Вдохновение  от Аджана Джаясаро.  Сборник цитат

Вдохновение от Аджана Джаясаро. Сборник цитат


16 АПРЕЛЯ 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Отношения между монахами лесной традиции и людьми, ежедневно наполняющими едой их чаши,  можно назвать самыми необычными. Когда монахи идут через деревню ранним утром они не приветствуют дающих, они не устанавливают зрительного контакта с ними, они не благодарят их за подношения. Однако на протяжении множества дней, месяцев и даже лет этот простой ритуал даяния, возможно больше чем любой другой фактор, поддерживает тёплую и сильную связь между монахами и местными жителями. Подаяние позволяет сельчанам начать свой день с акта доброты и напоминания о духовных ценностях.

Подаяние напоминает монахам, что каждая ложка принимаемой ими еды это результат тяжёлой работы, щедрости и веры буддистов-мирян; они не принимают эту поддержку как что-то само собой разумеющееся, но стремятся быть достойными её. Несмотря на то что отношения между монахами и жителями близлежащих деревень уникальны, они основаны на общих вселенских принципах. Здоровые длительные отношения любого рода процветают, когда основаны на взаимной щедрости, поддержке, доброте, искренности и доверии.

31 АВГУСТА 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Будда давал учение шаг за шагом. Только уверившись, что его слушатели обладают необходимой основой для правильного взгляда, он посвящал аудиторию в более глубокие мысли. Будда обращался к насущным проблемам слушателей, чтобы выстроить основу для дальнейшего восприятия учения аудиторией. Однажды в беседе с домовладельцами Будда рассказал о четырёх факторах счастья для живущих в этом мире. Во-первых, счастлив тот, кто работает усердно и честно, поскольку осознание того, что ты владелец «праведного богатства, полученного праведно», приносит радость уму.

Во-вторых, счастлив тот, кто знает, что его имущество получено по праву, поскольку осознание того, что ты используешь собственность для удовлетворения потребностей своей семьи и собственных, а также для достойных дел, приносит радость уму. В-третьих, счастлив тот, кто знает, что он свободен от долгов, больших и маленьких. Это знание приносит радость уму.

В-четвёртых, счастлив тот, кто знает, что действия его тела, речи и ума безупречны, поскольку осознание того, что твои действия не вредят другим людям, приносит радость уму. Будда сказал домохозяевам, чтобы они стремились ко всем четырём видам счастья. Также он предупредил, что достигнув первых трёх видов счастья вместе взятых, они не получат и толики той радости, которую испытают, достигнув четвёртого.

21 СЕНТЯБРЯ 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Церемонии созданы для того, чтобы производить эмоциональное воздействие. Ритуальные движения и распевание священных текстов могут вызвать у новоиспеченного буддиста внезапное вдохновение и веру, а также стать первыми шагами в мир Дхаммы. Церемонии являются центральным моментом объединения людей для создания заслуг. Отмеченные с их помощью важные события навсегда остаются в памяти. При помощи ритуалов можно почувствовать связь с другими буддийскими общинами, а также с буддистами предыдущего поколения. Они вызывают возвышенные чувства по отношению к традиции и культуре.

Церемонии принятия заповедей не только формально закрепляют, но и углубляют наше стремление вести праведную жизнь. Траурные обряды открывают пространство для исцеления, преодолевающее боль горя и разлуки. Участвуя в них можно также получить представление об истинах жизни и смерти. От буддистских церемоний можно ожидать и других положительных результатов, однако сами церемонии не гарантируют таких результатов. Ритуалы могут поддерживать условия для роста в Дхамме, но если проводить их неосознанно, это может привести к суевериям и привязанностям. Мы должны заботиться о наших традициях с любовью и мудростью.

17 СЕНТЯБРЯ 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Наш ум способен мгновенно переключаться с глубоких размышлений о сути Дхаммы на обдумывание обеденного меню. Ум может колебаться со скоростью дыхания от возвышенного к низкому и наоборот. В отличие от ума, тело не может переносить резкие изменения за такое короткое время. Важно помнить о моменте, когда спровоцированные сильными эмоциями, например, страхом, ум и тело объединяются. Наиболее распространённый ответ на страх – концентрация исключительно на его ментальной составляющей.

Убеждая себя с помощью логики или подбадривая, мы ненадолго отвлекаемся от страшных мыслей. Проблема в том, что страх может спровоцировать сердечный приступ, выброс адреналина и тому подобное. А эти явления, продолжаясь, могут стимулировать новый виток страха. В таком случае лучше сосредоточиться на воспоминаниях о физических ощущениях страха во всём теле. Когда ум на чём-то сосредоточен, тело расслабляется, и страшные мысли часто просто уходят.

