Влияние буддизма  на фильм «Сталкер»  А. Тарковского

Влияние буддизма на фильм «Сталкер» А. Тарковского


Тарковского можно по праву назвать главным христианским режиссером. Персонажи его кинолент постоянно находятся в нравственном поиске, а христианство предстает для них путеводной звездой. Александр в «Жертвоприношении» восхищается книгой с иллюстрациями православных икон, Андрей Горчаков, сыгранный Янковским, заводит разговоры с католическим священником в «Ностальгии», а второй полнометражный фильм Андрея Тарковского — «Андрей Рублев» повествует о жизни православного иконописца. Вполне очевидно, что каждая работа мастера изобилует отсылками к Библии. Но это совсем не мешает соседству и других религиозных концепций в его фильмах, ведь в самом Андрее уживалась как и христианская вера, так и восточная духовность. Андрей всю свою жизнь был человеком глубоко увлеченным вопросами духовного поиска и саморазвития. И буддизм здесь был для Тарковского не на последнем месте.


«Восток — обломки древних истинных цивилизаций в отличие от Запада, центра ошибочной трагической, технологической цивилизации. Богоборческой, жадной, головной, прагматической. Именно оттого, что Россия находится между Востоком и Западом, в ней чувствуется иная сущность в отличие от западной — смертной и ошибочной».

— Андрей Тарковский, «Мартиролог»

Для наглядности этого влияния проведем
аналогии между буддизмом и фильмом «Сталкер».





























1. Материальный мир (зона) лежит во зле


Буддийские каноны проникнуты теоретическим и практическим отрицанием страсти и привязанности к обыденной жизни и всему сущему, потому что только в этом отрицании и отречении сказывается для буддиста сопричастность к священному, сакральному. Бытие в Учении Будды представляет собой беспрерывную череду утрат и мучений, лишений и тягот, ведь каждый раз, когда мы находим что-то, к чему затем неизбежно привязываемся, беспрерывная, ежемгновенная изменчивость сансары заставляет нас с этим расстаться. Сансара (в фильме — «Зона»), в которую мы вынуждены приходить снова и снова в качестве различных всевозможных существ, есть дуккха — истина страдания, тотальной неудовлетворительности, ненасыщаемой жажды.


«Все горело светло,
Только этого мало.»
— признаётся Сталкер, подчёркивая, что человеку всегда свойственна жажда, как принципиальная ненасыщаемость и неисчерпаемость, неутолимость страстей и желаний, вновь и вновь порождающих многообразное страдание и тревогу, смятение и беспокойство (дуккху).

Покончить с этим мучением, можно лишь став Буддой (попав в Нирвану, роль которой в фильме исполняет Комната в зоне), что в переводе означает буквально «пробудиться». На это пробуждение от дурного сна жизни намекает и Сталкер, когда обращается к писателю и инженеру на привале. Давайте посмотрим этот фрагмент ещё раз…


«И в прошлом и в настоящем я говорю только одно:
страдание и уничтожение страдания (дуккхи)»  — утверждал Будда.

Враждебность сансары показывают и ловушки зоны:


«Зона — это… очень сложная система… ловушек, что ли… И все они смертельны! Не знаю, что здесь происходит в отсутствие человека, но стоит тут появиться людям, как все здесь приходит в движение… Бывшие ловушки исчезают — появляются новые. Безопасные места становятся непроходимыми, и путь делается то простым и лёгким, то запутывается до невозможности!

Это — Зона. Может даже показаться, что она капризна, но в каждый момент она такова, какой мы её сами сделали… своим состоянием. Не скрою, были случаи, когда людям приходилось возвращаться с полдороги, не солоно хлебавши. Были и такие, которые… гибли у самого порога Комнаты. Но все, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас!»

-   к/ф   "Сталкер".    59 минута фильма


Также сансару можно сравнить и с тюрьмой, ведь выходом из неё
является только абсолютный побег (проникновение в нирвану):

«Господи, тюрьма… да мне везде тюрьма!»

