Древняя  Тхеравада и современный буддизм.  Учение старцев.  Буддаяна
22.09.2019 3908 Views

Древняя Тхеравада и современный буддизм. Учение старцев. Буддаяна


Что такое Тхеравада? Учение старейших


Тхеравада (Pāli: थेरवाद theravada (ср. Санскрит: स्थविरवाद sthaviravāda) буквально, «Учение старейшин», или «Древнее учение») — самая древняя из сохранившихся буддийских школ. Она относительно консервативна и в целом наиболее близка к раннему буддизму и на протяжении многих веков была преобладающей религией Шри-Ланки (около 70% населения) и большей части континентальной Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Бирма, Таиланд).

Его также практикуют меньшинства в некоторых частях юго-западного Китая (этнические группы шань и тай), Вьетнам (кхмер-кром), Бангладеш (этнические группы баруас, чакма и маг), Малайзия, Филиппины и Индонезия, в то время как в последнее время набирает популярность в Сингапуре и Австралии. Сегодня в мире насчитывается около 250 миллионов буддистов тхеравады, а в последние десятилетия тхеравада начала укореняться на западе и в буддийском возрождении в Индии.


Философская школа Тхеравады — Вибхаджьявада


Будда не называл своих последователей буддистами и фактически по крайней мере в одном случае рекомендовал называть буддизм вибхаджьявадой, что означает «учение об анализе». Последователей называли бы вибхаджьявадинами, что в основном означало бы «аналитиков» или «тех, кто анализирует».

Учения Будды сосредоточены на Благородном Восьмеричном Срединном Пути, который характеризуется Нравственностью (этикой), Сосредоточенностью ума (медитацией) и Мудростью (постижением). Все три культивируются в 8-кратном пути. Есть много школ буддизма и множество его разновидностей, каждая из которых подчеркивает различные аспекты на практике, такие как сложные ритуалы, пение, медитация, идеал бодхисаттвы и простирания.

Тхеравада устанавливает баланс между различными типами практики, при этом примерно одинаковое значение уделяется всем типам, включая пение / молитву (например, молитвы о любви и доброте), медитацию, щедрость и помощь другим, а также чтение / изучение и анализ.

Вопреки некоторым убеждениям, Тхеравада включает в себя акцент на сострадании, щедрости и помощи другим, включая помощь им в их достижениях. Существует только больше равных возможностей для индивидуальных достижений, а также для помощи другим и другим практикам, упомянутым здесь.

Тхеравада также признает, что прогресс на Пути является постепенным, что способствует постепенному обучению, связанному с медитацией и изучением.
В Палийском каноне, Маджхима Никайя, Киагири Сутта 70.22, — Будда говорит:

«Бхиккху, я не говорю, что окончательное знание достигается сразу. Напротив, окончательные знания достигаются путем постепенного обучения, постепенной практики, постепенного прогресса».

Далее Будда говорит об изучении дхаммы, следовании дхамме, обретении веры или уверенности в учении, слушая его, запоминая его и практикуя. В «Маджхима никая субха-сутта» 99.4 Будда говорит: «Я тот, кто говорит после анализа». В «Маджхиме никая ганакамоггалахе» сутте 107.3 Будда утверждает:

«Брахман может описать постепенное обучение, постепенную практику и постепенный прогресс в этой Дхамме и дисциплине».

В нескольких местах Будда говорит о проведении расследования. Даже те части, которые относятся к вере или уверенности в Будде (как в просветленном) или в учениях, предназначены только после изучения учений, чтобы увидеть, хороши ли они и имеют ли они смысл.

«Здесь, бхиккху, когда он проводит тщательное расследование, бхиккху тщательно исследует таким образом: «Много разных видов страданий, которые возникают в мире, возглавляемом старением и смертью: что является источником этого страдания, каково его происхождение из чего это рождается и производится? Когда существует старение и смерть? Когда то, чего не существует, наступает старение и смерть?»

— Саньютта Никая 12.51

Упали жил во времена Будды и был последователем другой религии и пошел к Будде, чтобы поспорить с ним и попытаться обратить его. Но после разговора с Буддой он был настолько впечатлён, что решил стать последователем Будды. Но Будда сказал:

«Сначала проведите надлежащее расследование. Правильное расследование хорошо для такого известного человека, как ты». Теперь я ещё более доволен и удовлетворен, когда Бхагаван говорит мне: «Сначала проведи надлежащее расследование». Ибо, если бы представители другой религии закрепили меня за дисциплину, они бы выставили плакат по всему городу с надписью: «Упали присоединился к нашей религии». Но Бхагаван говорит мне: сначала проведите надлежащее расследование. Надлежащее расследование хорошо для такого известного человека, как вы.»