11 сентября 2019, Аджан Джаясаро

Практиковать Дхамму непросто. Необходимо противостоять старым привычкам, накопленным в течение многих лет жизни. При этом сопротивление, испытываемое нами по отношению к большинству процессов практики, может казаться очень прочным, а сомнения – целесообразными и разумными. Однако мы должны спросить себя: «Почему бы и нет? Почему бы не проделать эту работу – не устранить внутреннюю причину страданий, – если без неё не может быть надежды на истинное счастье?» А потом спросить ещё: «Как долго продлятся благоприятные условия для практики?» Наша надежда заключена в драгоценных человеческих теле и разуме, доступе к учению Будды и учителях, которые заботятся о нашем благополучии. Что нам нужно ещё?

10 сентября 2019, Аджан Джаясаро

Учителю необходимо донести до учеников ключевой принцип – страдание возникает и поддерживается жаждой, что оно уменьшается благодаря уменьшению жажды и исчезает благодаря упразднению жажды, достигнутому посредством практики Восьмеричного Пути. Это понимание составляет фундаментальную опору Правильного взгляда. Учитель должен побуждать учеников снова и снова наблюдать за тем, как жажда отравляет их умы, и как избавление от страстного желания освобождает их.

Ученики должны сами убедиться в том, что острое желание что-либо получить, кем-либо стать или от чего-либо избавиться только усугубляет ситуацию. Причинами неприятностей для нас могут быть сложные ситуации, или обидчивые и неуживчивые люди, но ни люди, ни события не являются причиной страданий. В нашей жизни множество того, что мы не можем контролировать. Наша надежда не в том, чтобы преуспеть в манипуляции внешними условиями, а в практике Восьмеричного Пути. Чем больше мы закреплены в Дхамме, тем мудрее мы можем отвечать на вызовы жизни.

20 АВГУСТА 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Техники медитации можно разделить на два типа: те, которые используют мышление, и те, которые не используют его. В качестве примеров не использующей мышление медитации можно назвать осознанное дыхание и сканирование ощущений всего тела. Медитация в размышлении включает ход мыслей: о смерти, о доброжелательности, о неприглядных аспектах человеческого тела. Такие размышления особенно полезны, когда ум занят или взволнован.

Для медитации в размышлении необходимо использовать ум систематически. Важно, чтобы тема для размышлений была определена до начала медитации. Зачастую медитирующие замечают, что через определённый промежуток времени их ум становится тяжёлым и утомлённым. Это сигнал к тому, что ум готов переключиться на медитацию без использования мышления, например, на осознанное дыхание. Если же во время медитации в размышлении вы чувствуете глубокое удовлетворение и блаженство, вы также можете сосредоточиться на этих ощущениях как на объектах медитации без размышлений, чтобы глубже погрузить ум в самадхи.

24 АВГУСТА 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Ключевая особенность учения Будды заключается в том, что оно поддаётся проверке. Однажды у Будды спросили, на каком основании он объявил, что Дхамма. «Очевидна здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, приближающая к цели, познаваемая мудрыми на собственном опыте». Будда ответил, что невозможно осознать истинное благополучие (наше собственное или других людей), покуда ум сокрушен загрязнениями. Они искажают действия нашего тела, речи и ума, результатом чего становятся наши страдания и страдания других.

Это приводит к переживанию душевной боли и депрессии. Если же ум свободен от загрязнений, мы способны осознать истинное благополучие (наше собственное или других людей). Действия нашего тела, речи и ума не искажены и не причиняют боли нам и другим. Следовательно, мы не страдаем. Другими словами, мы способны наблюдать последствия загрязнений и учиться устранять их, так как Дхамма: «Очевидна здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, приближающая к цели, познаваемая мудрыми на собственном опыте».

17 АВГУСТА 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Однажды во времена Будды монахиня Сома подверглась нападению злого духа Мары. Он пытался пошатнуть её практику, объявив, что для понимания пустых и поверхностных женщин слишком сложны глубины просветления. Но Сома, не утратив свою осознанность, ответила ему: «Какое значение имеет то, что я женщина, если мой ум хорошо сконцентрирован, а моё понимание постоянно развивается, помогая видеть Дхамму ясно и чётко?» Так Сома дала понять Маре, что узнала его. Она осталась невосприимчивой к его уловкам, поскольку не идентифицировала себя с каким-либо полом. Она произнесла сутту: «Злой демон Мара, грустный и удрученный, ты понял что, монахиня Сома узнала тебя, и сразу же исчез!»

13 АВГУСТА 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Сталкиваясь с потерей чего-то важного или кого-то любимого, мы уступаем одной из двух естественных тенденций – потакать горю или пытаться избавиться от него. Обе эти реакции лишь усугубляют ситуацию, мы как будто заражаем инфекцией свежую рану. Между крайностями потворства желаниям и их подавлением существует срединный путь – признать, что боль и чувство утраты – естественные последствия разлуки. Спокойно проживая эти неприятные чувства, мы позволяем им потухнуть, не создавая помех их исчезновению. Когда мы раз за разом проделываем эту работу, частота переживаний сокращается, а их интенсивность угасает. В конце концов, как заживает не заражённая рана, происходит исцеление.

