Буддизм Тхеравады


Наука и жизнь

Дана. Ваша помощь Дхамма-центру Тхеравады

Сейчас наш центр переезжает (не по своей воле) и от вас зависит какой будет его дальнейшая судьба, так как для переезда в достойное помещение нужны деньги. Не разовый взнос, а каждый месяц. В связи с этим нам необходима поддержка всей общины.

Книги

Искусство исчезать. Глава 1. Общая картина — Аджан Брахм

Полностью опубликована вся книга целиком, все 11 глав до конца. — Когда вы понимаете, что страдание неотъемлемо от самой сути сансары, это меняет вашу реакцию. Когда у вас есть мудрость, вы видите, что яблоко целиком уже сгнило, и можете его отпустить.

Праюдх Паютто

Ниббана: спорные моменты — Праюдх Паютто

Любое воззрение о «себе» или душе происходят из бхава-танхи – желания вечной жизни. Это желание побуждает человека цепляться за что-то устойчивое и прочное, приводя к предположениям, воззрениям и теориям о «я». Статья о высшей цели буддизма, – о Ниббане, разъясняющая многие спорные моменты.

Араханты

Два вида страдания (dukkha) — Махаси Саядо

Существуют два вида страданий. Первый относится к невыносимой боли или мучению, второй же вид относится к неудовлетворительности, так как этот вид страдания переживается как нечто ужасающее, неприятное, вызывающее чувство отвращения и неприятия.

Цитаты

Беседа об Анатта-лаккхана сутте — Махаси Саядо

В учении Будды арахант перед своим окончательным уходом не обладает «я», но представляет собой лишь поток ума и материи. И страдания, и удовольствие – это лишь природа чувств. После достижения окончательной Ниббаны для араханта поток ума и материи останавливается.

Путь Бодхисаттвы

Единство и история буддизма. Тибетский буддизм и Тхеравада (Буддаяна)

Исторические исследования фиксируют непостоянство и изменение буддийских институтов, практик, систем философии, священных мифов и легенд. Непонимание нами истории буддизма может привести к заблуждениям и даже фундаментализму и сектантству внутри буддизма.

История школ

Ранний буддизм. Развитие. Изменение. Различение — Пийя Тан

Ранние буддийские учения — это абсолютно Всё, что только нам нужно, — как сказано в них самих, они есть: «ничуть не больше, ничуть не меньше» того, что нам действительно необходимо для нашего духовного продвижения. Вернемся к началу. Назад к самому Истоку.

Австралия, США и Европа

О пользе самоисследования — Аджан Сумедхо

Как человеческие существа мы обладаем способностью к размышлению. Мы не должны быть механистичными, нам не нужно быть жертвами привычек. Но мы будем такими, если не привнесём осознанность в свои жизни, если мы не займёмся исследованием, задаванием вопросов, непосредственным всматриванием в настоящий момент.

Обзоры и разное другое

Эклектизм как отсутствие умелого выбора духовной традиции — Бхиккху Бодхи

Как только произошло осознание потребности в духовном пути, мы обнаруживаем неоднородность и несовместимость друг с другом доступных нам духовных учений. Эклектика компрометирует традиции и духовные практики, взгляды которых не совместимы друг с другом.

Наука и жизнь

О круге рождения и смерти — Саядо У Джотика

В Мьянме говорят. «Только камма – мой отец. Только камма – моя мать». Это очень глубокое и мудрое высказывание. Если мы глубоко об этом подумаем, то раскроется очень много случаев. В круге смерти и нового рождения мы проходили через многочисленные существования. Поэтому во всех этих существованиях у нас было бесчисленное количество отцов и матерей.

Sila. Начальный уровень

Вопрос о смысле жизни — Юттадхаммо Бхиккху

Прежде всего, надо заметить, что буддизм не признает наличие какого-то великого плана или грандиозной миссии существования, здесь не идет речь о таких вещах. Никакого вселенского замысла не существует. Конечно, боги или ангелы могут иметь место, как и богатые люди в нашем мире, но все их планы субъективны.

Sila. Начальный уровень

Вдохновение от Аджана Джаясаро. Сборник цитат

Однажды у Будды спросили, на каком основании он объявил, что Дхамма. «Очевидна здесь и сейчас, не зависящая от времени, приглашающая пойти и увидеть, приближающая к цели, познаваемая мудрыми на собственном опыте». Будда ответил, что невозможно осознать истинное благополучие, покуда ум сокрушен загрязнениями.