— Маджхима Никая 2.379

Пятая часть или книга «Саньютта никайя» подробно рассказывает о 37 вспомогательных средствах для просветления (что похоже на набросок готовой схемы / модели пути к просветлению) и наиболее распространенных умственных факторах, обнаруженных в соответствии со списками и Буддагхосой в «Висуддхимагге» («Путь очищения») исследование, внимательность и мудрость. Это также показывает превосходство завершения анализа и достижения мудрости в религии Будды и отказа от слепой веры.

Школа Вибхаджьявады говорит, что первый шаг к пониманию должен быть достигнут посредством опыта, критического исследования и  рассуждения соискателя, а не слепой верой. Эта школа была представлена ​​Шри-Ланке Преподобным Махиндой, сыном императора Ашоки, который привез с собой Палийский канон. Вибхаджджавада является предком школы, известной сегодня как тхеравада.

В одной беседе Будда подчеркивает
важность как медитации, так и изучения:

«Есть эксперты по дхамме, которые восхваляют только монахов, которые также являются экспертами по дхамме, но не те, кто медитируют. И есть медитирующие, которые восхваляют только тех монахов, которые также являются медитирующими, но не тех, кто являются экспертами по дхамме. Таким образом, ни один из них не будет доволен, и они не будут практиковать для блага и счастья множества людей, для блага множества людей, для блага и счастья дэвов и людей».

— Ангуттара Никая 4.46

Будда продолжает восхвалять как изучение дхаммы, так и практику медитации. До сегодняшнего дня есть некоторые группы, которые принижают других, хотя на самом деле и изучение, и медитация одинаково важны и восхваляются Буддой.

Третий Буддийский Собор под руководством Моггалипутты Тиссы подчеркнул этот аналитический подход. Некоторые подразделения школы стхавира, которые приняли этот подход, были перегруппированы и названы последователями Вибхаджьяавады. Школы, которые не входили в группу Вибхаджьявады, — а это были Махасангхики, а также школы Сарвастивада и Самматия, — их вибхаджьявадины считали «еретиками», школами «неправильных воззрений», согласно тхеравадинской книге Катхаваттху, работе, приписываемой традицией араханту Моггалипутте Тиссе.

Таким образом, Моггалипутта Тисса рассматривается буддийской традицией Тхеравада как основатель философской традиции Вибхаджьявада, выражением которой сегодня является Тхеравада, а также как автор Катхаваттху. Он рассматривается как Великий защитник истинного учения Будды и хранитель Дхаммы против опасности утраты и заблуждения, в то время, когда возникло много неправильных ошибочных взглядов, и как мощная вдохновляющая сила, стоящая за буддийскими миссионерскими усилиями эпохи Императора Ашоки.


Исследователь буддизма Дэвид Калупахана видит в нем буддийского философа, раннего предшественника Нагарджуны, который является Великим провозвестником Срединного Пути и апологетом первоначальных философских идеалов Будды. В буддизме тхеравады Могалипутта Тисса рассматривается как героическая фигура эпохи царя Ашоки, он очистил Сангху от не-буддийских и еретических взглядов, а также был Великим Вождём Сангхи во время распространения буддизма по всей Южной Азии, что особенно важно для судьбы Шри-Ланки. Ученый исследователь буддизма Дэвид Калупахана рассматривал основной философский вклад Моггалипутта-тиссы как «последовательное устранение крайних абсолютистских и эссенциалистских или редукционистских взглядов», которые были несовместимы с Первоначальной буддийской философией.

Он также рассматривал Моггалипутту Тиссу как предшественника Нагарджуны, поскольку оба они были успешны в защите подхода срединного пути, который избегает как крайности этернализма, так и крайности нигилизма (аннигиляционизма), и оба они защищали доктрину пустоты и безсущности всех дхарм (дхамм).

Таким образом, Тхеравада по достоинству может рассматриваться как основа буддизма с его происхождением во времена Будды и одинаковой важностью для всех форм практики. Возможно также, не исключено, что другие школы/ветви буддизма не ошибаются и фактически также находятся на пути к просветлению, так или иначе, — но просто они больше подчеркивают различные характеристики и аспекты и специализируются на одной или нескольких формах практики, но не отвергают основание, фундамент учения.


Классическая Тхеравада. Вчера, сегодня, завтра


Классическая тхеравада — это термин, который был создан для определения ряда буддистов тхеравады, которые придерживаются более буквального толкования текстов типитаки и неукоснительно следуют правилам Винайи.

