Вовлечённый буддизм: взгляд на ранний буддизм — проф. Бхиккху Сатьяпала
Многие небуддисты — и некоторые буддисты — критиковали тех, кто практикует буддийскую медитацию, как способ избежать ответственности, избежать своих отношений, своей работы или своих социальных и политических обязанностей. Некоторые даже говорят, что медитация — это практика нигилистическая или нарциссическая.
Мы считаем, что эти критические замечания, особенно когда они исходят от людей, не имеющих реального опыта буддийской медитации, не только ошибочны: они опасны. Это такие стереотипы, которые могут привести к межрелигиозному напряжению. Тем не менее, мы должны учитывать возможность того, что некоторые виды буддийских практик могут быть искажены и отклонены от их первоначальной целостности и красоты незрелыми учителями или людьми в определенных культурах.
Иногда буддисты-новички ошибочно принимают хорошие советы и наставления буддийских учителей — за радикальное разрешение отказаться от отношений, от общества и от демократического процесса политического диалога. Возможно, многие из нас приняли медитацию, чтобы избежать требований обычной жизни. Да, это хорошо, что мы лучше узнали самих себя на подушке для медитации, и что мы стали в большей степени основываться на нашем реальном опыте.
Но тогда некоторые из нас, возможно, переступают черту, благодаря которой мы узнаём себя настолько хорошо, что стали зацикливаться на своем внутреннем опыте, и в конечном итоге узнаём других — наших партнеров, детей, соседей, представителей других наций, граждан иностранных народов и стран — меньше.
Что же. В конце концов, есть особые навыки, которыми необходимо овладеть, если человек стремится к тому, чтобы быть самоосознанным достаточно отстранённо, одновременно активно участвуя и взаимодействуя во внешнем мире с другими.
Возможно, нам ещё многое предстоит узнать о том, как это сделать. И это трудно, потому что подчас буддийская мудрость фильтруется и интерпретируется с помощью чрезмерно материалистического, индивидуалистического, конкурентного и нарциссического мышления.
Ирония заключается в том, что иногда буддийская медитация начинается с того, что она очень подробно показывает нам, как мы эгоцентричны, — но заканчивается тем, что способствует нашей эгоцентричности. Иногда буддийская медитация показывает нам, в нашем прямом опыте, как наше твердое чувство «я» является иллюзией, — но заканчивается это тем, что она ловит нас в динамических моментальных феноменах этого самого иллюзорного «я».
Конечно, опасность эгоцентризма есть везде. […] В американской буддийской общине многие буддисты согласились с утверждением Далай-ламы об опасностях индивидуализма и нарциссизма в буддийской практике. Те американские буддисты, которые пытаются исправить эту тенденцию, придумали термин «вовлеченный буддизм» («активный буддизм»), чтобы подчеркнуть внутреннюю связь между подлинной буддийской медитацией и социальными действиями.
— из предисловия Роберта А. Джонаса
Профессор; глава отдела Буддийских
исследований Делийского университета; Дели
Уважаемые председатель и коллеги,
в честь радостного события — дня Весак в Ханое, я решил опубликовать статью «Вовлеченный буддизм: взгляд на ранний буддизм», дабы выразить свое почтение досточтимому. Тхить Ньят Хань ввёл в оборот термин «Вовлеченный буддизм», который приобрёл широкое распространение в академических кругах в послевоенную эпоху.
«Charatha Bhikkave carikam bhujana hitaya bahujana sukhaya» — воля Будды, направленная на объединение и согласие общества с целью всестороннего развития. К примеру — инженер, накапливающий дождевую воду в водохранилище, использует её в определённых целях — таких, как орошение земель или производство электроэнергии. Несобранная вода утекает, не принося совершенно никакой пользы.
Вот потому Будда попросил Ангунималу использовать все четыре Брахмавихары — Метта, Каруна, Мудита, Упеккха — дабы уменьшить боль беременной женщины при родах. Ухаживая за страдающими — следуем Дхамме Будды. Принявший Прибежище бхиккху находится перед Тремя Драгоценностями — Буддой, Дхаммой и Сангхой; он связывает себя обетом использовать телесную и умственную энергию на благо всестороннего развития людей в Дхамме. Будда использовал для этого свои силы в течении 45 лет жизни на Земле.
Со стереотипной точки зрения, восприятие буддизма как пассивного, потустороннего, эскапистского учения, — «вовлеченный буддизм» может казаться внутренним противоречием, неким оксюмороном. Разве же не является одним из отличительных признаков буддизма — поиск Просветления в одиночестве?
