Вопрос о смысле жизни — Юттадхаммо Бхиккху

Вопрос о смысле жизни — Юттадхаммо Бхиккху


Юттадхаммо Бхиккху задают вопрос про смысл жизни:
в чем он заключается, если он вообще существует.


Прежде всего, надо заметить, что буддизм не признает наличие какого-то великого плана или грандиозной миссии существования, — здесь не идет речь о таких вещах. Я склонен вдохновлять вас на свою собственную практику, потому что в культурном отношении с нашим теистическим бэкграундом мы склонны мыслить именно в терминах вселенского замысла. Он, однако, невозможен даже с позиции логики. Никакого вселенского замысла не существует. Конечно, боги или ангелы могут иметь место, как и богатые и влиятельные люди в нашем мире, но все их планы субъективны и основаны на личных желаниях и капризах.

Все это подобно хаосу, бардаку. Забавная штука, не так ли? (улыбается) Тем не менее, существует реальность со своими законами и со своей природой, которая довольно сложна. К примеру, есть ум и есть осознанность. Наша жизнь – это серия разнообразных опытов, основанная на наших воззрениях, убеждениях, привязанностях и неприязни, желаниях, идеях, что такое хорошо и плохо. Это то, что мы считаем своим существованием.

Я не хочу вас запутать, но важно, чтобы вы поняли: не существует никакого высшего существа, которое накажет вас за некие дурные дела, однако существует закон реальности. Бог не осудит вас после смерти и не спасет, — этот закон основан на ваших действиях. Важно знать, что вы получаете то, что вы сами для себя взрастили. Куда вы устремляетесь, то вы и получаете. Несмотря на отсутствие вселенского замысла на нашу жизнь, мы все, так или иначе, стремимся к счастью.

Многие люди, желая счастья, на самом деле создают себе почву для страданий своими дурными делами. Речь не о том, что их наказывает Бог или государство, но это дурно по причине того, что приводит в тягостные уделы, противореча тем самым изначальному стремлению к счастью. Человек, желающий счастья, должен действовать таким образом, чтобы привести себя к нему своими поступками. Для этого ему следует вовлекаться только в благие, чистые дела телом, речью и умом. Желая вырастить апельсины, не нужно кидать в землю семена яблок.

Дурные поступки не ведут к покою, к умиротворению, не ведут к счастью и стабильности, как думают те, кто совершают их. Многие люди не верят в закон причины и следствия – в камму, потому что не изучали и не наблюдали его. 


Знаю ли я цель своей жизни? Я стал буддийским монахом не из-за того, что был рожден в буддийской стране или что мои родители были буддистами, или что это было модно или, наоборот, выглядело как вызов всему обществу. Я лишь хотел познать реальность и чем больше я изучал и практиковал учение Будды, тем больше веры и уверенности в этом пути я приобретал. Именно понимание реальности является ключевым фактором для меня, а не именование себя буддистом или какие-то концепции, связанные с этим. Знание реальности освобождает от желания идти против неё. Надеюсь, что я ответил на ваш вопрос. 



Перевод: Евгении Евмененко
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Vs7MsSPSrdI
….


Previous Вдохновение от Аджана Джаясаро. Сборник цитат
Next О круге рождения и смерти - Саядо У Джотика

Об авторе

Вам также может понравиться

Бханте Дхаммика

Основы Общины — Бханте Шравасти Дхаммика

Будда называл четыре Основы Общины: щедрость (dàna), доброжелательную речь (piyavàcà), хорошие поступки по отношению к другим (благодетельное поведение) (atthacariyà) и беспристрастность (равностность) (samànattatà). Четыре Основы Общины для мира позволяют обществу продвигаться дальше и вращаться плавно (без помех).

Махаси Саядо

Буддийские писания. Какими они бывают?

Под Каноном подразумевается Трипитака буддистов как Тхеравады, так и Махаяны. Поэтому дозволительно говорить о нескольких Канонах, таких как Канон Стхавиравады, Канон Сарвастивады и Канон Махаяны.

Пустота и дуккха

Буддийские размышления о смерти — В.Ф. Гунаратна

В соответствии с буддийской мыслью, смерть далеко не та тема, которую стоит избегать и пренебрегать, это ключ, который открывает кажущуюся тайну жизни. Именно понимая смерть, мы понимаем жизнь; поскольку смерть является частью жизненного процесса. Понимая смысл смерти, мы также понимаем смысл жизни.