Если говорить, о последовательности практики и рассматривать её модель продвижения, то Классическая Тхеравада делает упор на учебу. Многие из тех, кого можно назвать классическими тхеравадинами, изучают пали, много читают и изучают священные писания буддизма (в частности, палийский канон). (Это не означает, что современные тхеравадины не знают и не изучают пали; на самом деле, есть много современных тхеравадинов, которые хорошо разбираются в пали, но, как правило, меньше внимания уделяется изучению пали полностью в современной тхераваде.)

Практика обычно осуществляется в определенном порядке:

  1. — Изучение текстов, писаний
  2. — Глубокое понимание пали
  3. — Сила (нравственность)
  4. — Дана (щедрость)
  5. — Бхавана (практика медитации)
  6. — Ниббана (конечная цель)


Существуют некоторые различия в акцентах и интерпретации отдельных положений учения с другими тхеравадинами. Классическая тхеравада, бывает иногда, противоречит современной тхераваде по нескольким вопросам, но, вероятно, лучше всего предохраняет Дхамму от разбавления другими учениями, от ослабления учений, которые могут прийти с синкретизмом, что может происходить в мультикультурных обществах.

Классическая тхеравада рассматривает в качестве подлинного аутентичного Буддийского писания только Палийский Перво-канон, она склонна рассматривать другие писания, и особенно сутры и шастры Махаяны, как практически еретические, раскольнические и противоречащие учению Будды. Классическая Тхеравада также высоко ценит ранние комментарии к Палийскому канону. Так Висуддхимагга, в частности, пользуется большим уважением.

Вимуттимага — это «Путь свободы», трактат, в котором излагаются различные аспекты пути к пробуждению (самбодхи), понимаемые в традиции тхеравады. Автором работы является арахант древности Упатисса, который, возможно, жил в 1–3 веке нашей эры. Считается, что эта работа послужила источником вдохновения для более позднего и более всеобъемлющего сборника «Путь очищения» Буддагхосы (Висуддхимагга).

Современная Тхеравада. Чему учил Будда?


Какова же Тхеравада в её современной форме? «Прогрессивная» форма буддизма Тхеравады иногда известна как «прогрессивная тхеравада» или, чаще, «современная тхеравада» или «ранний буддизм», «Первоначальный (оригинальный) буддизм». Будда был реформатором и революционной фигурой, которая бросила вызов авторитету Вед и Брахманов. Таким образом, так называемая Современная Тхеравада — это не что иное, как древняя Тхеравада или «Ранний Буддизм», согласно многим тхеравадинским буддистам.


Современная Тхеравада на самом деле является «современным движением возврата к самым ранним учениям Будды / Буддизма» и, таким образом, может быть более точно названо Ранним Буддизмом.

Практика в её случае обычно продолжается по такой формуле:

  1. — Бхавана (практика медитации, базовая)
  2. — Изучение текстов, писаний
  3. — Сила (нравственность)
  4. — Дана (щедрость)
  5. — Бхавана (практика медитации, продвинутая)
  6. — Ниббана (конечная цель)

Многие новообращенные буддисты или другие люди, заинтересованные в буддийской медитации, обычно привлекаются к современной тхераваде из-за ее гибкости и способности адаптироваться к конкретным культурам, особенно из областей, обычно определяемых как «западные» нации.

Вначале, как правило, основное внимание уделяется медитации, а затем, по мере ее продвижения, проводятся дальнейшие исследования, и постепенно некоторые принимают более буддийские принципы. Согласно «Современной тхераваде», это было бы примером искусных средств, а не какого-либо отклонения от учения Будды.

Согласно Современным тхеравадинам, ирония термина «современная» тхеравада заключается в том, что на самом деле он соответствует ранним учениям Будды. Ниже перечислены некоторые основные принципы
(которые отличают его от буквалистских или фундаменталистских взглядов).


Основные положения


  1. Практика медитации, изучения сутт, обсуждения и практики преданного служения одинаково важна. Но особое внимание уделяется медитации и изучению сутт, а не обрядам, ритуалам и церемониям.
  2. Мужчины и женщины могут практиковать вместе в монашеской среде.
  3. Дхамму можно преподавать на английском или другом языке местного сообщества.
  4. Может существовать международная электронная сангха.
  5. Различные буддийские традиции, возможно, являются в той или иной форме проводниками к Полному совершенному просветлению, — и не исключено, что их последователи могут чему-то полезному научить(-ся) друг (у) друга.
  6. Миряне могут обучать не только других мирян, но и монахов.
  7. Женщины могут учить мужчин и монахов.
  8. Женщины могут стать полностью посвященными бхиккхуни (монахинями), если они того пожелают.
  9. Можно интерпретировать планы существования как физические места или как ментальные состояния, и ни один взгляд не препятствует тому, чтобы его называли буддистом.
  10. Склонность к вегетарианству и заботе об окружающей среде. Современные тхеравадины, скорее всего, будут вегетарианцами или, по крайней мере, в основном вегетарианцами.


