Четыре  благородные  Истины  Будды  —  Незыблемая  основа буддизма
27.04.2019 5645 Views

Четыре благородные Истины Будды — Незыблемая основа буддизма


Четыре благородные Истины — или, возможно, точнее, — Четыре Действительности для Возвышенных (Благородных, арьев) были произнесены Гаутамой Буддой в своей первой проповеди в городе Бенарес. Данное учение было записано в отдельной сутре и дало не только письменный символ веры, но и визуальный. Проповедь произносилась Буддой в оленьем парке, поэтому после этого одним из символов буддизма стал олень или пара оленей.

Учение Будды называется Дхаммой, «истиной» или «законом». Тщательно изучить учение очень важно, потому что как основоположник религии Будда в первую очередь выступал в роли учителя, а не личного спасителя, потому и уделял особое внимание своему учению. Он даже говорил: «Тот, кто видит Дхамму – видит меня, а тот, кто видит меня – должен видеть Дхамму». Дхамму можно рассмотреть с двух сторон.

Первая – доктрина, вторая – способ практики. Они представляют, соответственно, философский и практический аспекты учения. Главная формула учения – Четыре Благородные Истины, главная основа практики – Благородный Восьмеричный Путь. Однако оба понятия тесно взаимосвязаны, ибо, как мы увидим, Благородный Восьмеричный Путь – четвертая из Четырех благородных Истин, в то время как первый шаг Благородного Восьмеричного Пути – правильное понимание четырех истин.

Срединный путь определяется как путь сознания, который остается далеким от двух крайностей: одна крайность – это превозношение чувственных наслаждений, а другая – полный аскетизм, добровольное самоуничтожение. Взгляд срединного пути, ведущего к просветлению и нирване (пали: Ниббана), выражает универсальную религиозную идею золотой средины и соблюдения меры во всем. Итак рассмотрим эти истины, произнесенные в оленьем парке.

1. Истина о страдании (дуккха)

«Рождение – это страдание, также как болезнь, смерть, старость, разлука (с тем кто вам нравится) то чего вы хотите, но не достигаете. В целом, есть пять групп привязанности, которые вовлекают существо в цикл перерождений и заставляют накапливать так называемые самскары (впечатления и последствия опыта). Данная истина констатирует наличие страдания как неотъемлемого атрибута этого мира.

2. Истина о происхождении страдания (самудая)

Страдание возникает из-за стремлений, жажды существования и приводит к перерождению. Именно потребность, к тому чтобы обеспечить те или иные стремления обеспечивает накопление кармы (положительной или отрицательной) и всегда приводит к циклу сансары. Причиной этого является невежество человека. Он позволяет себе цепляться за землю, вожделение и похоть, гнев, тщеславие, глупость. Это снова подталкивает его к существованию, поэтому – к новому возрождению и так без остановки всегда в итоге в страдании.

3. Истина о прекращении страдания (ниродха, ниббана)

Страдание может быть прекращено устранением страстей; если человек не связывается с ними, он устраняет свои стремления. Поскольку страдание происходит от стремлений человека к существованию и обеспечению страстей, победа его собственных желаний может привести к прекращению этого страдания. Если ему удастся добиться беспристрастности, он лишит страдания поддержки, то есть его сознание не будет привязано к циклу перерождений и страданиям этого мира. В буддизме никто не полагается на благодать и не ожидает помощи сверху. Поэтому каждый должен сосредоточить свои силы, чтобы достичь личного освобождения от страданий.


4. Истина о пути прекращения страданий (магга)

Это — Восьмеричный путь Благородных (арьев) и восхождение на него требует мастерства в каждом из этапов. Восемью этапами являются: правильный взгляд (воззрение), верное намерение (или мышление), верная речь, действие (поведение), образ жизни, усилие, правильное памятование (в смысле осознания, то есть вы помните о том, чем все является на самом деле, включая вас самих), правильная концентрация или сосредоточение.


1) Правильный взгляд означает принятие четырех благородных истин. Конечно, сюда следует добавить и принятие основных постулатов учения. Как минимум нередко требуется прочитать немало комментариев о четырех благородных истинах и медитировать над ними для того чтобы действительно обрести или хотя бы приблизиться к верному воззрению.

2) Правильное мышление (намерение) предполагает сознательное желание жить в соответствии с этими истинами. По сути, речь идет о решимости следовать буддийскому пути. Помимо этого существенное значение тут имеет развитие дружелюбия к другим, частью которого является принятие так называемой ахимсы – такой человек не может причинять вред живым существам (не только людям). Когда благородные истины и буддийский путь принимаются в сознании, то дружелюбие на самом деле взращивается вполне естественным образом, без дополнительных усилий.

