск процесса конструирования, то увидите эти стадии как разновидность конструирования, что позволит вам их разобрать, умиротворить, до тех пор, пока вы не столкнетесь с таким покоем, который будет совершенно не сконструированным.

________

* прим. пер.: Надо заметить, что в Палийском Каноне можно обнаружить только лишь упоминание о том, что ум является сияющим, светозарным (pabhassara) если он не покрыт омрачениями. Ссылка на сутту, где об этом говорится:
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/an1_51-pathama-sutta-sv.htm


Перевод: Цветков Павел
За редакцию перевода выражаем благодарность
Евгении Евмененко и Григорию Ляпкину.

Источник: Head & Heart Together Essays on the Buddhist
Path by Ṭhānissaro Bhikkhu (Geoffrey DeGraff). Copyright 2016.
….

Previous Окончательная Ниббана и сознание. Изначальный ум Будды
Next Что случается с Арахантом после смерти? - Беседа Бхиккху Бодхи и Б. Алена Уоллеса

Об авторе

Вам также может понравиться

Остальные учителя

Искушение для Пратьекабудды. Палийский роман Пелевина

Не тот это буддизм, не пелевинский, точнее, не Пелевина времен «Чапаева и Пустоты», «t» и даже «Смотрителя», а Пелевина нового, бесстрастно-холодного, как та пресловутая улитка, слюнявящая Фудзи. В новом романе Пелевин мигрировал от тибетского буддизма к тхеравадинскому.

Цитаты

Между Тибетской традицией и традицией Тхеравада? — Аджан Брахмали

Тибетский буддизм является гораздо более измененной формой позднего буддизма. В частности, Тибетский буддизм фокусируется на идеале Бодхисаттвы, в то время как буддизм Тхеравады имеет своим идеалом Араханта (Архата, будды).

Лекции

Тханиссаро Бхиккху — Метта означает доброжелательность

В палийском языке для любви есть определённое слово – пема (pema), тогда как слово метта связано со словом митта (mitta) – друг. Всеохватывающая метта – это дружелюбие по отношению ко всем.