Вредя другим, мы вредим себе — Саядо У Джотика

Вредя другим, мы вредим себе — Саядо У Джотика

(избранные отрывки)

У сдержанности есть множество значений и одно из них – это поддержание правил поведения. Почему нам следует поддерживать эти предписания? Для мирян – это пять или восемь предписаний, а для монахов более двухсот. В начале, когда мы пытаемся поддерживать правила поведения, то мы чувствуем себя слишком ограниченными, мы чувствуем себя, как если бы мы оказались в тесной комнате, в которой сложно развернуться. Мы не можем ничего сделать! Когда мы какое-то время тренируем свой ум, то мы привыкаем с ними жить. В этой точке нам не нужно больше пытаться поддерживать эти предписания, по сути, они становятся нашим характером, и мы ощущаем себя очень свободными.

Что происходит, когда мы не поддерживаем эти предписания? Что происходит, когда мы убиваем, крадем, нарушаем супружескую верность, лжём или принимаем одурманивающие сознание вещества? Что происходит с этим человеком? Когда человек не принимает предписания, то у него отсутствует самоуважение. Разумеется, что глубоко внутри мы знаем, что является добродетельным, а что нет. Мы поддаёмся искушению, мы поддаёмся алчности, гневу и другим чувственным удовольствиям. Когда мы себя не сдерживаем, то совершаем деяния достойные порицания. Мы вредим себе и вредим другим людям. В процессе нанесения вреда другим, мы вредим себе, так как нет такого способа вредить другим, не причиняя вреда себе. Это невозможно. Я подметил, что это происходит даже в случае незначительных поступков.

Однажды в моём монастыре шёл дождь, и возле моей двери на коврике примостился пёс небольшого размера (которого я буду называть «он», потому что для меня собаки подобны людям, они обладают сознанием и также они очень чувствительные). Из-за дождя ему хотелось побыть в сухом месте точно так же как и мне. Когда идёт дождь, мне хочется быть в сухом месте, потому что я не хочу промокнуть. Этот пёс приходил к моей небольшой хижине (kuti) и дремал на коврике возле двери всякий раз, когда я хотел из неё выйти, и я не мог открыть дверь, потому что он там спал, и поэтому иногда я очень расстраивался. Я подумал, что должен научить эту собаку не приходить сюда и не спать здесь. Вы знаете, что я сделал? Я взял ведро воды, открыл дверь и вылил его на пса, только чтобы научить его тому, что он промокнет, если снова прибежит сюда. Когда я это сделал, то внезапно ко мне пришло осознание, и я распознал своё состояние ума, «что я делаю?» Я понял, что ощутил своего рода боль. Я почувствовал, что не был хорошим сострадательным человеком, по сути, я был очень бессердечным.

Это чувство глубоко меня ранило, было очень больно ощущать себя жестоким человеком, а не сострадательным и любящим. Когда я поймал себя на этом, то понял, что навредил собаке, однако то, что он промок, на самом деле не было для него сильным вредом, но это намного больше навредило мне, лишив меня моего умиротворения, спокойствия и самоуважения. Это принесло больше вреда. Я множество раз замечал это снова и снова. Иногда я никому умышленно не вредил, например, когда кто-то приезжал ко мне, но я не чувствовал себя полным дружелюбия, мне не хотелось тратить своё время на этого человека. Этот человек приезжал снова и снова, но у меня не находилось на него времени, и поэтому я не выходил и не принимал его. Когда я исследовал свой ум, то понял, что, если бы я это захотел, то мог бы потратить какое-то время на этого человека, лишь несколько минут, но я ощущал внутри себя сильный холод, отсутствие любви, отсутствие добра и теплоты. Когда я это наблюдал, то почувствовал, что это было очень болезненным. Игнорирование человека является очень болезненным. Не признавать кого-то, не ощущать к нему любовь и доброту – это то, что является очень болезненным. Всякий раз, когда мы делаем нечто подобное, мы теряем самоуважение, и это является очень болезненным и приносит много вреда. Верно, что в некоторых случаях нам нужно устанавливать границы. Но когда мы это делаем, нам нужно делать это с пониманием и добротой, а не с холодностью и неприветливостью.

