Тхеравада — обоснование идентичности и аутентичности
Доказательства подлинности Традиции Тхеравада
Ашин Сутакараланкара (исследователь и ученый)
Отдел буддийских исследований Нава Наланда
Махавихара, Наланда, 803111 (Бихар) Индия
Хорошо известно, что буддизм возник в Индии в 6 веке до нашей эры и получил быстрое распространение за довольно короткий период времени. Буддийская традиция, известная как южный буддизм или буддизм Тхеравада, распространилась в таких странах, как Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа и Лаос. Другая буддийская традиция — северный буддизм или Махаяна, получила свое распространение в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Монголии и некоторых других странах.
Следует отметить, что в текстах северного буддизма традиция Тхеравада именуется как «хинаяна» (или малая, низкая колесница), в то время как сам северный буддизм — Махаяна (Великая колесница). Как бы то ни было, я уверен, что термин «хинаяна» больше уже не используется в философских кругах — в них используется термин «Тхеравада». И мы с вами не найдем термины «хинаяна» и «махаяна» в Палийском каноне, в Аттхакатхе, Тике и т.д.
Но зато мы находим слово «экаяна» в «Махапариниббана сутте» из Дигха Никаи (версия Мьянмы, Махавагга Пали, стр. 231) в одной фразе: «Ekayano yam bhikkhave maggo sattam visuddhiya sokaparidevanam samatikkamaya dukkhadomanassam atthangamaya nanassa adhigamaya nibbanassa sacchikiriyaya, yadidam cattaro satipatthana» (перевод: «О бхиккху, есть один единственный путь, который приводит к очищению существ, к преодолению горя, к прекращению боли, страдания, к достижению просветления, к реализации ниббаны. Что это? Это четыре основы осознанности»).
Вообще, термин «тхеравада» можно перевести как «школа старейшин» -[тхера, т.е. старцев, древних, — прим. пер. и ред.]-, а «махаяна» — как «Великая колесница». Если мы начинаем использовать термин «хинаяна», который всегда подразумевает взгляд на традицию Тхеравада сверху вниз, тогда сам Будда становится «хина» (малым, низшим) Буддой. А с ним и мы все, то есть все те, кто практикует буддизм — поскольку мы являемся его последователями -[Будда-яна, см. про Экаяна выше, — прим. пер. и ред.]-. На самом же деле Будда является уникальной и величайшей личностью в истории мировых религий.
В любом случае, споры относительно происхождения и значения термина «Тхеравада» всё ещё не закончились — буддийские ученые прошлого и современности не пришли к единому мнению по этому вопросу. Данная статья о традиции Тхеравада написана не для дебатов и споров — это мой вклад в понимание некоторых событий, фактов и сведений для определения термина Тхеравада. Статья основана на превосходной лекции профессора Оливера Абейнаяка, прочитанной им в Буддийском и Палийском университетах Шри-Ланки, когда я учился в одном из них под его руководством на курсе магистратуры в 2006 году.
Некоторые ученые прямо отождествляют традицию Тхеравада с первоначальным буддизмом, в то время как другие склонны считать, что это только одна из школ, которая со временем отошла от первоначального буддизма. В этой связи я хочу подчеркнуть общее мнение относительно идентификации Тхеравады, которое передавалось из поколения в поколение, вплоть до настоящего времени, в буддийских странах, где распространен буддизм традиции Тхеравада.
Действительно, Тхеравада — это не что иное, как прямое продолжение первоначального буддизма с некоторыми новациями, обусловленными историческими и доктринальными обстоятельствами. Мы будем определять этот термин на основе данных, использованных в Палийских комментариях, которые наиболее близки к первоначальному буддизму.
Термин «Тхеравада», согласно Палийским
источникам, может иметь следующие значения:
это (1) «подтверждение твердой уверенности»,
(2) «мнение Старейшин»
и (3) «первоначальная доктрина Буддизма».
Первое значение «твердая уверенность» можно найти в сутте Пасараси, широко известной как «Арияпарийесана сутта: Благородный поиск» из Мадджхима Никайи, в которой описана история отречения принца Сиддхартхи. Согласно этой сутте, аскет Сиддхартха изучил практики медитации, йоги, у двух аскетов, Алары Каламы и Уддаки Рамапутты. С их помощью Сиддхартха достиг сферы небытия (акинчаннаятанупага-джхана) в своем ученичестве у аскета Алары Каламы и развил сферу ни-восприятия, ни-невосприятия (нева-саннья-на-санньятанупага), раскрытую аскетом Уддакой Рамапуттой.