В качестве обоснования вышеперечисленного существует несколько сутт, которые обеспечивают поддержку всего вышеперечисленного, также ниже перечислены некоторые примеры для каждого пункта выше:

1. «Это бхиккху, потому что он развил и развил одну способность, поэтому бхиккху, уничтоживший пороки, объявляет окончательное знание таким образом. Что это за факультет? Способность мудрости».

— Саньютта Никая 48

«А какие пять нижних оков? Воззрения о самости, эго, я, атте; неопределенность; привязанность к обрядам, ритуалам и церемониям; чувственное желание; и злая воля».

— Ангуттара Никая 10.13

2. В современном мире может быть недостаточно центров для обеспечения гендерной сегрегации монашеских общин, особенно в странах, которые преимущественно не являются буддистскими. Это соответствует желанию Будды распространить Дхамму повсюду:

«Странствуй, о бхиккху, для благополучия множества людей, для счастья множества людей, из сострадания к миру, для блага, благополучия и счастья дэвов и людей. Пусть двое не пойдут одинаково. Учите, о бхикху, Дхамме, которая хороша в начале, хороша в середине, хороша в конце, с правильным значением и выражением».

— Саньютта Никая 4.453

3. «Я позволяю вам, о Бхиккху, выучить слово Будды, каждый на своем диалекте».

— Чуллавага, Винайя

4. Также в соответствии с современными условиями
распространения Дхаммы, как номер 2 выше.

— Саньютта Никая 4.453

5. «Другой человек практиковал создание заслуг, отдавая, а также нравственно дисциплинируя в высокой степени; но он не взял на себя заслуги с помощью медитации. С распадом тела, после смерти он переродится среди людей в благоприятном состоянии. Или он возродится в компании дэвов Четырех Великих Царей».

— Ангуттара Никая 4.241-243

6. «Но тот, кто живет чисто и самоуверенно, в тишине и добродетели, кто не причиняет вреда, не причиняет вреда и не обвиняет, даже если он носит хорошую одежду, до тех пор, пока он также имеет веру, он истинный искатель».

— Дхаммапада, глава 10, стих 142

«Нет никаких ограничений, с помощью которых Читта, домохозяин, мог вернуться в этот мир».

— Саньютта Никая 41.9
(Читта был невозвращенцем и мирянином)

«Я говорю, что нет разницы между мирянином, который освобожден в уме, и бхикху, который был освобожден в уме, то есть между одним освобождением и другим».

— Саньютта Никая 55.54

7. «Бхиккхуни Дхаммадина мудр, Вишакха, бхиккхуни Дхаммадина обладает великой мудростью. Если бы вы спросили меня о значении этого, я бы объяснил вам так же, как это объяснил бхиккхуни Дхаммадина. Таково его значение, и вы должны помнить это».

— Маджхима Никая 44.31 (По случаю, когда Бхиккхуни Дхаммадина произносит речь Дхаммы человеку, который слушает Будду)

8. «Я не приму заключительную Ниббану, пока у меня не появятся монахини и ученицы-женщины, которые являются совершенными, пока у меня не появятся последователи-миряне и последователи-миряне, которые являются совершенными».

— Дигха Никая 16.3.8

9. Трех потомков Мары зовут Лобха, Доса и Моха, что означает Жадность, Ненависть и Заблуждение (ментальные состояния).

— Самьютта Никая 1, Мара-самьютта

10. «Монахи, мирские последователи учения не должны заниматься пятью видами деятельности. Какие пять? Торговля оружием, торговля людьми (рабами), торговля мясом животных, торговля наркотическими веществами и торговля ядами».

— Ангуттара Никая 5.177

«Он не должен убивать живое существо, не заставлять его убивать и не должен подстрекать другого убивать. Не причиняй вреда ни одному существу, сильному или слабому, в мире».

— Кхуддака Никая, Сутта Нипата, Дхаммика Сутта


Происхождение понятия «Современная тхеравада»


Термин Современная Тхеравада, возможно, возник вначале в сети интернет, где по Тхераваде был суб-форум под названием Современная Тхеравада, где вышеупомянутая информация была размещена доктором Дэвидом Снайдером. Информация также размещена на дискуссионном форуме для Dhamma Wiki, в «Колесе Дхаммы».

