Тханиссаро Бхиккху — Чистота сердца

Тханиссаро Бхиккху — Чистота сердца


Во время первых недель обучения у Аджана Фуанга мне стало казаться, что он обладает сверхъестественными способностями. Он никогда не выставлял их напоказ, но постепенно я почувствовал, что он может читать мои мысли и предвидеть будущие события. Я был заинтригован: Что ещё он знает? Как он это узнаёт? Должно быть, он заметил, какое направление приняли мои мысли, и однажды вечером он мягко пресёк их: «Знаешь», — сказал он — «вся цель нашей тренировки состоит в чистоте сердца. Остальное — просто игры».

«Чистота сердца» — я был более чем заинтригован этим выражением. Что-то глубоко внутри откликалось на него. Хоть я был крайне разочарован в христианстве, я всё ещё считал важным изречение Кьеркегора: «Чистота сердца — это желание единственного». Я не был согласен с Кьеркегором насчет того, чем является это «единственное», но я согласен с тем, что чистота сердца это самое важное сокровище жизни. И вот, Аджан Фуанг предложил научить меня, как развить её. Это одна из причин того, что я оставался с ним до самой его смерти.

Его основное определение чистоты сердца было вполне простым: счастье, которое никому не принесёт вреда. Но такое счастье трудно найти, а обычное счастье требует «пищи». В первом вопросе Samanera Pañha говорится: «Что есть один? Все существа зависят от пищи». Вот так Будда знакомит молодежь с вопросом причинности, — основное причинное отношение это не нечто возвышенное, как свет, отраженный зеркалами или драгоценности, освещенные драгоценностями. Это питание. 

Нашим телам для их благополучия нужна вещественная пища. Нашим умам, чтобы они работали, тоже нужна пища — приятный чувственный контакт, намерения, само сознание. Если вам до сих пор нужны доказательства того, что взаимосвязанность — это не всегда радостно, просто созерцайте, как существа в этом мире кормятся друг другом, физически и эмоционально. 

Сосуществование — это взаимное поедание. Как сказал однажды Ачан Суват, мой второй учитель: «Если бы существовал бог, который может сделать так, что продолжая есть, я смогу насытить всех в этом мире, я бы склонился перед таким богом». Но процесс питания устроен иначе.

Обычно, даже благонамеренные люди могут и не увидеть, какой вред приносит процесс питания. Мы настолько подчинены питанию, что не видим его более глубокого влияния. После ужаса рождения, нашим первым удовольствием было добраться до пищи. Мы делали это с закрытыми глазами, и большинство людей всю жизнь не открывает глаз, чтобы увидеть последствия питания. 

Но когда вы уходите в тихое, уединенное место и исследуете свою жизнь, вы начинаете видеть, что даже просто содержать тело и ум в сытости — это огромная проблема. С одной стороны, вы видите страдания, которые создаёте другим только из-за того, что вам нужно питаться. С другой стороны, вы видите нечто ещё более обескураживающее, — эмоции, которые возникают, когда вы чувствуете, что ваши тело и ум не получают достаточно пищи. 

Вы понимаете, что до тех пор, пока ненадёжны источники пищи для вашего тела и ума, — вы сами также ненадежны. Вы видите, почему даже хороший человек может дойти до состояния, когда он становится способен на убийство, обман, измену или кражу. Быть рожденным с телом — значит быть рожденным с ворохом потребностей, которые могут ошеломить и подчинить себе наши умы. 

К счастью, мы, люди, имеем возможность окультурить свои привычки питания, научаясь отлучать себя от нездоровой пищи образов, звуков, запахов и т.д., — и находить здоровую пищу внутри себя. Когда мы учимся ценить радость щедрости, честности, сострадания и доверия, мы видим, что эта радость насыщает сильнее, чем простое удовольствие присвоения всего, до чего можно дотянуться. Мы понимаем, что наше счастье не может быть независимым от счастья других. Мы способны отдавать друг другу наше имущество, наше время, нашу любовь, самих себя, — и видеть в этом не потерю, а взаимную выгоду.

К сожалению, эти качества сердца обусловлены — они находятся в зависимости от хрупкого сплетения убеждений и чувств — веры в справедливость и благую природу человека, чувств любви и доверия. Когда такая связь рвётся, а это очень легко случается, сердце может стать порочным. Мы видим примеры этого в разводах, неполных семьях, в обществе в целом. 

Когда безопасность источника нашего питания, — основа нашего умственного и материального благополучия, — находится под угрозой, наиболее утонченные качества ума могут исчезнуть. Люди, которые верят в доброту, могут внезапно начать искать отмщения. Люди, придерживающие ненасилия, могут внезапно начать призывать к войне. И те, кто сеет распри, — высмеивая сострадание, благоразумие, нашу человечность в целом, — находят добровольных сторонников своему закону джунглей. 

Вот поэтому сострадания, которое основано только на вере или чувствах, не достаточно, чтобы поручиться за наше поведение, и поэтому же тренировка ума для достижения необусловленного счастья, — не эгоистична. Она необходима, если вы цените сострадание и доверие, ведь только необусловленное счастье может гарантировать чистоту вашего поведения. 

Такое счастье не зависит от времени и пространства, оно неподвластно изменениям. Никто не сможет угрожать источнику его питания, потому что оно не нуждается в пище. Когда вы достигаете даже проблеска такого счастья, ваша убеждённость в ценности умелых качеств становится непоколебимой. Тогда и другие люди смогут полностью доверять вам, и вы сами сможете действительно доверять себе. У вас ни в чём не будет недостатка. 

Это и есть то единственное, в чём состоит чистота сердца. 



Автор текста:  Тханиссаро Бхиккху 
Перевод:  ае  
Источник: https://www.dhammatalks.org/books/PurityOfHeart/Section0004.html
Традиция Тхеравада. Буддаяна


Это перевод статьи из сборника «Purity of Heart — Essays on the Buddhist Path».
Текст можно копировать, переформатировать, распечатывать, публиковать – распространять любым способом при условии, что 1) он будет доступен безвозмездно; 2) все копии и производные от текста (включая переводы) сохранят ссылку на первоисточник; 3) во всех копиях и производных будет сохранён текст этой лицензии. В остальном, права принадлежат автору оригинала.  
….

Previous Тханиссаро Бхиккху - Метта означает доброжелательность
Next Созерцание чувств - Ньянапоника Махатхера

Об авторе

Вам также может понравиться

История школ

Что такое Тхеравада? — Аджан Сучитто

Буддисты Тхеравады заявили: «Индийскими и махаянскими учениями является Всё То, чем мы никогда не будем. Нет. Сохранение Первоначального чистого Учения Будды — это наша главная и первоочередная обязанность.»

Лекции

Открывая двери к Дхамме — Тханиссаро Бхиккху

Когда речь идёт об уважении, пожалуй, самым тонким искусством является способность уравновесить все три аспекта уважения: уважения к себе, уважения к принципу обусловленности и уважения и знаниям других людей.

Цитаты

Простота — Бханте Шравасти Дхаммика

Простота придаёт человеку, у которого она присутствует, определенную привлекательность, красоту и естественность. Будда часто связывал это качество с качеством мягкости – маддава (maddava) и скромности – ладжава (lajjava) (D.III, 213; Sn.250).