-   к/ф   "Сталкер".   11 минута фильма


~ // Непрерывность действия, неторопливого, парадоксально бесконечного, подчёркнута словами Сталкера о том, что в Зоне прямой путь не самый короткий. Музыка Эдуарда Артемьева, подчёркивающая отстранённый и потусторонний мотив сюжета, стала важной составной частью экзистенциального действа на экране… // ~

2. Нирвана есть центральная идея буддизма, тогда как в фильме Андрея Тарковского — это комната в зоне


В трактовках комнаты — центрального для фильма места, люди часто кардинально расходятся, но, чаще всего, называют её Богом. А это в корне неверно, на что указывают многие детали фильма: начиная с того, что в зону ходят с корыстными целями, тогда как Бог есть Путь как таковой (именно представление Бога как Пути самого по себе можно назвать новаторством христианства, ведь все остальное: нравственность, мистицизм, особые силы и т.д, и т.п., так или иначе присутствовало и в других религиях), и заканчивая тем, что со слов жены Сталкера, Бог проклял их дочку — Мартышку за его походы в зону. Таким образом, ни Зона, ни Комната это явно не Бог теистических религий.

Тарковский описывал процесс съёмок своего фильма как «возможность легально коснуться трансцендентного», — что позволяет нам дальше размышлять о глубоко религиозной идее, лежащей в основе сюжета фильма. Тарковский придумывает образ Таинственной Комнаты как неописуемого светлого пустого пространства, нарисовав таким способом визуальный образ совершенно буддийской идеи, которая затем воплощается и пребывает в Зоне без оглядки на концепцию Бога.


«Это ведь единственное… единственное место,
куда можно прийти, если надеяться больше не на что.
Ведь вы же пришли! Зачем вы уничтожаете веру?!»

-   к/ф   "Сталкер".   126 минута фильма

То есть комната — это совершенно особое, трудноописуемое, сверхъестественное и неподвластное обыденному пониманию «место», где человек получает освобождение от горестей жизни, подобно Нирване (на пали: Ниббане).

3. Сталкер — проводник в Нирвану


Проникновение в нирвану — цель всего буддийского учения и персонажей «Сталкера». Желание избавиться от тягучей неудовлетворительности и мучительной серости жизни (всё пространство не-Зоны в фильме снято через фильтр сепия) и приводит людей в зону, где им помогает специальный человек, своего рода гид по духовному продвижению. Сопровождающий через опасности и ловушки Зоны. В буддизме Северной традиции, Махаяна, этим занимается Бодхисаттва. Из-за переполняющей его любви к страдающим живым существам он сам не доходит до нирваны. Слабый человек, испытывая горе и несчастье, нуждается в личном руководителе, и тогда эти возвышенные натуры, которые могут вступить на путь к Нирване, берут на себя труд повести людей по истинному пути знания, дорогой Освобождения.

— «Вы ведь приводили в зону много людей».

— «Не так много, как бы мне хотелось».


Можно отметить также, что Сталкер никогда не входит в зону с корыстными, низменными интересами и целями, — а если он нарушает этот принцип, как и поступил Дикобраз, тогда он сразу же получает наказание.

«Потом с ним (с Дикобразом) что-то случилось,
сломалось в нем что-то. Хотя, по-моему, он просто был наказан».

-    к/ф   "Сталкер".    39 минута фильма

А вот что говорит нам священная сутра Праджняпарамита, входящая в состав канона традиции Махаяна, священного буддийского писания Северного буддизма:

«Учитель только тогда покрыт великою бронёю, когда уму его представится такая мысль: я должен вести к совершенной Нирване бесчисленное множество существ».


Сам Сталкер, объясняя своё занятие, говорит, что он просто хочет осчастливить людей и избавить их от мирских страданий — а это и есть жизненная цель Бодхисаттвы. В более ранней буддийской традиции Тхеравада (Южный буддизм) на месте бодхисаттвы находится Арахант, полностью Совершенный, Пробудившийся. Подобно нашему Сталкеру в фильме, — Араханта не интересует ничто земное и мирское, единственная причина его существования — возвещать Дхамму, Учение Будды, и открывать тропу к Освобождению всем тем, кто уже готов к долгому и трудному пути. Следует отметить, что сам Будда Гаутама был прежде всего Первый Арахант, за которым к Ниббане уже шли остальные.