10 АВГУСТА 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

На днях меня посетила пожилая женщина, с которой я знаком более тридцати лет. Ей уже за восемьдесят, но её ум по-прежнему ясный и проницательный, поведение спокойное, а настроение хорошее, как у всех, кто практикует Дхамму долгое время. В молодости она была видной представительницей высшего общества с блестящей карьерой. Её жизнь приняла радикальный и неожиданный оборот после встречи с Аджаном Фаном, одним из великих учеников Аджана Мана.

Через какое-то время она приехала в лесной монастырь, расположенный в отдалённой части северо-восточного Таиланда, и, начав практику медитации, больше никогда не покидала этого места. С тех пор прошло сорок пять лет, и она очень довольна тем, как сложилась её жизнь. Мы говорили о прошлом, и она вспоминала о том, что почувствовала, когда впервые услышала учение Аджана Фана. Она рассказывала, что в течение всего дня, пока она занималась работой или другими делами, её сердце улыбалось. Слушая её, я подумал: «Да, это так. Это именно то!» Радость в Дхамме – драгоценная вещь. Признайте её и развивайте её. Это настоящее прибежище.

03 АВГУСТА 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Начиная с пяти заповедей основные принципы, которым мы себя посвятили, должны быть легкодоступными в повседневной жизни. Заповеди должны быть близки и понятны нам, они должны возникать в уме без усилий. Недостаточно осознавать то, что мы делаем или говорим, необходимо осознавать насколько полезными для нас являются эти действия и слова. Чем больше вы размышляете о заповедях, тем легче их применить. Помимо этого, вы можете добавить собственные колышки, поддерживающие осознанность. Например, вы можете принять решение не жаловаться, не хвастаться, не быть саркастичным, или никогда не получать удовольствия от страданий другого человека (независимо от вашего мнения насчёт того, заслужено ли это). Также вы можете составлять перед сном списки неумелых привычек, это постепенно помогает избавиться от загрязнений.

30 ИЮЛЯ 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Когда я был молодым монахом, временами было трудно найти свечи. Вспоминается, как иногда я выходил на ясную тропинку в лесу и читал сутты при свете полной луны. Трудно было поверить, что этот невероятно яркий свет исходит не от самой луны, а отражается от невидимого солнца. Это моё 40-е участие в Ретрите Дождей, в качестве монаха. Проходит время, западные монахи становятся известными в Таиланде и могут даже получить официальное признание. Так произошло и со мной, и я всегда буду помнить, что мой учитель Аджан Чаа как солнце освещал всю мою взрослую жизнь. Если есть что-то достойное похвалы в моей жизни, то это то, что мне удалось отразить от света мудрости и сострадания моего учителя, от того, что он делал на благо других.

27 ИЮЛЯ 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

5 декабря 1973 года царь Пумипона Адульядета воздал Аджан Чаа монашеские почести Чао Кхуна и наградил его титулом Пхра Бодхиньяна Тхера. Сотни людей, выражая свою признательность, собрались поприветствовать Аджан Чаа по его возвращении в монастырь. Была проведена торжественная церемония почитания заслуг. В течение этого времени сердце Аджан Чаа оставалось спокойным, далёким от волнения или радости.

Он сказал своим ученикам, что титул Чао Кхуна является мирским соглашением, что он остался тем же Луанг По, каким был несколько дней назад. Мирские дхаммы – прибыль и потеря, слава и безвестность, наслаждение и боль, похвала и критика – изменчивы и непостоянны. Если ум знает природу мирских дхамм, он не позволяет им управлять собой. Мост, соединяющий берега Лунной реки, которая протекает через город, всегда остаётся прежним: он не приподнимается, если поднимается вода, и не прогибается, если вода убывает.

20 ИЮЛЯ 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Простая техника, с помощью которой мы можем восстановить осознанность в повседневной жизни, состоит в том, чтобы останавливаться на мгновение через равные промежутки времени и обозначать наше текущее психическое состояние. Это нужно делать в спокойной обстановке без излишнего осуждения. Используйте такие характеристики, как: «беспокойный ум», «исполненный страха ум», «неугомонный ум», «понурый ум», «радостный ум», «умиротворенный ум» и им подобные.

Такая техника напоминает нам о простой, но важной истине: то, что мы чувствуем, не более чем текущее состояние ума. Порой, чтобы избавиться от власти негативного состояния, достаточно осознать, что мы в нём находимся, и назвать его. Чем чаще мы выполняем такую практику, тем более чувствительными мы становимся к появлению различных умственных состояний, и тем более приемлемым становится наш отказ от идентификации с ними. Интересно, что осмысление и называние позитивных состояний вовсе не приводит к их исчезновению. Наоборот, кажется, что признавая положительные состояния ума, мы помогаем им расцветать, как домашнему растению, которое мы переставляем ближе к солнечному свету.