Некоторые отмечают, что взгляды «Современной Тхеравады» должны быть более точно названы «Ранним буддизмом», поскольку они следуют самым ранним из известных учений. Но это может вызвать некоторые разногласия среди тех, кто называет себя классической тхеравадой. Возможно, чтобы исправить это, можно описать «Современную тхераваду» как  «современное» движение, чтобы вернуться к самым ранним учениям Сутта-питаки и Винайя-питаки.

Ключевая идея современной Тхеравады — это пламенный призыв вернуться обратно к Будде, назад к Истокам, — это идея необходимости сосредоточиться на суттах Палийского канона, а не на позднейших мифических представлениях и трансформациях, которые происходили с Дхаммой со временем.

С целью подтверждения достоверности ранних сутт Палийского Канона, современные буддисты иногда сверяют их содержание с агамами. В буддизме агама (санскрит и пали для «священная работа» или «священного писания») — это собрание ранних буддийских писаний, из которых есть четыре, которые вместе составляют Сутра Питаку Ранних (до-махаянских) санскритских школ.

Различные школы имели разные версии каждой агамы, и четыре агамы имеют прямые параллели первым четырем коллекциям (никаям) Сутты Пинаки Палийского канона школы Тхеравады, они аналогичны и эквивалентны палийским суттам.

Агамы различных школ, в первую очередь Сарвастивады, полностью сохранены в китайском переводе, и лишь только небольшие отдельные части сохранились на санскрите и в тибетском переводе.

Другие по-прежнему утверждают, что Современная Тхеравада — это не совсем или не до конца Тхеравада, поскольку они в основном отвергают Комментарии или считают их не очень авторитетными.

Но это ошибочно, потому что если мы посмотрим на самые ранние определения буддизма, мы увидим, что ранний буддизм без комментариев также назывался «тхеравада». Не вдаваясь в обсуждение всех различных ранних школ, если мы посмотрим на простой быстрый график того, что называлось буддизмом, то ранний буддизм и до комментариев был назван тхеравадой:

Время Будды: «Буддизм» называется Дхамма-Винайя

Первый Собор: Дхамма-Винайя (483 г. до н.э.)

Второй Собор: Дхамма-Винайя (350 г. до н.э.)

Третий Собор: Вибхаджавада («доктрина анализа»)
и вскоре после этого: Тхеравада (250 г. до н.э.)

Четвертый Собор: Тхеравада (100 г. до н.э.)
Абхидхамма стала частью Канона на Третьем Соборе.


Комментарии были написаны с 300 г.
по 13 век н.э. после Четвертого Собора.

Таким образом, тот, кто следует «тхераваде» в том виде, в каком она должна была быть от Первого до Третьего Соборов, будет «тхеравадином», хотя сегодня их можно назвать «современной тхеравадой».

Те, кто высоко ценит Комментарии, также являются тхеравадинами, поскольку они также используют Типитаку в качестве своего учения, но просто также они добавили учения и комментарии более поздних старейшин.


Западный буддизм. Тхеравада и Буддаяна


Западный буддизм — это термин, который иногда используется в современных развитых странах, где буддизм всё ещё в новинку. Некоторые «западные буддисты» использовали этот термин для обозначения такого типа буддизма, который меньше полагается на обряды, ритуалы и церемонии и больше внимания уделяет медитации.

Этот буддизм имеет много общего с Современной Тхеравадой, но однако же, он всё же не должен считаться тем же самым. Использование термина «западный буддизм» в первую очередь не совсем неуместно. Это из-за следующих причин:

Некоторые из стран, включенных в обозначение «Западный», даже не находятся на Западе, например, Австралия и Новая Зеландия. Используя термин «западный», на самом деле нужно исключить азиатов из этой категории. Это фактически относится к белому, европейскому и черному, африканскому происхождению, обращенному к буддистам и, возможно, к их детям, но явно или по крайней мере неявно исключает азиатов.

Многие буддисты азиатского происхождения живут в современных развитых «западных» странах и также родились в этих «западных» странах. В Шри-Ланке и других странах наблюдается растущая тенденция к переходу к принципам современной Тхеравады среди мирян и буддистов-монашествующих, которые никогда даже не были в «западной» нации.

Следовательно, тенденцию отхода от обрядов, ритуалов и церемоний следует более точно назвать просто современной тхеравадой, без какого-либо специального использования термина «западный».