В Дутия марапаса сутте (СН 4.5) из Палийского Канона Будда говорит своим ученикам -Арахантам, уже закончившим обучение, во всей полноте достигшим того же самого Знания и Освобождения, что и он сам: 

«Странствуйте же, о монахи, ради блага многих, ради счастья многих, из сострадания к миру, ради благополучия, блага и счастья богов и людей. Пусть двое из вас не пойдут одним и тем же путём.

Обучайте, о монахи, Дхамме, которая прекрасна в начале, прекрасна в середине, прекрасна в конце, совершенной и в духе и в букве. Раскрывайте в совершенстве полную и чистую святую жизнь».


~ //   Путешествие героев по Зоне из приключения становится философским диспутом, переходящим в апокалиптическое отчаяние. В движении из обычного мира в метафоричный мир Зоны, от реального к идеальному и, в конечном итоге, к цели пути — Комнате и исполнению желаний состоит весь смысл картины. Отождествление пути, по которому проходят герои, и поиска самого себя — один из главных философских посылов картины.  Так Зона осмысляется героями фильма, а вслед за ними и зрителем — как место духовного роста, путь духовного развития, метафора духовного путешествия — к Ниббане… // ~

4. Изменчивость зоны = ежемгновенная изменяемость всего сущего (аничча)


«Когда человек родится, он слаб и гибок,
когда умирает, он крепок и черств.»

— Лао Цзы, из «Дао дэ Цзин»


Этой цитатой Тарковский выражает доктрину аничча — это ещё одно центральное и определяющее понятие буддизма, говорящее о непостоянности жизни, мгновенности всего сущего, то есть мгновенности элементарных «кирпичиков опыта и бытия» — дхарм. В буддийской картине мира нет ничего длящегося, всё на свете существует лишь в течение одного краткого мгновения, кшаны. Таким образом, гибкое и податливое лучше справляется с изменчивостью бытия, не связывает себя с этим миром, а посему и не страдает от его изменения. Тогда как сухое и твердое, не способное сдерживать боль от постоянных утрат, обрекает себя на смерть и повторение этого цикла страдания снова и снова.


Эту идею Тарковский высказывает на протяжении всего
своего фильма даже несколько раз (на 61 и 69 минутах фильма).

«Здесь не возвращаются тем же путём, которым пришли. Здесь каждую минуту всё меняется. В Зоне не работают теоретические построения, полагаться следует только на интуицию. Зона принимает только потерявших надежду.»

-    к/ф   "Сталкер"


Анатта, неопределённость, пустотность, безличность, отсутствие подлинной внутренней сущности, своей собственной природы — ещё одно ключевое и наиважнейшее понятие в системе буддийского миропонимания. Безличностность означает, что ни в теле, ни в уме, ни вне их нельзя найти что-то такое, что можно было бы считать своей абсолютной сущностью, неизменной личностью, которая существовала бы сама по себе и представляла собой некую реальную истинно существующую сущность, эго, душу и т.д.

Безличностность — это главнейший принцип в учении Будды. Без понимания этого принципа правильное понимание всей полноты буддийской доктрины невозможно. Это уникальная черта буддизма, на которую целиком опирается всё учение. Другие буддийские принципы можно в том или ином виде найти и в других философских или религиозных системах, но безличностности учил только Будда.


Для наиболее чёткого разъяснения принципа
безличностности в древней Висуддхимагге сказано:

«Только страдания существуют, но не найти страдающего;
Поступки совершаются, но нет того, кто их совершает;
Ниббана есть, но нет того, кто в неё входит;
Путь существует, но не найти того, кто по нему идёт».


5. Карма. Машина желаний


Фильм Андрея Тарковского практически без изменений цитирует идею братьев Стругацких о том, что комната в зоне дарует не то, что человек желает, а то, чему он соответствует. В зоне исполняются не простые, а самые сокровенные, истинные желания. Примером этому служит история о Дикобразе, который получает совсем не то, о чем просил, а лишь материальные ценности. Из-за чего вскоре и накладывает на себя руки.