Просветление не может быть полным до тех пор, пока другие бьются в сети заблуждений. Подлинная мудрость — действенное сострадание. Когда мы вновь видим 2500-летнюю историю, мы также можем разглядеть, что принципы и некоторые техники вовлеченного буддизма остались только в Традиции. В настоящее время она может быть распространена через последователей Дхаммы Будды на Западе — где царят социальный активизм и эгалитаризм. Мы считаем, что Дхамма содержит уникальные ресурсы для развития всего мира; она даёт возможность применить древнее учение Будды к современным реалиям.
Когда принц Сиддартха увидел старика, больного, покойника и странствующего монаха, он задумался о Пути к Освобождению — и в конце стал Буддой (Пробужденным). Нынешние страдания должны вдохновлять нас на раздумия и действия сообща — чтобы покинуть царство Мары, смерть и разрушение; чтобы принести Дхамму как можно большему количеству людей.
Пятеро аскетов под апрельской луной слушали молодого человека, сидящего под деревом Бодхи. Освещенные лунным светом люди излучали отрешенность и полное понимание. Собравшиеся внимательно слушали каждое слово говорящего; единственным иным звуком был стрёкот сверчков.
Эта, на первый взгляд, неприметная сцена, де-факто стала событием мирового значения — поскольку являлась первой проповедью об основах религиозно-философского учения, которое сейчас известно под названием «буддизм». В 328 г. до н.э. в Оленьем Парке в селении Иссипаттана (современный Сарнатх), расположенном в Индии, проповедовал Сиддартха Гаутама из рода Сакьев.
Он говорил, что существует две крайности: привязанность к чувственным удовольствиям — роскоши, жизни, богатству, еде и плотским утехам; и — самоистязание посредством жёсткой, деструктивной аскезы, полное самоотречение. Обе эти крайности следует избегать; вместо них необходимо стремиться к срединному пути. Именно он приводит к духовному спокойствию, видению вещей-как-они-есть, пониманию жизни; он приводит к высшему знанию и просвещению, и в конечном итоге — к Ниббане.
Основой этому служит понимание Четырёх Благородных Истин
и Благородного Восьмеричного Пути (он же — Срединный — прим. перев.).
Четыре Благородные Истины выражаются в следующем:
- Существует страдание. В существовании всегда присутствует дуккха (страдание).
- У страдания есть причина. Причиной дуккхи является жажда — жажда чувственных удовольствий; существования и становления; несуществования.
- Страданию можно положить конец. Освобождение от дуккхи — Ниббана; полное угасание жажды.
- Есть путь к Ниббане — Благородный Восьмеричный Путь, состоящий из: Правильного Понимания; Правильного Намерения; Правильной Речи; Правильного Действия; Правильных средств к существованию; Правильного Усилия; Правильного Памятования; Правильного Сосредоточения.
Эта знаменитая проповедь в Оленьем Парке известна как «Приведение в движение колеса Дхаммы», а также как «Колесо учения» или «Колесо Дхаммы», поскольку Будда сравнивал спицы колеса с корнями благого поведения. Центр колеса — истина, к которой ведут скромность и вдумчивость. Таким образом, Будда объяснил учение на примере колеса. Оно стало важным символом в буддийском искусстве многих стран.
Основой учения Тхеравады является проповедь в Варанаси о Четырёх Благородных Истинах и Срединном Пути. Также в Палийском Каноне упоминается круг, известный как Взаимозависимое Возникновение. Оно объясняется таким образом: невежество порождает воображение, из которого происходит самосознание; из самосознания происходит существование, а затем — 6 чувств, последним из которых является мысль. Из неё проистекает контакт, затем — чувства и эмоции, затем — привязанность и становление; из них происходят перерождение и присущая ему Дуккха, связанная с телом. Суть Взаимозависимого Возникновения — в том, что жизнь полна печалей, преходяща, в ней нет «я».
Тхеравада — является оригинальным аутентичным учением Будды — не метафизическим, но религиозно-философским. Аутентичное учение Будды не оперирует понятиями, связанными с особым происхождением мира и концом света. Тхеравада имеет космологию, которая объясняет факт существования Вселённой — тем не менее, миры не были созданы божественным повелением или чьими-то усилиями. Будда не приветствовал концентрации внимания на метафизических аспектах. Он обращал внимание людей на их собственный мир; на то, что они могли бы сделать ради улучшения своего существования.