Таким образом, Буддаяна — это термин для более аутентичного, прогрессивного, терпимого и всеобъемлющего буддизма. Буддаяна призывает стараться в той или иной степени использовать мудрость всех буддийских традиций, но при этом ни в коей мере не жертвуя изначальной аутентичностью подлинной Дхаммы.

Как правило, буддизм в современном и стремительно изменяющемся мире требует некоторых адаптаций, чтобы соответствовать современным глобальным процессам, изменений, которые, возможно, поддерживает Дхамму, поскольку Будда дал несколько учений о средствах сохранения и защиты Дхаммы от исчезновения, — в том числе, позволив, если это необходимо, отменять незначительные правила обучения, если необходимо, и адаптируясь к местным обычаям и языку. Многие из этих идей и принципов с тех пор были успешно включены в современную тхераваду.

Дхамма — это Истина и реальность, пронизывающая все стороны жизни, и это глубокое указание Будды на эту истину. Для буддистов Дхамма содержится в Палийском Перво-Каноне, в ранних палийских суттах.

Палийские сутты — это «дискурсы», приписываемые историческому Будде и ведущим ученикам, записанные на палийском языке и сохраненные в буддийской традиции тхеравады. Первоначально сохранившиеся посредством устной передачи, они были записаны, начиная спустя пару веков после смерти Будды, и закончили (или «закрыли») пару столетий спустя. Есть пять «коллекций» или Никай. У многих из них есть прямые параллели и явные аналогии в китайских Агамах.

Ранний буддизм — это учение первоначального периода развития буддизма, начиная с самого пробуждения и учения Будды. Этот период длился три или четыре века. Лучшие ресурсы, которыми мы располагаем для раскрытия раннего буддизма, — это две основные записи дискурсов Будды, палийские сутты и китайские Агамы.

Ранний буддизм был вытеснен периодом принципа Абхидхаммы, который проник и повлиял на более поздние сутты, и привел к развитию исторических школ, определенных учеными и полемистами. Здесь нас особенно интересует его практическое освободительное ядро ​​«буддаяна».

Буддаяна — средство Пробуждения, Путь Будды, является одной из остроумных выдумок Аджана Буддадасы в русле его понимания «Первоначального буддизма» или «Будда-Дхаммы до того, как с ней смешались воззрения различных школ». Это коренное видение и Путь Дхаммы, не принадлежащие ни одной из так называемых поздних «школ», как они проявляли себя в истории буддизма, но являющееся незыблемым основанием, принципом, лежащим в основе их всех.

Наиболее отчетливо этот Принцип Пробуждения (Будда-яна) проявляется в самых глубоких, прямых и прагматических дискурсах Раннего буддизма, ещё пока незапятнанных напластованиями концепций и интерпретаций Абхидхармы, а также институционализирующими влияниями, и в учениях, которые указывают на коренные силовые нити, непосредственно поддерживающие пробуждение и приводящие прямо к нему.

Во все времена Великие учителя вновь и вновь пробуждают его просветляющее сердце. Так, например, подход «радикального консерватизма» Аджана Буддадасы раскрыл Буддаяну в Сиаме (Таиланд) XX века. Наш долг — пробудиться к нему здесь в эти смутные и жестокие времена.


История происхождения и развития Тхеравады


Школа тхеравады, в конечном счете, образована от группы последователей «Вибхаджьявада» (или «учение об анализе»), которая была продолжением более старой группы стхавира (или «учения старейшин») во время Третьего буддийского собора около 250 г. до н.э., во время царствование императора Ашоки в Индии. Вибхаджавадины считали себя прямыми последователями ортодоксальной Стхавиравады (см. Второй Собор). Школа Тхеравады выделилась как прямая чистокровная наследница учений Вибхаджьявады, представляющая наиболее ортодоксальную позицию Первоначального чистого буддийского учения (Саддхамма Буддаяна).

Сами Вибхаджавадины считали себя продолжением ортодоксальных стхавир, и после того, как Третий Собор продолжил называть свою школу стхавирами / тхерами («старейшинами»), — их доктрины, вероятно, были похожи на более старых стхавир, хотя и не были полностью им идентичны. После того, как географическое расстояние Третьего Собора привело к тому, что вибхаджджавадины постепенно трансформировались в четыре группы: Махишасака, Кашьяпия, Дхармагуптака и Тамрапарния. Тхеравада происходит от Тамрапарнии, что означает «линия Шри-Ланки». Некоторые источники утверждают, что исключительно только школа Тхеравада является  чистокровной  прямой наследницей непосредственно из традиции Виббхадджьявады (Вибхаджавада).


