Восемь восьмёрок Дхаммы. Шахматы Будды
Мы живём в мире катастрофических подмен понятий и категорической профанации знания и понимания. В наши дни умами многочисленных масс владеют поп-корн и поп-дзэн, — евро-тантра и евро-дзогчен, — нео-випассана и квази-буддизм… Это суррогаты традиции, быстрорастворимые заменители духовности, дешёвые эрзацы Учения, фастфуд Дхаммы и бигмак практики.
Люди очень охотно слушают различных популяризаторов, не разобравшись в истоках, в традиции и её подлинных текстах, не изучив аутентичные практики и древние оригинальные воззрения, — но все адекватные последователи Учения Будды (т.е. Буддаяны, Сасаны) — так или иначе должны понимать эти вещи, обязаны глубоко осознавать их в русле своей терминологии и своей надёжной практической системы.
Многие в наше время полагают, что Всё, чему учил Будда, — это просто и только лишь Четыре Благие Истины и Благой Восьмеричный Путь, — и что это и есть всё, что следует знать любому буддисту, что этого, якобы, вполне достаточно. Это не совсем так, — и данный вопрос касается степени и меры глубины понимания. Постараемся объяснить, применяя Безусловный Критерий: СЛОВО БУДДЫ, т.е. древние Никаи палийского и ранние Агамы китайского Перво-Канона (ПК). Итак.
Буддисты древности любили выделять ключевые пункты Учения Будды и группировать их тем или иным образом — для лучшего запоминания и усвоения — в особые списки, так называемые маттики (матрика). Переводится как «таблица», «список». Слово это, кстати, имеет общий корень со словом «Матрица», — смысл же пересекается в том, что эти длинные списки и вправду напоминают текст ползущей по экрану компьютера программы. Маттики послужили основой для третьей Питаки буддистов — Абхидхаммы. В ней ключевые моменты Будда-Дхаммы тщательнейшим образом анализируются и рассматриваются во всех точных деталях.
Одна из целей и задач любой маттики — содержать в себе ключевые пункты Дхаммы Будды, являющиеся краеугольными камнями, — именно по их наличию или отсутствию как раз и определяется, — буддийские воззрения имеет тот или иной человек или сообщество, или же нет. Такой своего рода катехизис Учения, а, может быть, оглавление к хрестоматии. В любом случае без детального и тщательнейшего рассмотрения пунктов маттики — формирование правильного воззрения совершенно невозможно. Матрика помогает сохранить чистую Дхамму Будды…
Также, матрика может послужить в нашей практике своего рода шпаргалкой-напоминалкой (памяткой забывчивому буддисту)) — с целью еще раз разложить в голове всё по полочкам и уяснить Дхамму в виде наглядной и ясной системы. И при определенной компоновке всех составляющих, получается, что Всё Учение Будды — вся вообще Будда-Сасана целиком — представляет из себя «Восемь Восьмерок» или «Квадрат Учения», — своего рода шахматная доска стандартным размером 8 х 8 клеток.)
Между прочим, шахматы впервые были изобретены вот именно в Древней Индии.) Тогда эта игра называлась Чатуранга ( ~VI век новой эры), — и таким образом, ей уже полтора тысячелетия! Итак, фактически всё-всё Учение Будды Гаутамы наглядно и кратко для пользы дела можно свести к следующему списку:
1. — Первая Восьмерка:
Четыре благие Истины Будды — [ariyasacca, cattaro ariyasaccani]
Три основания Пути Будды — [tisikkha-sankappa]
Обусловленное Возникновение — [paticca-samuppada / idappaccayata]
2. — Вторая Восьмерка:
Три качества/свойства Существования — [tilakkhana]
Пять Совокупностей Привязанности — [panca khandha]
3. — Третья Восьмерка:
Благой Восьмеричный Путь — [ariya-atthangika magga]
4. — Четвертая Восьмерка:
Четыре Безмерных Устремления — [brahmavihara]
Четыре Основания Осознанности — [satipatthana]
5. — Пятая Восьмерка:
Пять Духовных Качеств — [panca indriya / bala]
Тройственная Драгоценность — [tiratana / tisarana]
6. — Шестая Восьмерка:
Семь Факторов (предпосылок) Пробуждения — [bojjhanga dhamma]
Корень и основание для развития Всех благих качеств
Аппамада / Муттодая — [appamada / muttodaya / dhammadhara]
7. — Седьмая Восьмерка:
Четыре неизменяемых Реальности — [paramattha-dhamma]
Четыре стандарта Проверки учения — [cattaro mahapadesa]
8. — Восьмая Восьмерка:
Пять препятствий на Пути — [panca nivarana]
Трое Врат Освобождения — [vimokkha-mukha]
-[ 8 x 8 = 64 ]- — »»»» Шахматы Дхаммы
Далее… — 37 факторов Пробуждения [bodhipakkhiya-dhamma] +
+ Три вида/типа Пробудившихся (Арахантов) + 64 = 104 пункта
104 + Четыре высших плода Пути — [cattaro ariya-puggala] = 108
(сакральное каноническое число + количество бусин в чётках)
[8] 4БИ + 3КС + 1ВЗВ +
[8] Б8П +
[8] 3ВО + 5СП +
[8] 4БВ + 4ОВ +
[8] 5ДК + 3ОП +
[8] 7ФП + 1АДН +
[8] 4НР + 4ВП +
[8] 3ДР + 5ПР = -[_64_]-
Версия… — 8 х 8 = 64 дхаммы ( «шахматы Дхаммы» ). 64 + 37
факторов Пробуждения [bodhipakkhiya-dhamma] = 101 (!) + 7
распознаваний [anupassāna] = 108 (сакральное каноническое
мистическ. число + количество бусин). 108 (1) = 108 (2) дхамм.
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Постоянство — Шравасти Дхаммика
Два противоречащих понятия, утверждения или мнения не могут быть одновременно истинными, хотя они могут быть оба ложными. Это то, что Будда имел в виду, когда он сказал: «Истина одна». Нет двух истин. (Ekaṃ hi saccaṃ, Sn. 884).
История западного буддийского монаха — Бхиккху Чинтита
Исторически Тхеравада была всегда удивительно ортодоксальной, хотя и претерпела всё же некоторое дальнейшее развитие и расширение от самых Ранних буддийских текстов. Проф. Гомбрих (Гомбрич) отмечает, что Тхеравада изменялась очень и очень мало со времен комментариев в первом тысячелетии.
Окончательная Ниббана и сознание. Изначальный ум Будды
Это не означает, что Ниббана — это несформированное или необусловленное сознание, осознанность или состояние ума. Ниббана также не является чистым сознанием или осознанностью независимой от объекта. Согласно Учению Будды этого не существует.