Палийский Канон.  Сутта Питака

Палийский Канон. Сутта Питака



Палийский Канон. Сутта Питака. Типитака (Трипитака на санскрите) — это название, данное буддийским священным писаниям, оно состоит из двух слов: «ти» означает «три», а «питака» означает «корзина». Слово «корзина» было дано этим записям, потому что они передавались в устной форме в течение нескольких столетий (примерно с 483 г. до н.э.), приблизительно так же, как корзина земли на строительной площадке могла передаваться из рук одного рабочего в руки другому.

Сутты Типитаки были записаны на пальмовых листьях на палийском языке около 100 г. до н.э. Три части Типитаки — это Сутта Питака, Виная Питака и Абхидхамма Питака. Типитака была написана на языке пали и занимает более сорока томов в английском переводе, около 20 000 страниц. Это самая большая священная книга из всех книг всех великих мировых религий. Типитака также известна как Палийский Канон.

Сутты палийского Канона на русском языке

Дигха Никая — сутта 23. С Паяси



С целью подтверждения достоверности ранних сутт Палийского Перво-Канона, современные буддисты иногда сверяют их содержание с агамами  (агамы). В буддизме агама (санскрит и пали для «священная работа» или «священного писания») — это собрание ранних буддийских писаний, из которых есть четыре, которые вместе составляют Сутра Питаку Ранних (до-махаянских) санскритских школ.

Сутты древнего Палийского Перво-Канона, Сутта Питаки



Различные школы имели разные версии каждой агамы, и четыре агамы имеют прямые параллели первым четырем коллекциям (никаям) Сутты Пинаки Палийского канона школы Тхеравады, они аналогичны и эквивалентны палийским суттам. Агамы различных школ, в первую очередь Сарвастивады, полностью сохранены в китайском переводе, и лишь только небольшие отдельные части сохранились на санскрите и в тибетском переводе.

Палийские сутты — это «дискурсы», приписываемые историческому Будде и ведущим ученикам, записанные на палийском языке и сохраненные в буддийской традиции тхеравады. Первоначально сохранившиеся посредством устной передачи, они были записаны, начиная спустя пару веков после смерти Будды, и закончили (или «закрыли») пару столетий спустя. Есть пять «коллекций» или Никай. У многих из них есть прямые параллели и явные аналогии в китайских Агамах. Сегодня лучшие ресурсы, которыми мы располагаем для раскрытия раннего буддизма, — это две основные записи дискурсов Будды, палийские сутты и китайские Агамы.



Да будут счастливы все живые существа. Во благо всех живущих существ!
….