Основные доктрины


Основные доктрины тхеравады взяты из учений, найденных в палийском каноне раннего буддизма. К ним относятся Четыре Благородные Истины, Благородный Восьмеричный Средний Путь и Помехи Просветлению. В Тхераваде практически нет смысла в поклонении, и упор делается на умственное развитие посредством медитации.


Уровни достижения в практике и 10 главных помех на Пути

Будда — это тот, кто полностью просветлен. Человека, который является полностью и всецело просветленным, но при этом не Первым Буддой нашего времени, на пали называют Арахант. Такой человек уничтожил все десять препятствий к просветлению:

  1. Вера в постоянную личность, эго
  2. Сомнение, крайний скептицизм
  3. Привязанность к обрядам, ритуалам и церемониям
  4. Привязанность к чувственным желаниям
  5. Недоброжелательность, гнев, злоба
  6. Жажда к существованию в мире форм (небесных царств)
  7. Жажда к существованию в Бесформенном мире (райские миры)
  8. Тщеславие (гордыня, самомнение)
  9. Неугомонность (беспокойство)
  10. Невежество (неведение)


Анагамин (невозвращенец) полностью устранил первые пять препятствий и никогда не возвращается на Землю или в любую другую мировую систему (планету, солнечную систему). Такой человек возрождается в небесном царстве и оттуда достигает просветления.

Сакадагами (однажды возвращающийся) устранил первые три препятствия и значительно ослабил четвертое и пятое; привязанность к чувственным желаниям и злой воле. Такой человек возродится в человеческом или небесном царстве и достигнет там просветления.

Сотапанна (входящий в поток) уничтожил первые три препятствия и будет возрожден не более семи раз, и перерождение будет как человек или дэва в небесном царстве.


Статья доктора Гунасакеры о формах, которые принимает Тхеравада


По словам доктора Гунасакера, буддизм тхеравады
принял четыре отличительные формы на Западе
и во всем мире, в наше время:

A. Модель светского буддийского общества. Это связано с интенсивным изучением Дхаммы в ее первоначальной формулировке, изложенной в Палийском каноне, развитием норм жизни в существенном соответствии с требованиями Дхаммы и поощрением соблюдения Дхаммы в целом.

B. Оригинальная модель лондонской Вихары. Эта модель охватывает цели светских обществ, но делает больший акцент на необходимости размещения рукоположенных монахов для разъяснения Дхаммы. В своей интерпретации Канона он имеет тенденцию уделять больше внимания толкованию Буддхагхоши, в то время как светские общества склонны исходить из самого Канона.

C. Модель Ланкарамы. Это этническая буддийская модель по преимуществу. По-видимому, его главная цель заключается в удовлетворении духовных потребностей групп экспатриантов, использующих конкретные национальные модели буддизма, которые практикуются в их родных странах, без какого-либо учета его актуальности для универсальности учения Будды или внешних условий в принимающей стране.

D. Модель Медитационного (ретритного) Центра. Здесь буддийское учреждение превращается в центр «медитации» под руководством самопровозглашенного «учителя». Практика медитации — это упрощенная форма первого основания сатипаттханы, игнорирующая все предпосылки, которые Будда старался излагать для правильной практики этой техники осознанности.

Доктор Гунаскера утверждает, что модели A и B являются подходящими способами следования учениям Будды, тогда как модели C и D являются отклонениями от учений.

Вариации A, а иногда и B, и D, как правило, представляют собой современную тхераваду, которая фокусируется на палийском каноне и признает, что некоторые из сутт не должны восприниматься слишком буквально. Вариация B, а иногда и C — это классическая тхеравада, которая имеет тенденцию использовать буквальное слово из писаний в палийском каноне и комментариях.


Обновленная версия: формы Тхеравады в наше время


Статья доктора Гунасакеры очень хорошая, но она устарела в 21 веке, когда буддизм практикуется во многих местах и ​​по-разному, в том числе в Интернете с различными форумами и блогами.

Итак, обновленная версия: формы, которые принимает Тхеравада в наше время:


A. Движение светской осознанности. В этой форме люди используют буддийские техники для улучшения психического и психологического благополучия, а также могут использовать буддийскую осознанность в корпоративной обстановке, известной как «Корпоративная осознанность». Те, кто следуют этой форме, могут даже не встретиться в храме и могут встретиться онлайн, в офисе или в студии йоги. Вера в перерождение является необязательной, и большинство, по крайней мере, скептически относятся к перерождению и обычно не следуют многим буддийским практикам, кроме медитации.