Когда мы не придерживаемся пяти предписаний, тогда
мы вредим другим, так же как и самим себе.
Эти предписания не наложены
кем-то. Это природа.

Глубоко внутри нас мы знаем, что несоблюдение этих пяти правил поведения является неподобающим тем, что приносит вред. Несмотря на то, что человек может не соблюдать эти пяти предписаний, глубоко внутри он испытывает уважение к тем, кто их соблюдает. Он испытывает уважение, восхищение и признательность к тем, у кого есть любовь, доброта и щедрость. Когда мы теряем самоуважение, мы не чувствуем себя достойными. Когда мы не чувствуем себя достойными то, что происходит? Даже если мы делаем что-то, но из-за того, что мы не чувствуем себя достойными, мы не вкладываем в это целиком своё сердце, мы вкладываем его лишь наполовину. Те, кто чувствуют себя недостойными, не будут по-настоящему стараться изо всех сил, они будут чувствовать себя притворяющимися, что они делают что-то, но на самом деле они это не делают. Чтобы чувствовать себя достойными чего-то, очень важно чувствовать себя достойными любви, свободы, умиротворения, глубокой мудрости и понимания. Вы можете вырасти настолько высоко, насколько развито ваше чувство собственного достоинства. Это очень важно.

Итак, как вы можете развить чувство собственного достоинства? Вы делаете то, что является достойным похвалы. Вы избегаете делать то, что является дурным. Когда вы цените себя, тогда также у вас есть уверенность в себе и самоуважение. Обладая всем этим, вы верите, что вы хороший человек. Когда вы делаете то, что хорошо, и когда избегаете то, что нехорошо, тогда вы чувствуете, что вы хороший человек. Нам следует тренировать себя не делать то, что является неблагим и делать то, что является благим – с правильным отношением и всем сердцем. Взращивание качества любящей доброты к кому бы то ни было, включая животных, будет подпитывать сердце и давать много энергии. Оно будет давать вам ощущение, что вы любящий человек, и в то же самое время вы будете чувствовать себя достойными принять любовь. Очень важно чувствовать себя достойными любви (metta), чувствовать себя достойными чего-то хорошего. Пока у вас этого нет, вы не сможете медитировать. Делайте что-нибудь, чтобы всё больше и больше развивать это качество.

Отпускайте прошлое, и будьте готовы
жить полностью в настоящем.
Будьте готовы изменяться и расти.
Часто мы боимся измениться, вырасти,
и из-за нехватки уверенности
мы не стараемся изо всех сил.
Мы ответственны за самих себя и свои жизни, в независимости от того, что произошло в прошлом,
при этом никого не обвиняя.

На фоторграфии: дост. Шве Оо Мин Саядо и дост. Саядо У Джотика

Перевод: Цветков Павел
Источник: A Map of the Journey.
By Sayadaw U. Jotika. 2005
http://www.buddhanet.net/pdf_file/mapjourney6.pdf
….

Previous Украсьте себя внутренне - Аджан Маха Бува Ньянасампанно
Next Почему полезно очищать свой ум от омрачений - Па Аук Саядо

Об авторе

Вам также может понравиться

Наука и жизнь

Благословение для сайта «МИР Тхеравады» от Васкадуве Сири Сарана Тхеро

Будучи буддийским монахом, я очень рад, что мне доступен веб-сайт для распространения подлинного Слова Будды на русском языке. Наши благословения всегда направлены ко всем, кто занимается этим благородным проектом.

Sila. Начальный уровень

Два лица Дхаммы Будды — Бхиккху Бодхи

Наша первая встреча с буддизмом ставит перед нами неожиданный парадокс. В интеллектуальном плане это учение кажется нам восторгом свободного мыслителя: трезвый, реалистичный, недогматический, почти научный, по своей структуре и методу.

Бхиккху Бодхи

Эклектизм как отсутствие умелого выбора духовной традиции — Бхиккху Бодхи

Как только произошло осознание потребности в духовном пути, мы обнаруживаем неоднородность и несовместимость друг с другом доступных нам духовных учений. Эклектика компрометирует традиции и духовные практики, взгляды которых не совместимы друг с другом.