Вера в вечность и Буддизм  — Махаси Саядо

Вера в вечность и Буддизм — Махаси Саядо

(избранные отрывки)


Согласно буддизму, когда человек умирает, он вновь рождается в другом месте, которое обусловлено его каммой. Это поднимает вопрос, является ли буддийская теория перерождения тем же самым, что и вера в вечность, однако учение Будды находится в стороне от идеи неизменной личности. Буддизм отрицает существование такой личности и признает только процесс, включающий непрерывное возникновение и исчезновение ментальных и физических феноменов. Когда сознание перерождения прекращается, то возникает так называемое сознание жизненного потока (bhavanga-citta), которое также находится в состоянии непрерывного исчезновения. Вместе с сознанием жизненного потока, постоянно меняющимся, возникает сознание, которое связано с внешней формой, звуками, и т.д., и это сознание следует за сознанием глаза, сознанием уха и т.д. Когда оно прекращается, то его заменяет сознание жизненного потока.

Таким образом, поочередно текут два потока – bhavanga-citta и обычное сознание. В момент смерти прекращается «смертное» сознание (cuti-citta), последний момент жизненного потока. Прекращение cuti-citta называют смертью, потому что процесс ума и материи прекращается без возникновения какого-либо нового сознания*.

Немедленно после прекращения «смертного» сознания, возникает сознание перерождения, обусловленное каммой. Это сознание перерождения отмечает начало нового существования. Из этого следует, что перерождение не имеет отношения к существованию личности или переходу ума и материи из предыдущей жизни в новую. С прекращением этого нового сознания, возникает другой непрерывный жизненного поток, как и в предыдущем существовании. Мы считаем этот поток ума и материи некой индивидуальностью, но он лишен как души, так и индивидуальности. Тот, кто практикует медитацию прозрения, способны постичь данный факт.

Буддизм не проповедует этернализм, но учит, что страстное желание приводит к перерождению. Когда практикующий достигает арахатства, то он полностью избавляется от жажды и других омрачений. У арахата нет привязанности к чувственным объектам, даже на грани смерти, поэтому новый поток ума и материи не создается. Тем не менее, из этого не следует, что буддизм учит аннигиляции (ucchedavāda), поскольку такое представление предполагает наличие личности, которая является субъектом опыта, хорошего или плохого. Буддизм отвергает идею личности и признает только то, что есть процесс ума и материи. Со смертью арахата угасает не личность, а именно этот процесс. Такое прекращение происходит посредством медитации прозрения, которая обеспечивает окончание жажды к продолжению жизни.

Фотографии были сделаны 18.01.2012 года в монастыре Ват Па Наначат на церемонии кремации умершей девушки из ближайшей деревни


________
* Прим. пер.: более подробно о процессе
смерти можно посмотреть здесь:

1. Абхидхамматтха сангаха Всеобъемлющее руководство по Абхидхамме стр.177 http://abhidhamma.ru/wp-content/uploads/2017/04/Sangaha.pdf

2. Ultimate Science by Dr. Mehm Tin Mon Introducing the Higher Teachings of the Buddha Buddha Abhidhamma. p. 143. http://www.buddhanet.net/pdf_file/abhidhaultsci.pdf


Перевод: Цветкова Павла
Редакция: Евгении Евмененко

Источник: The Questions of Sakka. A Discourse on the Sakkapañha Sutta by Venerable Mahāsī Sayādaw. An Abridged Translation by U Aye Maung. First printed and published in the Socialist Republic of the Union of Burma December 1980. Online Edition. Edited by Bhikkhu Pesala January 2011.
….

Previous Двенадцать способов преодоления гнева - Бханте Гунаратана
Next О пользе уединения - Тханиссаро Бхиккху

Об авторе

Вам также может понравиться

Пустота и дуккха

Вызовы, рождённые болью — Бхиккху Аналайо

Тем не менее, ранние тексты говорят о другом. Вовсе не всегда и не всех приятных и неприятных чувств следует избегать. Некоторые болезненные чувства помогают продвижению на пути к Ниббане и, стало быть, заслуживают одобрения.

Дхамма Будды

Буддизм в двух словах — Нарада Махатхера

Сразу же после кончины Будды 500 ведущих Архатов, сведущих в Дхамме и Винае провели собрание, чтобы сохранить учение таким образом, как его первоначально проповедовал Будда. Почтенный Ананда декламировал Дхамму, почтенный Упали — Винаю.

Обзоры и разное другое

Личности и безличное («Я» и «не-Я») — Тханиссаро Бхиккху

Как объясняет сам Будда утвердительный ответ на вопрос «Есть ли я?» это подтверждение неправильных воззрений об этернализме, т.е. бессмертном вечном неизменном Я. Утвердительный ответ на «Нет я?» это подтверждение других неправильных воззрений об аннигиляционизме, уничтожении я и души при смерти.