B. Центр медитации Тхеравада / випассана. В этой форме участники практикуют випассану и другие формы буддийской медитации Тхеравады в группах мирян, под руководством сверстников и в ретритных центрах. Они могут иногда встречаться в буддийских храмах, но в основном встречаются в студиях йоги, в арендуемых помещениях или в домах друг друга. Как правило, есть лидер группы, который является непрофессиональным учителем Дхаммы, который также может иметь постоянную работу на полный рабочий день, а также преподавать и руководить группой в свободное от работы время.

C. Традиционный храмовый (монастырский) буддизм. В этой форме буддизм практикуется в храме и включает в себя церемонии Прибежища и Заповедей, мероприятия по празднованию Дня Поя и дни Упосатхи и другие общепринятые религиозные практики, включая благословения, похоронные песнопения и т.д., а также все храмовые мероприятия совершаются рукоположенными монахами и монахинями.

D. Современная тхеравада (см. Буддаяна). В этой форме основное внимание уделяется Палийскому канону, особенно суттам. Тех, кто следует этому, иногда называют «Суттанта». Они могут всё ещё придерживаться Абхидхаммы и Комментариев в некотором отношении, но  их основной целью изучения и практики являются пять никая из сутт. Члены этой формы являются буддистами, обычно принимают перерождение и просто сосредотачиваются на суттах, а не на том, что они чувствуют, являются некоторыми из более поздних писаний и учений.

E. Классическая (традиционная) Тхеравада. В этой форме буддисты Классической Тхеравады высоко ценят всю Типитаку, а также Путь очищения Буддагосы (Буддагоша) и все другие Комментарии Старейшин. Они склонны принимать обычно более буквальное толкование текстов и твердо придерживаться Винайи.

Выше приведен лишь краткий обзор, и, конечно, могут быть некоторые совпадения в одной или нескольких из вышеперечисленных форм, появляющихся у некоторых практикующих.


________

Автор текста: профессор David N. Snyder, Ph.D
Перевод и редакция: Олег Шашков aka @NiMa
Об авторе: https://dhammawiki.com/index.php/David_N._Snyder
Источники: https://dhammawiki.com/index.php/Theravada

http://www.acharia.org/buddhadasa_bhikkhu/indice.htm
https://dhammawiki.com/index.php/Classical_Theravada
https://dhammawiki.com/index.php/Modern_Theravada
https://dhammawiki.com/index.php/Western_Buddhism

https://dhammawiki.com/index.php/Vibhajjavada
https://dhammawiki.com/index.php/Buddhayana
https://dhammawiki.com/index.php/Buddhayana_Monastery
https://dhammawiki.com/index.php/Wat_Buddhayanadharama

http://buddhayana-ev.de/inhalte/text-frame.html
http://buddhayana-ev.de/inhalte/ueber-uns.html
https://liberationpark.org/about/glossary.htm#EarlyBuddhism
https://liberationpark.org/about/glossary.htm#Buddhayana

http://buddhanetz.org/texte/santika.htm
https://www.suanmokkh.org/articles/12
http://www.maba-usa.org/buddhayana-buddhism-santikaro/
https://bodhihearts.net/speakers/bhante-kovida

Релиз подготовлен специально для проекта
МИР Тхеравады, — портал theravada .world
При копировании прямая ссылка является обязательной.
….


Previous Неоднородность буддизма (авторское исследование)
Next Ряса из бутылок: монастырь перерабатывает пластик в монашеские одеяния

Об авторе

Вам также может понравиться

Samadhi. Продвинутый уровень

Пустота в буддизме Тхеравады — Гил Фронсдэл и другие

Пустота (сунньята) важна в традиции Тхеравады также, как и в Махаяне. С ранних времен Буддизм Тхеравады рассматривал пустоту как одну из важных дверей, ведущих к освобождению. Две ключевые сутры Тхеравады посвящены пустоте: Maha-suññata Sutta и Cula-suññata Sutta.

Шри Ланка и Малайзия

Ниббана и её свойства — Бхиккху Сасана

В том, в чем видят «буддовость», он увидел его отсутствие, он увидел ее исчезновение. В том, в чем видят нирвану, он видел отсутствие нирваны. В том, на что указывают как на запредельное, абсолютное состояние, состояние всеведения, просветления, он увидел исчезновение всего этого.

Panna. Высокий уровень

Памятование о смерти — Дхаммасами Бхиккху

К сожалению, все эти теории мало способны помочь человеку, столкнувшемуся со смертью. Подумайте, смогли ли мы наслаждаться жизнью, если бы нам пришлось постоянно жить под тенью страха смерти? Может ли тогда возникнуть истинное спокойствие ума?