23 ИЮЛЯ 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

В текстах, разъясняющих правила Правильной речи, не были истолкованы многие типы небрежных приёмов и фраз. Часто мы не замечаем, как используем подобные техники речи, к примеру, когда замечаем рядом с собой недостойное поведение, в частности детское. Такие речевые приёмы хорошо подходят для поддержания видимости коммуникации, но они небрежные именно потому, что не могут обеспечить того эффекта, который стремятся произвести. Наоборот нередко небрежная речь усугубляют ситуацию.


Вот несколько примеров приёмов и фраз, которых следует избегать:

Задавать риторические вопросы
Как ты мог это сделать?! О чём ты думал?!

Обвинять и стыдить
Это позорно и совершенно неприемлемо! Ты создал огромную проблему для всех!

Отдавать приказы
Разберись с этим прямо сейчас! Иди и извинись!

Навешивать ярлыки
Это доказывает, что ты ленивый, эгоистичный и неблагодарный человек!

Использовать сарказм
Это именно то, что я называю, быть внимательным в повседневной жизни.

Угрожать
Если ты не изменишь своё поведение, то я сделаю то, что тебе по-настоящему не понравится!


Предупреждать
Если будешь продолжать в том же духе, то закончишь свою жизнь в полном одиночестве!

2 июля, Аджан Джаясаро

Постоянный поиск новизны и волнующих, возбуждающий переживаний неизбежно приводит к периодам скуки и депрессии. Возбуждение — не более чем противоядие от скуки. Оно похоже на расчесывание в ответ на зуд. Мы, практикующие буддизм, не свободны от беспокойного стремления к новому. В наши дни существует легкий доступ к учению многих буддийских школ, что искушение попробовать что-то другое никогда не исчезнет. Поскольку наш путь становится все более сложным, мы можем легко поддаться соблазну других подходов. Но когда первоначальная эйфория нового проходит, мы можем найти себя вернувшимся в круги своя, разочарованные и полные сомнений, мораль проста: будьте терпеливы. Будьте скромным учеником Дхаммы, а не беспокойным потребителем учений.

28 июня, Аджан Джаясаро

Самадхи не является самоцелью. В описании ума, правильным образом развивающем самадхи, Будда говорил как о «податливом, открытом и сияющем, гибком и должным образом сконцентрированном для уничтожения загрязнений. Другими словами, основная функция самадхи заключается в обеспечении необходимых условий для возникновения мудрости освобождения. Только когда золото очищено от загрязняющих примесей из пяти металлов — железа, меди, олова, свинца и серебра — оно готово для изготовления изысканных украшений. Только когда ум очищен от пяти препятствий — чувственного желания, недоброжелательности, тупости и сонливости, беспокойства и угрызений совести и сомнения — он готов видеть вещи в их истинном свете.

18 ИЮНЯ 2019, АДЖАН ДЖАЯСАРО

Будда учил, что яд всё больше отравляет нас, если мы поддаёмся
одной из девяти гневных мыслей по отношению к другим людям:


📌 «Они меня обидели»;

📌 «Они меня обижают»;


📌 «Они могут меня обидеть»;


📌 «Они обидели того, о ком я забочусь»;


📌 «Они обижают того, о ком я забочусь»;


📌 «Они могут обидеть того, о ком я забочусь»;


📌 «Они помогали тому, кто мне неприятен»;


📌 «Они помогают тому, кто мне неприятен»;


📌 «Они могут помочь тому, кто мне неприятен»
.



Здесь Будда говорит не о разумной заботе о себе и своих близких, а о том, как мы ставим акцент на обиде. Навязчивые мысли обдумываются нами с учётом убеждений другого человека, его желаний, страхов и привычек. «И если он действительно таков, – думаем мы, – как может быть иначе»? Будда подчёркивает, что в мысли «так не должно быть» всегда присутствует страдание.

11 июня, Аджан Джаясаро

На каком бы объекте медитации мы ни фокусировались, наша первоначальная задача состоит в том, чтобы создать и поддерживать такие отношения между умом и объектом, в которых не могут возникнуть умственные загрязнения. Такие отношения схожи со здоровым взаимодействием cо внешним миром, и там и там нужно развивать искренность, уважение и умение довольствоваться малым. Отношения с объектом медитации — наш якорь и наше прибежище.