Именно этот путь имеет основой веру и убежденность, которые вырабатываются у последователей. Прибежищем в буддизме Тхеравады является Тиратана — Три Драгоценности, которые являются предметами памятования не только в Дхамме Будды, но и в буддизме ветви Махаяна. Эти Драгоценности — Будда, Дхамма, Сангха. Таким образом, последователь ищет прибежище в Будде, его учении — Дхамме, и общине благородных хранителей Дхаммы — Сангхе.
Одним из главных различий между Дхаммой Будды и Махаяной является наличие в последней поклонения богам. В Махаяне отбрасывается главная цель — поиск Ниббаны; на смену этой цели пришла совершенно иная задача — забота о спасении всех живых существ. Ваджраяна — естественный плод развития философии Махаяны. Это ответвление также является продуктом времени — оно находилось под сильным влиянием индуистской мысли 4-5 ст. до н.э. Традиция Ваджраяны расширила принцип Боддхисаттвы и соединила его с элементами эзотерического тантрического брахманизма.
Мистицизм культа Шивы был принят и привит к идее Боддхисаттвы. Произошло признание активной энергии божества, воплощённой в его женской форме — Шакти. Таким образом, божества женского пола вошли в пантеон Махаяны. Сексуальный союз божеств — стал символизировать собою целостность, единство мудрости и сострадания. Данная доктрина была объяснена в тантрах — поэтому известна как тантрический буддизм. Эта школа Ваджраяны возникла в Тибете в 8 в. н.э. Там она объединилась с архаическими местными верованиями и экстатическими ритуалами Бон-по. Так появился ламаизм.
Читая этот краткий обзор, можно заметить, что чистая Дхамма Будды может открыть для человеческого понимания множество вещей. Это — религиозная Традиция — и философия, индивидуальный путь — и массовое учение, и при этом отрицание бога-творца. Дхамма открывает множество вещей, кажущихся необученным людям загадочными, мистическими.
Дхамма прекрасна в начале, в середине и в конце. Хорошим в начале является добродетель Пяти Обетов — не причинять смерти живым существам; не брать того, что не было дано; воздержание от прелюбодеяния; воздержание от неумелой речи; не употреблять опьяняющие вещества. Хорошим в середине является внимательность и осознанность. Хорошим в конце является постижение мудрости и приход к Ниббане. Дхамму можно услышать здесь и сейчас. Она присутствует в настоящем и вездесуща. Дхамма неподвластна времени. Она приносит плоды (в нынешнем и последующих существованиях — прим. перев.).
Существует три яны, три колесницы учения, — и они равны между собой. Они принадлежат одной Дхамме. Существует также четвёртый элемент — более полный, превосходящий их все и включающий все три яны в себя; он называется Дхаммаяна (вариант: Буддаяна — прим. перев.). Это учение, широкое, как сама Вселенная, включающая в себя всё приводящее к миру и любящей доброте (метта — прим. перев.). Дхаммаяна / Буддаяна никогда не была сектантским течением. Она никогда не разлучала людей с их родными и близкими. Нужно лишь придти и увидеть.
Колесо Дхаммы принесёт вам мир здесь и сейчас. Шаг за шагом, секунда за секундой — Дхамма Будды доступна для всех. Это то, что любит каждый из нас.
Одна из составляющих Благородного Восьмеричного Пути — Правильная Сосредоточенность — была истолкована по-новому Достопочтенным Тхить Ньят Ханем. Цитирую:
«Медитация — не побег от общества, а возвращение к себе и наблюдение за происходящим. Как только увидишь — нужно действовать. Обладая внимательностью, мы знаем, что делать и чего не делать».
«Мыслить глобально, жить нравственно» — таково послание учения Будды сегодня. Новомодное слово здесь пересекается с словом Будды Гаутамы 6 в. до н.э.
Тайский лесной буддизм, учение Чистой Земли, Лесной буддизм Арим Ратан — всё это хорошие попытки переосмысления слова Будды в современной терминологии.
Как известно, в детстве Будда, испытав сострадание, спас раненого голубя. Увидев больного, старика и похоронную процессию, он всерьёз задумался о постижении сути человеческих страданий и до последнего вздоха мыслил о улучшении жизни живых существ во всех мирах.
Великий император Ашока, существовавший в 3 столетии до н.э., придерживался взглядов Дхаммы, которая в современной терминологии известна как «вовлеченный буддизм», или «активный буддизм». Наскальные указы Ашоки — первый и второй — свидетельствуют о принятии им учения Будды — учения любви и сострадания ко всем живым существам. В первом веке н.э. Нагарджуна попытался принести своё понимание дальнейшего воплощения взглядов Будды — в тогдашнее общество, чтобы избавить его от страданий.