Историю дикобраза можно называть примером вселенского причинно-следственного закона кармы, — согласно которому наша дальнейшая судьба определяется нашими сегодняшними поступками.


«Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть — разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего».

— Слово Будды, Дхаммапада.
Глава парных строф


«Потом с ним (с Дикобразом) что-то случилось, сломалось
в нем что-то. Хотя, по-моему, он просто был наказан.»

-   к/ф  "Сталкер".   39 минута


А вот здесь, кто знает, возможно, Тарковский делает туманный намёк на буддийскую практику медитации, практику осознанного памятования и сосредоточения:

«Никакие слова вам не помогут. Вам ничего не надо говорить. Вам нужно просто сосредоточиться и вспоминать свою жизнь. Когда человек вспоминает свою жизнь, он становится добрее. Вам нужно быть очень добрыми сейчас. И тогда счастье, которое вы обретете, не станет источником несчастья для других. Вот и все, что я хотел вам сказать. А теперь — идите.»

-   к/ф  "Сталкер"

6. Парапсихологические способности


Будда, как и приближенные к нему, обладали некоторыми сверхъестественными способностями (иддхи, или сиддхи), которые обретаются человеком благодаря медитации. Так, например, Будда мог видеть все свои предыдущие жизни на великое множество перерождений назад. Ему открылись скрытые законы кармы и сансары, по которым работает вся вселенная. Будучи одним, он становился многочисленным, будучи многочисленным, становился одним. Становился видимым для глаз и невидимым. Погружался в землю и выходил из нее, как если бы это была вода. Гулял по воде и не тонул, как если бы это была сухая земля, и мог еще многое другое. Иными словами, Будде была доступна власть над материей и пространством.

Такие парапсихологические способности показывает и дочка Сталкера —
Мартышка в финальной сцене, когда силой мысли сталкивает стакан со стола.


«Вчера, нет сегодня утром во время медитации снова увидел голубой свет. (Несколько дней тому назад Анжела посмотрела на меня и сказала: «Ты больше не видишь голубой свет?» — «Не вижу», ответил я.) А сегодня утром снова увидел. Это хороший знак.«

— из книги: Андрей Тарковский. Мартиролог. Дневники 1970-1986
Международный Институт имени Андрея Тарковского. 2008



________

Автор текста: Глазырин Михаил

Специально для проекта
«МИР Тхеравады», theravada.world


Список литературы, используемой в процессе создания статьи:

1. «Иллюстрированная энциклопедия буддизма»,
автор-составитель Е. Авадяева
2. «Чтения о Богочеловечестве», В. Соловьев,
русский религиозный мыслитель и поэт
3. Кеоун Дамьен, «Буддизм»
4. Андрей Тарковский, «Мартиролог»
5. Е. Торчинов, «Введение в буддизм»
….


Previous Великие учителя традиции Тхеравада - Бхиккху Кхеминда
Next Тихая лесная заводь. Медитация прозрения от Аджана Чаа (аудио-книга)

Об авторе

Вам также может понравиться

Panna. Высокий уровень

Чем Арахант (Савака-будда) отличается от будды (Самма-сам-будды) ?

Нас часто спрашивают — чем же в действительности, по большому счету, — отличается Будда (Самма-Сам-Будда) — от Араханта (от Савака-Будды) ? Посмотрите сами, как это интересно. Рассмотрим их различия на простом и понятном для всех примере.

Panna. Высокий уровень

Тхеравада. Что это такое? Учение старейших — Аджан Сучитто

Движение Махаяны погрузилось в творческий поток сочинения сутр, того нового материала, который принижал или отвергал прежний путь. Необходимость выжить в мире, в котором доминировали индийские захватчики, полемика с Махаяной и брахманическое возрождение, стала основной заботой Тхеравады.

Мьянма. Бирма

Буддийские писания. Какими они бывают?

Под Каноном подразумевается Трипитака буддистов как Тхеравады, так и Махаяны. Поэтому дозволительно говорить о нескольких Канонах, таких как Канон Стхавиравады, Канон Сарвастивады и Канон Махаяны.