Это не спасение от проблем, а создание среды, в которой корни страдания могут быть распознаны в полном осознании без страха, беспокойства или отвращения. Иногда наши проблемы растворяются в этом свете осознанности. В других случаях, чтобы пришло облегчение, нам необходимо исследовать непостоянную, ошибочную, саму себя отвергающую природу нашего опыта Мы все закручиваем себя в узлы. Медитация позволяет нам развязать эти узлы.

8 июня 2019, Аджан Джаясаро

Римский философ-стоик Сенека часто говорил о достоинстве простоты и отказе от ненужного богатства. Он писал, что всё золото в мире не сможет обеспечить достаточного счастья, и перевесить головные боли, которые обязательно возникнут у его обладателя. Сам же Сенека, сделав множество инвестиций, чрезвычайно разбогател. Один из его биографов отмечал, что, несмотря на воспевание стоиком бедности, «никто не превзошел богатствами этого миллионера». Впоследствии Сенека заимел множество врагов: очевидный конфликт между словами и действиями, казалось, говорил о его неискренности. Несмотря на то, что философ яростно защищался, его способность отстаивать добродетель была подорвана его желаниями.

Не стоит ожидать, что наши слова будут иметь вес, если они противоречат нашим действиям. Дети часто не прислушиваются к своим родителям именно потому, что действия последних намного больше впечатляют детей. Некоторые из нас могут посоперничать с Сенекой в способности рационализировать загрязнения. Мы должны помнить, что убедившись в собственной последовательности, мы часто предстаём пред глазами окружающих в совершенно ином виде.

4 июня 2019, Аджан Джаясаро

Стремление к осознанию не обязательно совпадает со стремлением к истине. Часто нашей основной целью является желание завершённости. Мы хотим, чтобы наши болезненные переживания имели какой-то смысл, и, внедряя пережитое в историю, добиваемся осмысления. На протяжении всей истории человечества невероятно популярными были представления о судьбе и божественном провидении. Индуисты и буддисты обращались к учению каммы, чтобы удовлетворить глубокую потребность в понимании и утешении.

Одна мирянка, рассказав Аджан Чаа о череде своих мучительных переживаний, спросила его, почему это произошло с ней. Не углубляясь в то, что её боль была результатом действий прошлой жизни, он ответил: «Потому что Вы родились». Ответ Аджан Чаа не был утешительным, он был напоминанием о непростой истине. Приняв человеческое рождение, мы становимся уязвимыми и хрупкими. Нет никаких гарантий, что боль не настигнет нас и наших близких. Мы всегда ходим по тонкому льду. Это в той же мере справедливо, в какой и несправедливо. Такова жизнь. Практика дхаммы – лучший выбор, который мы можем сделать. С широко открытыми глазами мы можем развивать внутри себя постоянство, ясность и сострадание, чтобы жить правильно и мудро в этом нестабильном мире.

1 июня 2019, Аджан Джаясаро

Когда возникает проблема, практикующие буддисты выходят за рамки вопроса «кто виноват». Вместо этого они стремятся, чтобы состояние их ума стало наиболее благоприятным для обнаружения причин и условий, которые способствовали возникновению проблемы.

Не задаваясь вопросом о том, чья это вина, практикующие буддисты исследуют природу проступка. Обвинить – значит указать пальцем, а понять причину – значит отследить связи внутренних и внешних факторов. Обвинение – грубое занятие, осознание причин – занятие намного более тонкое. Вина утверждает: «Я прав. Я уверен в своей правоте». Участие задается вопросами: «Так ли это на самом деле?»; «Мог ли я что-то упустить?».

Объясняя это другим способом, можно сказать, что вина питается отсутствием внимания, а участие процветает благодаря осознанности. Привлекательность обвинения в том, что оно может обеспечить эмоциональное очищение, в то время как награда за сотрудничество – радость видеть ясно.

15 июня, Аджан Джаясаро

Недавно мы с другом, тоже монахом, обсуждали то, как люди уверенно высказываются на темы, о которых почти ничего не знают. Он рассказал о своём опыте жизни в Европе и о том, что многие его тамошние знакомые поступают так, особенно в отношении учения о перерождении. Ему часто приходилось слышать, что в отличие от других аспектов буддизма, которые люди находят интересными и глубокими, перерождение не имеет для них особого смысла. В таких случаях мой друг монах отвечал, что считает вескими доказательства, подтверждающие перерождение, после чего предлагал приступить к дискуссии на эту тему.

Часто он понимал, что люди при этом чувствуют себя неловко, поскольку они никогда не читали исследований на эту тему и не изучали доказательств. Монах призывал таких людей вернуться к обсуждению, после того, как они познакомятся с текстами. Очень грустно, что столько людей считают буддийское учение догмой, которую они либо принимают, либо отвергают, в зависимости от того, какие чувства вызывает у них тот или иной аспект учения, вместо того, чтобы понимать его как гипотезу и подвергать проверке.