Став Буддой, он пересказал для бхиккху (монахов) вышеприведенную сутту, в которой говорится, что достигнув успехов в этих сферах, отшельник Сиддхартха произнес: So kho aham bhikkhave tavatakeneva otthapahatamattena lapitalapanamattena nanavadanca vadami Theravadanca janami passami (перевод: «С таким большим удивлением на устах и повторяя сказанное, я говорю о достигнутом знании и уверенности постижения»). Здесь термин «тхеравада» может означать «твердую уверенность» в том смысле, что отшельник Сиддхартха получил твердое и прочное знание о том, чему учили Алара Калама и Уддака Рамапутта. Комментарий к Мадджхима Никайе также подтверждает это словами «тхераваданти тирабхававадан».
Второе значение этого термина мы найдем в Самантапасадике, комментарии к Винайя Питаке, составленным Достопочтенным Буддхагхосой. В нем есть четырехкратный анализ Винайи, а именно Сутта, Суттанулома, Ачарьявада и Аттаномати упоминаются как подлинные источники. Здесь Сутта означает Палийский канон, вместе со всей Винайя Питакой, — которому учил Будда, и который является основным для правил Винайи. Суттанулома означает согласовывать вещи в соответствии с суттой — это относится к четырем Махападесам (великим критериям фундаментальных наставлений Будды относительно правил и установлений). Ачарьявада означает теорию или доктринальный взгляд Старейшин (тхеров, тхер) или комментаторскую традицию. Аттаномати — это независимый философский взгляд отдельных лиц.
Раскрывая четырехкратный анализ Винайи, Преподобный Буддагхоса указывает на различие между Ачарьявадой и Тхеравадой. Достопочтенный Буддагхоса указывает, что Ачарьявада определяется как Традиция комментирования (аттхакатха) Палийского канона, — которая сохраняется и определяется пятью сотнями арахантов, которые участвовали в Первом буддийском соборе. Проводя четырехкратный анализ Винайи, достопочтенный Буддхагхоса утверждает, что Аттаномати — это есть не что иное, как Тхеравада. То есть значение термина Аттаномати приравнивается к Тхераваде. И мнение старейшин (Тхеравада) идентично Аттаномати в комментариях к Суттам, Абхидхамме и Винайе.
Сараттадапани, подкомментарий Винайи, также подтверждает, что Аттаномати является наименее обоснованным из авторитетных источников четырехкратного анализа Винайи, потому что сильно зависит от знания отдельных людей. Вимативинодани, другой подкомментарий к Винайе, указывает, что Тхеравада — это не что иное, как мнения старейшин, таких как Махасумма. Поскольку эти мнения старейшин не идентичны комментариям, они относятся к Аттаномати, которая не всегда является надежным источником.
Профессор Адикарам указывает на то, что позиции Ачарьявады идентичны Аттхакатам (комментариям) (ачарьявадо нама аттхакатха), Ачариявада — это вторая степень подлинности после палийских канонических текстов. Если какое-либо мнение, выраженное в Ачарьявадах, не соответствует Суттанте, — они должны быть отклонены. Соответственно, Сутта, Ачарьявада (Аттхакатха) и Аттаномати (Тхеравада) представляют собой нисходящий порядок авторитета и подлинности.
Теперь мы должны рассмотреть третье значение термина «Тхеравада». Он используется в комментариях, подкомментариях, хрониках. Самантапасадика утверждает, что Арахант Тхера Махинда изучил все комментарии Тхеравады у Араханта Тхеры Моггалипутты Тиссы. Достопочтенный Буддагхоса говорит нам, что он составил Самантапасадику, включив туда Тхераваду. Дипавамса отмечает, что собрания Первого Буддийского Собора называются Тхеравада, потому что они были проведены старейшинами (тхерами). Дипавамса далее сообщает нам, что Арахант Тхера Моггалипутта Тисса обучил Тхераваде во всей её полноте и всей Винайяпитаке Араханта Тхеру Махинду.