Бхиккху Бодхи

Стыд и совесть. Защитники мира — Бхиккху Бодхи

Будда указывает на два умственных качества как на основных защитников нравственности, защитников, как человека, так и общества в целом. Эти два качества называют на языке пали хири и оттаппа. Хири – это чувство стыда в отношении нарушения нравственности. Оттаппа – нравственный страх, страх перед результатами неблагих деяний.

Австралия, США и Европа

Личности и безличное («Я» и «не-Я») — Тханиссаро Бхиккху

Как объясняет сам Будда утвердительный ответ на вопрос «Есть ли я?» это подтверждение неправильных воззрений об этернализме, т.е. бессмертном вечном неизменном Я. Утвердительный ответ на «Нет я?» это подтверждение других неправильных воззрений об аннигиляционизме, уничтожении я и души при смерти.

Дхамма Будды

Путь осознанности — это путь без предпочтений — Аджан Сумедхо

Путь осознанности – это путь без предпочтений. Когда мы предпочитаем одну вещь другой, тогда мы начинаем на ней концентрироваться: «Я предпочитаю спокойствие хаосу». И вот, чтобы обрести спокойствие, что нам нужно сделать? Нам нужно пойти в какое-то место, где отсутствует суета и беспорядок, и стать отшельниками.

Остальные учителя

Наставления по буддийской практике — Шве Оо Мин Саядо

Если практикующий не знает ни одной медитационной техники, то пусть он направит своё внимание с памятованием и осознанностью на вдох и выдох. Знайте (осознавайте), когда возникает вдох и знайте, когда возникает выдох. Знайте, когда воздух входит при вдохе, и знайте, когда воздух выходит при выдохе. Знайте.

Таиланд и Лаос

Путь Випассаны (прозрение) — Аджан Сурасак Кхемарангси

Мудрость уменьшит загрязнения и привязанности, которые заставляют нас жаждать, страдать, цепляться … Когда мы осознаем истинную природу жизни, эта мудрость станет тем оружием, которое пробьется сквозь загрязнения. Если у нас нет мудрости, мы все равно будем цепляться … Гнев возникнет из-за этого «я».

Дхамма Будды

Врубайся! Понимай! — Тханиссаро Бхиккху

Будда никогда не излагал теории справедливой войны; из его учений нельзя вывести решение вести войну. Убийство никогда не бывает умелым. Кража, ложь и всё остальное из первого списка никогда не бывают умелыми. Когда Будду спросили, есть ли что-нибудь, убийство чего он бы одобрил, он ответил, что есть только одна такая вещь: это гнев.

Пустота и дуккха

Основные положения наставлений Будды — Аджан Буддадаса

Чувство собственной индивидуальности, прочная, казалось бы, сущность, которая нам известна как «я» и «моё», на самом деле только иллюзия. Это достигается посредством созерцания с позиций Paticca-samuppada. Нет никакого «я» и нет ничего, принадлежащего «я», есть только ложное понимание ума, только процессы.

Мьянма. Бирма

Постарайтесь сделать свою жизнь очень простой — Саядо У Джотика

Вам следует быть настолько простыми, насколько это возможно. Просто будьте в контакте с ощущением, не пытайтесь размышлять, возникает ли оно или прекращается, является ли оно дуккхой или анаттой или даже намой, или рупой. Если вы можете оставаться в течение долгого времени без размышлений, то всё возникнет спонтанно, интуитивно.

Остальные учителя

О понимании неудовлетворенности и страдания — Саядо У Теджания

Главное, о чем я говорил на днях, было в том, что лучше не использовать слово страдание, когда мы говорим о дуккхе. Большинство йогинов не понимают истины касающейся дуккхи. Переживание всех состояний – также дуккха. Для большинства людей чрезвычайно трудно понять, что всё счастье, любое, это дуккха.

Таиланд и Лаос

Аспекты традиции Тхеравада — Аджан Чатри Хемапандха

Тхераваду можно смело назвать цитаделью сохранения и поддержания древнейшей, первоначальной формы буддийского учения, донесённой до нас в чистом виде. Это произошло благодаря допущениям только таких добавлений, которые лишь усиливали строгость оригинального учения.