11 июня, Аджан Джаясаро

На каком бы объекте медитации мы ни фокусировались, первоначальная задача состоит в том, чтобы создать и поддержать отношения между умом и объектом, в которых не могут возникнуть умственные загрязнения. Такие отношения схожи со здоровым взаимодействием c внешним миром, и там и там нужно развивать искренность, уважение и умение довольствоваться малым. Отношения с объектом медитации — наш якорь и наше прибежище.

Это не спасение от проблем, а создание среды, в которой корни страдания могут быть распознаны в полном осознании без страха, беспокойства или отвращения. Иногда наши проблемы растворяются в этом свете осознанности. В других случаях, чтобы произошло освобождение, нам необходимо исследовать непостоянную, ошибочную, саму себя отвергающую природу нашего опыта. Мы закручиваем себя в узлы, но медитация позволяет эти узлы развязать.

14 мая 2019, Аджан Джаясаро

Вера в учение Будды растёт, когда мы тестируем его всё большим количеством опыта. Учитывая, что каждая опробованная нами часть учения подтвердилась, наше доверие и уверенность возрастают и в тех частях, которые занимаются ещё не решенными нами вопросами.

Буддистская логика проста: Будда никогда не подводил меня, чем больше я практикую его учение, тем больше я уменьшаю страдания в своей жизни, чем больше я становлюсь умиротворенным и довольным жизнью, тем больше я должен дать другим. Буддисты не верят в догмы. Он верят в Будду как Великого Врача и Руководителя, в Дхамму, как истинный путь к освобождению, и в Сангху, как прекрасный образец для последователей и учителей. Придерживаясь той части  учения, в истине которого мы уже удостоверились, наши доверие и уверенность растут и в тех частях, которые нам ещё предстоит осознать.

28 мая 2019, Аджан Джаясаро

Путь жизни ни для кого не бывает лёгким. На каком бы автомобиле мы ни ехали, на дороге всегда будут неровные участки. Практика Дхаммы не означает, что мы можем обойти все трещины и выбоины. Дхамма даёт нам внутренние ресурсы для решения проблем, не создавая при этом ненужных страданий, усиливающих физическую боль. 

Мудрые люди выбрасывают жалость к себе как грязную тряпку. Их мысль не отравляют ядовитые вопросы: «почему я?», «почему всегда я?» Они не кричат в уме: «Это нечестно!» Они не читают себе таких лекций: «Как можно быть таким глупым? Если бы ты сделал всё по-другому, ничего бы не случилось. Ты же знаешь это! Почему ты не послушал совета? Ты должен быть умнее

Мудрые люди не тратят часы на беспокойство о неопределённом будущем. Мудрые люди говорят себе: «Именно таково положение дел сейчас. Как мне лучше поступить? Что я могу сделать с моим умом в эту самую минуту? Возможно ли каким-то способом превратить эту катастрофу в благоприятную возможность?»

25 мая 2019, Аджан Джаясаро

В 1978 году перед отъездом из Англии мне посчастливилось сопровождать Аджана Сумедхо по зданиям Оксфордского университета. Во время прогулки он дал мне очень хороший совет насчёт моего будущего в Таиланде. Он сказал: “Не ищи идеальный монастырь. Такого монастыря не существует”.

Я понял, что он увидел мои идеалистический настрой, и догадался о моих юношеских мечтах о том, каким должен быть монастырь, как должны вести себя монахи, и подобном. Слова Аджана Сумедхо коснулись моего сердца, они помогли мне быть осознанным в собственных ожиданиях и не относиться к ним слишком серьёзно. Я пришёл к выводу, что ничто так легко не создает разобщённость, как укрепившееся представление о том, как именно всё должно быть.

Я заметил, что иногда наблюдение за не слишком хорошими монахами, приносит больше мудрости моему сердцу, чем наблюдение за достойными. И чем больше я был благодарен за то, что получал, тем слабее становилось разочарование тем, чего я не делал.

21 мая 2019, Аджан Джаясаро

Будучи практикующими буддистами, мы должны внимательно следить за нашим опытом, особенно за причинно-следственными связями, из которых он состоит. Приверженность щедрости, соблюдению заповедей и тренировке ума усиливается, когда мы наблюдаем последствия, которые они создают внутри нас. Замечая снова и снова как эгоизм и жадность, гнев и ревность, загрязняют наши сердца, мы естественным образом отвергаем их.

Наблюдая за связью между поведением нашего тела (а также речи и ума) и порождёнными этим поведением психическими состояниями и привычками, мы уверяемся в законе каммы. Мы несём в себе множество суеверий, неподтверждённых представлений о нас самих, наших жизнях, взаимоотношениях, нашем счастье. Как медитирующие мы не воспринимаем ничего как должное, мы пристально всматриваемся в свой целостный опыт ясным взглядом осознанности. И то, что мы можем обнаружить, — невероятно!