Другая хроника, Махавамса, также рассказывает, что Первый Буддийский Собор называется «Тхерия», потому что это он был организован старейшинами (Тхерами). Согласно Махавамсе, Преподобный Буддхагхоса изучил как Тхераваду, так и Комментарии Махавихары в Анурадхапуре. Разбирая фразу «саттхакатхам саббам тхеравадам» в Самантапасадике, и в Сараттадипани, подкомментарии к Винайе, Преподобный Буддхагхоса разъясняет, что эта фраза означает весь Палийский Канон, включающий комментарии, которые были определены на первых двух Буддийских соборах. Сараттадипани также отмечает, что Первый Буддийский Собор называется «Тхерика», потому что он возглавлялся такими великими старейшинами, как Махакассапа, — и что буддийские школы, возникшие уже после Второго Буддийского Собора, должны быть определены как отделившиеся от Тхеравады.
Термины «тхеравада», «тхерика» и «тхерия» в вышеприведенных источниках указывают не только на буддийскую идеологию, но и на тексты, которые были составлены и собраны на Первом Буддийском Соборе, состоявшемся после кончины Будды. Также эти термины, очевидно, учитывают пересмотры, поправки, дополнения и редакции, выполненные на двух последующих буддийских соборах. Кроме того, традиция комментирования также считается неотъемлемой частью этого движения. В вышеприведенных источниках термин «Тхеравада» используется в смысле «Первоначальной доктрины буддизма» в этом более широком смысле. Комментирующий совет, как упомянуто выше, должен отклонить любое изложение, которое не согласуется с каноническими дискурсами и оригинальными доктринами.
Кроме того, отдельные мнения, высказанные известными учителями, не должны рассматриваться как по существу правильные, если они не подтверждаются каноническими текстами или комментариями. А также, когда на собрании Сангхи был проведен первый Буддийский Собор, старейшины (Тхеры), такие как Махакассапа, приняли решение защитить, сохранить первоначальное Учение, включающее в себя установленные Буддой правила Винайи, приняв три золотых правила (критерия):
- (1) Сангха не должна принимать или добавлять правила, которые Будда не обнародовал,
- (2) Сангха не должна удалять правила, которые Будда обнародовал, и
- (3) Сангха должна хорошо соблюдать и практиковать оригинальные правила, независимо от того, что Будда обнародовал.
Таким образом, нет никакого внутреннего и очевидного противоречия в принятии Тхеравады как «оригинальной доктрины первоначального буддизма». Мы не должны пренебрегать термином Тхеравада, просто по той лишь причине, что он чужд каноническим текстам. Первоначальная доктрина буддизма была кодифицирована и оформлена в форме священных текстов на Первом Буддийском Соборе под председательством Араханта Тхеры Махакассапы и при поддержке Арахантов Тхеры Ананды и Упали. Эти учения просуществовали сто лет без каких-либо возражений или изменений.
К сожалению, в течение двухсот лет после смерти Будды в истории буддизма произошли конфликты внутри Сангхи из-за десяти незаконных изменений (даса адхамма-ваттху), выдвинутых Ваджаном Бхиккху из Весали, как это зафиксировано в одиннадцатой главе Чулавагга Пали из Винайя Питаки, а также из-за пяти доктринальных моментов, поднятых Достопочтенным Махадэвой, как это зафиксировано в тибетской традиции. В результате внутри Сангхи впервые возник раскол. Согласно Чулавагге из Винайя Пали, старейшины (тхеры), такие как Саббаками, Яса и Ревата, были старше по возрасту, чем Ваджан Бхиккху и превосходили его уровнем духовных достижений.
Группа монахов, насчитывающая десять тысяч человек, отделилась от группы Арахантов Тхеры Махакассапа, тхеры Ананды, тхеры Упали, чтобы основать новую Школу Буддизма, которая стала известна как Махасангхика. Линия преемственности была подтверждена и доктринальное наследование напрямую от старейшин, таких как Тхера Махакассапа, было увековечено — арахантами Тхерой Саббаками, тхерой Ясой и тхерой Реватой и некоторыми другими, — и они восстановили Первоначальную доктрину буддизма, объявив недействительность десяти дисциплинарных пунктов и незаконных модификаций (даса адхамма-ваттху) и перепроверив их с тем учением и дисциплиной, которые были собраны и кодифицированы на Первом Буддийском Соборе.
Первоначальная доктрина буддизма стала известна как Тхеравада, потому что, вот таким образом, — она сохранялась, защищалась и поддерживалась старейшинами, древними (тхерами), которые не поддавались давлению и не принимали идей молодых неопытных монахов — формальных членов общины. Традиция, установленная Арахантами Тхерой Саббаками, Ясой и Реватой, была снова омоложена Арахантом Тхерой Моггалипуттой Тиссой на Третьем Буддийском Соборе. Поэтому буддизм и сохраняется через такую преемственность Старейшин. И он был назван как Тхеравада, когда он был представлен на Шри-Ланке вскоре после Третьего Совета.