В нынешнее время создатель Конституции Индии, боддхисаттва, доктор Беба Сакеб Амбедкар — направил политику Республики Индия на осуществление буддийских взглядов в социально-экономической и международной политической областях. Эта Конституция была принята как основной закон страны. Индия мирно движется вперёд во внутренне-политической и международной сферах.
С радостью обращаю ваше внимание на соседнюю с Индией буддийскую страну — Бутан, которая воплощает буддийскую экономическую политику всеобщего благоденствия. Бутан является экологически безопасной и экономически благополучной страной. Это королевство безразлично к территориальным вторжениям и лишено алчности. Оно надёжно защищается индийским правительством.
Такой я вижу атмосферу в Парке Оленей (Иссипаттана). Каждое существо спокойно, без страха контактирует с другим существом, не причиняя вреда никому. Это было царство Будды. Его забота о живых существах проявляется в политике царей Ашоки, Харми и всех других просвещённых властителей мира. В Индии особое внимание уделено расширению био-разнообразия в парках. Постепенно расширяются птичий заповедник, Национальный зоопарк, ботанические сады. Час Земли отмечается 29 марта более чем сорока странами — чтобы предупредить мир об угрозе экологической катастрофы.
Индия выступает за применение атомных мощностей в мирных целях. Индия хочет использовать ядерный потенциал для строительства плотин, которые смогут удерживать воду для производства энергии, орошения земель, контроля лесных массивов, борьбы с голодом. В современной терминологии всё это — Вовлеченный Буддизм, «эко-буддизм». Как бы мы его ни называли — это продолжение традиционного, изначального, раннего буддизма, или буддизма школы Тхеравада.
На этом я заканчиваю лекцию произнесением почтения Трём Драгоценностям:
Buddham saranam gacchami!
Dhammam saranam gacchami!
Sangham saranam gacchami!
В нынешнем столетии, которое находится на грани краха из-за глобального потепления, парникового эффекта, истощения озонового слоя, размещения смертоносного оружия на Земле и в космосе, вооружённых конфликтов.
Послание Будды o caratha bhikkave carikam bahujana hitaya bahujana sukhaya — это ядерная кнопка в руках бхиккху, необходимая, чтобы применять его Путь естественным образом — не ради разрушения Вселенной, а для спасения её от коллапса. Ханой в наши дни — современная Иссипаттана, где Тхить Ньят Хань повернул Колесо Закона и возродил Учение Будды. Он открыл свежий взгляд на Дхамму Будды. Долгое время по тем или иным причинам она была заперта в стенах монастырей, — но он вернул её снова в сердца земледельцев, рыбаков, городского работника. Мы воздаем почтение нашим бхиккху, отдающим свою жизнь на благо всех живых существ, и братьев и сестёр, свободно пересекающих границы человеческих народов любовью и состраданием.
Подготовлено по статье: Вовлечённый
буддизм: взгляд на ранний буддизм
Автор текста: проф. Бхиккху Сатьяпала
Dharma Library: Engaged buddhism: re-interpretation
of early Buddhism prof. Bhikshu Satyapala
https://dharmalib.net/engaged-buddhism-re-interpretation-of-early-buddhism
http://www.emptybell.org/articles/engaged-buddhism.html
Перевод: Владислав Zyrkonium
Специально для проекта theravada.world
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Ниббана: спорные моменты — Праюдх Паютто
Любое воззрение о «себе» или душе происходят из бхава-танхи – желания вечной жизни. Это желание побуждает человека цепляться за что-то устойчивое и прочное, приводя к предположениям, воззрениям и теориям о «я». Статья о высшей цели буддизма, – о Ниббане, разъясняющая многие спорные моменты.
Созерцание чувств — Ньянапоника Махатхера
«Чувствовать — значит жить!» — воскликнул немецкий поэт, и хоть его слова могут показаться преувеличением, они указывают на ключевую роль, которую чувства играют в человеческой жизни.
Тхеравада, древнейшая форма буддизма — доктор Тан Хэн Ху
Тхеравада означает «учение старших». Термин «Хинаяна» также использовался для этой формы буддизма, но это неправильное употребление. Этот термин использовался буддистами Махаяны, которые считали, что они являются последователями «Великой колесницы». Махаянисты, отличающиеся от тхеравадинов, называли последнюю Хинаяной «Малой колесницей».