11 мая 2019, Аджан Джаясаро

Будда часто говорил о том, как важно размышляя вспоминать об учении снова и снова, пока мы не «проникнем в его мудрость». Но для большинства из нас помнить об этом постоянно – непростая задача. Особенно трудно усвоить наставления учеников Аджана Чаа, излагающих учение в свободном неструктурированном стиле. Ученые утверждают, что 80% утрат памяти происходят в течение первых 24 часов после знакомства с новым материалом. Поэтому важно как можно скорее после услышанного найти время, чтобы проработать учение.

Делясь с друзьями тем, что запомнилось из речей о Дхамме, мы проводим время с удовольствием и стимулируем наши воспоминания. Будда считал такие беседы одним из величайших благословений жизни. Размышления об услышанном перед сном оставляют ещё больший отпечаток учения в уме. В том случае, если мы находимся в одиночестве, полезно записывать краткое изложение учения в телефон. При этом можно представить, что это беседа со смышлёным ребёнком. Чтобы усилить воспоминание, проговаривайте вслух то, что поняли. Конспект должен быть изложен просто, ясно и доступно, так, чтобы ребёнок смог его понять. Попытка выразить учение таким образом,  проясняет его для нас и выявляет пробелы в наших знаниях.

7 мая 2019, Аджан Джаясаро

В студенческие годы я прочёл анекдот одного психиатра, о человеке, страдающем из-за громких голосов в голове. После того, как ему сделали лоботомию, человек стал бродить по территории больницы и кричать что есть мочи: «Что ты говоришь? Говори громче! Я тебя не слышу

Помню, что анекдот рассмешил меня. Позже, когда я понял, что смеялся над болью человека, поистине достойного сострадания, я оцепенел. Я почувствовал вину и удивился тому, насколько тогда был чёрствым. Если бы я встретил этого человека в больнице, то не стал бы смеяться. История позабавила меня, поскольку ироническое изложение ситуации по своей форме не предполагает сочувствия, которое в другом случае должно было появиться. Для меня эта история стала одним из первых уроков необходимости осознанного чтения и слушания. Любая информация, прочтённая или услышанная, предлагает нам выбор – что оставить, а что выбросить

4 мая 2019, Аджан Джаясаро

Эта история о человеке, который был рассержен, поскольку работа, которую он хотел получить, досталась женщине, намного его младше. Он пожаловался начальнику на несправедливость. Ведь это он должен был получить работу, ведь у него целых двадцать лет стажа, а не восемь, как у неё. Начальник ответил: «Да, это правда, что у неё только восемь лет опыта, но у тебя только один год опыта, повторённый двадцать раз».

В мирских или духовных делах легко стать самодовольным. Проходят дни, недели, месяцы, годы, но это не значит, что время обязательно ведёт к прогрессу. Если процесс идет без любви к обучению и истине, то всё, к чему стремится человек, это возвращение в зону комфорта. Продолжайте мягко раздвигать границы того, что, по вашему мнению, вы сможете сделать.

9 апреля 2019, Аджан Джаясаро

Будда часто напоминал, что истинное внутреннее изменение происходит через естественный подход, постепенный и продолжительный. В одном из своих рассуждений, он выделял четыре полезных действия: слушание Дхаммы, обсуждение Дхаммы, успокоение ума и исследование его природы. Эти действия, правильно развитые и взаимодействующие между собой, в конечном счёте помогают избавиться от всех загрязнений и полностью освободиться.

Он говорил: «Во время дождя крупные капли падают на вершину горы, вода стекает вниз по склону и заполняет трещины и расселины, наполнившись, они заполняют горные озёра, озёра, наполнившись, заполняют ручьи; ручьи, наполнившись, заполняют реки; реки, наполнившись, заполняют Великий Океан».

 3 апреля 2019, Аджан Джаясаро

Наконец пролился дождь рядом с моим уединенным жилищем. Какими признательными кажутся деревья! В течение нескольких дней прежде усталая лесная почва снова покрылась зелёным ковром. Ещё недавно печальные обнаженные ветви оделись листвой, и теперь прохладные участи тени растут ежедневно. Какими прекрасными кажутся мне листья! Каждый из них так хрупок сам по себе, но собранные вместе они способны обеспечить прочную защиту от яркого летнего солнца!

Наши сердца нуждаются в Дхамме. Вкладывая усилия в качество наших действий и слов, мы постоянно культивируем внутреннее пробуждение, как будто утоляем сильную жажду.

Нас наполняет новыми силами каждый хороший, добрый, мудрый поступок, вне зависимости от того, совершается он в мыслях, теле, речи или уме. Наши верные действия, каждое из которых кажется маленьким и хрупким, собранные вместе, способны создать ощущение прохладного укрытия посреди раскалённого жестокого мира.

