Терпение — Тханиссаро Бхиккху
Даже когда медитация не идёт должным образом, это всё же лучше, чем совсем не медитировать. Что значит лучше? У вас есть благоприятная возможность взглянуть на свой ум. Даже если вы ещё не разобрались в своих проблемах и, кажется, что всё идёт не так как вам бы хотелось, тот факт, что вы здесь наблюдаете за своим умом, означает, что есть надежда. Существует вероятность, что ответы придут, что вы всё поймете или вдруг увидите вещи таким образом, каким не видели прежде. Если же вы не смотрите, не наблюдаете, то вы всё это и не сможете увидеть.
Жизнь большинства людей наполнена отвлечениями. Как говорит Торо* о людях, живущих в тихом отчаянии: они проводят жизнь в шумных отвлечениях. Всё то, что действительно важно в их жизни, заглушается какими-то обязанностями. Даже когда они могут передохнуть от своих обязанностей, они заглушают себя другими отвлечениями: они требуют право голоса, требуют свои деньги. У них даже для себя нет времени. Но здесь у нас есть целые дни, недели, месяцы, чтобы понаблюдать за своим умом.
Так что напоминайте себе о том, насколько вам повезло быть здесь, то есть в таком месте, где практический результат – это не доллар. Практический результат или суть заключается в том, как вы тренируете свой ум. Это большая работа, но большая работа всегда требуют терпения. Что это означает? Это означает вашу готовность сидеть здесь со всем тем, что возникает и готовность использовать свою изобретательность для того, чтобы справляться с тем, что возникает, вашу готовность учиться на своих ошибках. Есть одна вещь, которая всё время подтачивает наше терпение – это то, что мы ошибаемся и из-за этого расстраиваемся. Мы легко сдаемся.
Если вы видите, что это происходит, то напоминайте себе, что прямо здесь в уме и возникает реальная проблема. И вы делаете всё необходимое для её решения. Если что-то не работает, попробуйте что-нибудь ещё. Если это не работает, попробуйте что-то другое. Если ничего не работает, просто сидите. Позвольте какое-то время всему происходить так, как оно происходит. Просто наблюдайте за тем, как всё происходит само по себе. И возможно, что у вас возникнет новое представление, новый подход, новое понимание…
________
Примечание переводчика
* Здесь дост. Тханиссаро Бхиккху приводит почти дословно высказывание американского писателя, мыслителя, натуралиста, общественного деятеля – Ге́нри Де́йвида То́ро (1817-1862) из его главной работы – «Уолден, или Жизнь в лесу» (1854).
Прямая цитата из книги:
«Большинство людей ведет безнадежное существование. То, что зовется смирением, на самом деле есть убежденное отчаяние… Большинство людей, даже в нашей относительно свободной стране, по ошибке или просто по невежеству так поглощены выдуманными заботами и лишними тяжкими трудами жизни, что не могут собирать самых лучших её плодов.
Для этого их пальцы слишком загрубели и слишком дрожат от непосильного труда. У рабочего нет досуга, чтобы соблюсти в себе человека, он не может позволить себе человеческих отношений с людьми, это обесценит его на рынке труда. У него ни на что нет времени, он — машина. Когда ему вспомнить, что он — невежда (а без этого ему не вырасти), если ему так часто приходится применять свои знания?».
— Генри Дэвид Тopo. «Уолден, или
жизнь в лесу». Изд. «Наука» М. 1979.
Перевод: Цветков Павел
Источник: Thanissaro Bhikkhu. Excerpt from
«Dying Friends» March 2, 2004
Материал взят из группы — The Skillful Teachings
of Thanissaro Bhikkhu
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Бхавана (медитация) — введение. Личный взгляд
Мы можем получить представление о том, что такое «буддийская медитация», взглянув на Путь, описанный Буддой, чтобы достичь различных ступеней Ниббаны. Ниббана — не эзотерическая концепция, как полагают многие. Вот почему мне нравятся синонимы «niveema» или «остывание». Ниббану можно ощутить даже на ранних стадиях практики.
Суан Моккх. Сад освобождения — Сантикаро Бхиккху
Забавно, но попытки вернуться к прежним дням часто воспринимаются как неортодоксальные или еретические. Как правило в качестве основы для сравнения люди принимают удобный для них статус-кво, а не первоначальное учение.
Как справляться с отвлечениями — Тханиссаро Бхиккху
Цель практики сосредоточения – постичь процесс намерений. Лучший способ это сделать – придерживаться такого намерения изо всех сил, потому что с ним можно будет сравнивать все остальные намерения и таким образом определить направления их движения.