Исторически говоря, тхеравада была единственной среди многих буддийских школ, возникших в Индии до того, как в Шри-Ланке появился буддизм. Как мы знаем, школа Махасангхика вышла из первоначальной доктрины буддизма, которая по традиции известна как Тхеравада, отделилась от неё. Впоследствии из школы Махасангхика появились школы Гокулика и Экавьявахарика. Со временем Гокулика разделилась на две части: Праджняптивада и Бахушрутия, из которой, впоследствии возникла школа Чайтика. Эти последующие разделения не отрицали независимого существования и идентичности Школы Махасамгхики.
В то же время Первоначальная доктрина буддизма, которая позже стала именоваться как Тхеравада (по своему историческому происхождению), не утратила своей идентичности, хотя время от времени появлялись другие буддийские школы, отделившиеся от Первоначального буддизма. Как учит нас история, Махишасака и Ватсипутрия изначально откололись от Тхеравады. Затем из школы Ватсипутрия произошли четыре другие буддийские школы, а именно: Дхармоттария, Бхадраяния, Самматия и Шаннагарика. В то время как школа Махишасака дала начало школам Дхармагуптака и Сарвастивада. Говорят, что школы Кашьяпия и Саутрантика были ответвлениями школы Сарвастивада. Это развитие завершилось появлением школы Суттавады из Сутрантики.
Эта краткая заметка предполагает, что множественность буддийских школ не привела к исчезновению Первоначальной доктрины буддизма — точно также, как никуда не исчезает ствол дерева, в процессе его роста, даже обременённый все новыми и новыми ветвями.
С учетом этих обстоятельств, Тхеравада представляет собой слова Будды, сохраненные в Палийском каноне, а также их толкование, выполненное ранними старейшинами (тхерами) и их ответ на критику. Это та самая традиция, которую Арахант Тхера Махинда представил в Махавихаре в Анурадхапуре на Шри-Ланке, где она и была сохранена. С тех пор и до настоящего времени Тхеравада неукоснительно придерживалась слов Будды без каких-либо значительных изменений от поколения к поколению во всех странах буддизма Тхеравады.
________
Примечание: Если не указано иное, палийские тексты, использованные в этой статье, являются публикациями Общества палийских текстов в Лондоне. Все версии Мьянмы используются в книгах по версии Чатта-Сангхаяна, напечатанных Департаментом по делам религий правительства Мьянмы.
Дополнение: Некоторые ученые считают, что тхеравадины называются так потому, что обладают такими характеристиками, как неизменность, непоколебимость в их утверждении, стабильность, постоянство, в отличие от махасангхиков. Эти первые ранние тхеравадины назывались «вибхадджавадинами» в постканонических текстовых комментариях и подкомментариях.
Автор текста: Ашин Сутакараланкара
Перевод: Владислав ака Zyrkonium
Корректоры: Олег Миков и Олег Шашков
Источники:
http://maytharhla.blogspot.com/2010/12/theravada-tradition-on-proof-of.html
http://theravada2.blogspot.com/
https://encyclopediaofbuddhism.org/wiki/Yana#Yana_within_the_Theravadan_Pali_texts
https://deutsch-wiki.ru/wiki/Buddhayana#Wortherkunft_und_Abgrenzung
Примечания редактора -[даны в квадратных скобках]-
Специально для проекта theravada.world
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Бессмертное — Аджан Маха Бува
Будда назвал это полным растворением загрязнений. Когда загрязнения искоренены, остаётся лишь незапятнанная чистота. И именно здесь, в полностью очищенном сердце, обретается совершенное счастье.
В чем смысл и польза добродетельного поведения? — Бханте Бхадантачарья Буддхагхоса
Домохозяин, существует пятеричная польза для того, кто добродетелен в совершенствовании своего нравственного поведения. Что за пятеричная польза? Домохозяин, кто добродетелен, кто поддерживает нравственное поведение, тот обретает немалое состояние вследствие осмотрительности и усердия.
Какие бывают разновидности веры — Па Аук Тоя Саядо
Единственное существенное отличие русского слова «вера» от палийского саддха состоит в том, что «верой» можно назвать веру в религии, основанные на неправильном воззрении, — в то время как саддха относится только к вере в религию, основанную на воззрении Будды.