Свет — Аджан Джаясаро

Однажды, сидя на вершине горы, учитель спросил у ученика: «Что ты видишь?» Тот ответил, что видит горы и деревья, камни и небо, облака и птиц. Тогда мастер сказал: «А что ещё ты видишь?» И ученик стал описывать окружающую его природу более детально. Выслушав его, учитель спросил: «Ну а что ещё?» Так он спрашивал несколько раз, пока, в конце концов, ученик не решил, что ему нечего добавить. Мастер сказал, что тот упустил из виду самую важную вещь. «Но, мастер, что же это?» — спросил ученик в замешательстве. Учитель ответил: «Свет».

В другой раз мастер сказал ученику: «Закрой глаза, посмотри внимательно внутрь себя. Что ты видишь?» Ученик ответил: «Образы, мысли, эмоции, воспоминания, желания». Тогда учитель спросил: «А что ещё

12 марта, Аджан Джаясаро

Чувство относится к эмоциональным оттенкам переживания.

В практике Дхаммы мы стремимся:

быть осознанным в том что приятное
чувство ощущается как приятное чувство;

быть осознанным в том что неприятное
чувство как неприятное чувство;

быть осознанным в том что нейтральное
чувство как нейтральное чувство;

Через постоянное осознание колебаний эмоциональных оттенков переживания, как просто приятного, неприятного или нейтрального, не отождествляя себя с ним как «я» или «моё», жажда отсекается от своего корня.

9 марта 2019, Аджан Джаясаро

Однажды преподаватель рассказывала мне об одном студенте, которого постоянно просила не игнорировать правила поведения в общине, а он отказывался это делать, потому что считал себя личностью. Другими словами, просьба подчиниться правилам, которые он не хотел соблюдать, была бессмысленной. Он был вежливым и с сочувствием относился к беспокойству преподавателя, но что он мог сделать? Подчинение, стало бы отрицанием его личности, того кем он был на самом деле.

А он был свободомыслящим, художником, нон-конформистом и он дал понять преподавателю, что она просит птицу не петь.  Не так просто отринуть загрязнения. Но то, что делает это действительно трудным, так это то, что мы придерживаемся того мнения, что загрязнение является неотъемлемой частью того, кто мы есть.

Самодисциплина является тяжелым испытанием почти для всех. Однако, если мы будем упорствовать с терпением, интеллектом и само-прощением, мы скоро увидим улучшения. Если же кто-то гордится слабостями и считает их своими определяющими качествами, тогда прогресс в Дхамме для этого человека становится невозможным.

5 марта 2019, Аджан Джаясаро

Часто именно члены семьи наиболее слепы к позитивным изменениям, происходящими с их родными. Нигде так не проявляется вера в ложные представления о других людях, как в семьях. Достопочтенный Сарипутта был прославлен Буддой как выдающийся мудрец.

Уступающий только Будде достопочтенный Сарипутта славился в общине своей добротой, состраданием и смирением. И все же мать считала его заблуждающимся и глупым. Однажды почитаемый Сарипутта проходил неподалеку от дома матери с группой практикующих монахов, а на следующее утро они отправились туда за подаянием. Мать сделала подношение пищей сыну и его ученикам, но при этом оскорбила Сарипутту грубыми и презрительными словами.

Достопочтенный Сарипутта слушал спокойно, он ничего не ответил ей, и, произнеся благословения, молча ушел. И только в самом конце жизни он смог ответить матери благодарностью и привести ее к Дхамме.



Автор текста: Аджан Джаясаро
Источник: https://www.facebook.com/groups/forestsangha/
Источник: http://forestsangha.ru/teachers/ajahn_jayasaro.html
Традиция Тхеравада. Буддаяна
….


Previous Стыд и совесть. Защитники мира - Бхиккху Бодхи
Next Вопрос о смысле жизни - Юттадхаммо Бхиккху

Об авторе

Вам также может понравиться

Дхамма Будды

Вера в Пробуждение — Тханиссаро Бхиккху

Как и в науке, вера в Пробуждение Будды действует как рабочая гипотеза, но проверка этой гипотезы требует более глубокой и радикальной честности, чем любая из наук. Вы должны подвергнуть испытанию самих себя, — всю совокупность того, что вы считаете собой.

Таиланд и Лаос

Наставление для умирающих — Аджан Чаа

Сегодня я не принес вам ничего материального, только Дхамму, наставления Будды. Слушайте внимательно. Вам нужно понять, что даже сам Будда с его неисчерпаемым запасом накопленной добродетели не смог избежать физической смерти.

Австралия, США и Европа

Признательность — Бханте Шравасти Дхаммика

Когда мы видим сами или слышим от кого-то о безмятежном состоянии ума, хороших качествах или о доброжелательности других людей или о добре, совершённом ими, всё это может наполнить нас признательностью и желанием следовать их примеру.