3) Правильная речь означает, что человек должен воздерживаться от бессмысленных слов и слов тщеславия, не говорить грубо, не лгать, не использовать речь для того чтобы ссорить людей или вводить в заблуждение.

4) Правильное действие – это норма, согласно которой человек должен воздерживаться от неоправданных негативных действий – от краж, от убийств и т. д. По сути, данная часть восьмеричного пути является своеобразным аналогом заповедей поведения из других религий.

5) Правильный образ жизни говорит не о поведении как таковом, но о выборе профессии и основной деятельности. Буддисту не следует выбирать профессии, которые прямо или косвенно вредят другим. К примеру, изготавливать или продавать алкоголь, мошенничать. Таких примеров на самом деле немало. Для того чтобы понять о чем речь, нужно просто проанализировать, не является ли деятельность в действительности вредной для каких-то людей, в современном мире, данное правило связано с экологией. Соответственно, следует избегать поведения и тем более работы, которая вредит экологии планеты.

6) Правильное усилие требует полной мобилизации воли и человеческой мысли для того чтобы не создавать негативные мысли, слова и действия. Также буддист прилагает усилие для продуцирование различных аспектов благости в этот мир. Также данное усилие направляется на взращивание положительных качеств в себе. В литературе есть более специфические и подробные разъяснения, тут сказано простыми словами.

7) Правильное памятование на самом деле подразумевает полный самоконтроль и самонаблюдение. Следует непрерывно сохранять осознанность, ясно наблюдать феномены внешнего и внутреннего мира, а такое на самом деле не так легко как может казаться.

8) Правильное сосредоточение – эта предельная степень концентрации подразумевает достижение глубокой медитации, полной концентрации и самодостаточности. Это похоже, но также и отличается от мистических состояний других религий. Постижение самадхи – высшей ступени медитации ведет к нирване (пали: Ниббана), то есть освобождению.


Восемь этапов пути обычно распределяются последовательно на трех уровнях: соблюдение этических норм (сила/шила, — правильные речь, поведение и образ жизни); уровень мудрости (паннья — воззрение и намерение); уровень концентрации и медитации (самадхи/бхавана, — все остальные оставшиеся этапы пути).

Достопочтенный Мадавила Пуннаджи Махатхеро утверждает: Нельзя практиковать буддизм, не имея хороших фундаментальных знаний. Как подчёркивал Будда: «Я не веду слепых к цели, держа их за руку. Я помогаю им вернуть их способность видеть и указываю им путь, так что они самостоятельно могут найти дорогу».

Вы не можете практиковать Буддизм должным образом, если у вас отсутствует адекватное (компетентное, достаточное) понимание теории. По этой причине Благородный Восьмеричный Путь Будды начинается с мирного рассматривания перспективы (всего пути). Практика Буддизма – это решение проблемы, это не просто лишь молитва, или поклонение, или подчинение правилам вслепую. Практика без понимания того, в чём состоит проблема, и что является её решением, напоминает попытки лечить болезнь, не установив правильного диагноза. Буддизм – это также метод самостоятельного лечения («сделай сам»). Никто не может вылечить другого. Это также метод развития, и следовательно, постепенный, последовательный процесс роста и развития, а не мгновенное исцеление.

Благородный Восьмеричный Путь Будды всего один, хотя его практика осуществляется на двух уровнях: на мирском (мирянами-домохозяевами) и на монашеском (монахами).  Начальное осмысление Дхаммы должно постепенно развиваться при помощи всех остальных факторов, пока оно не достигнет в конечном счёте той высшей ясности Видения-как-есть (vipassanā), которая является неотъемлемым условием вхождения в четыре «состояния праведности» (см. раздел «благородные личности») и достижения Ниббāны. Таким образом, Правильное Понимание является как началом, так и итогом Благородного восьмеричного пути.
….

Previous Связь между счастьем и страданием - Махаси Саядо
Next Буддийская практика для мирян - Бхиккху Кхантипало

Об авторе

Вам также может понравиться

Обзоры и разное другое

Чему на самом деле учил Будда? (обзор)

Для буддийских историков уже более ста лет известно, что независимо от того, что Махаянские сутры могут заявить о себе, они не записывают исторические события, а принадлежат к какому-то другому жанру. Они не являются высказываниями исторического Будды, несмотря на их каркасные истории, которые напоминают истории более старых сутт.

Остальные учителя

Аспекты традиции Тхеравада — Аджан Чатри Хемапандха

Тхераваду можно смело назвать цитаделью сохранения и поддержания древнейшей, первоначальной формы буддийского учения, донесённой до нас в чистом виде. Это произошло благодаря допущениям только таких добавлений, которые лишь усиливали строгость оригинального учения.

Австралия, США и Европа

Истина (правда) — Шравасти Дхаммика

Одна истина не может противоречить другой. Если человек говорит: «Два плюс два равняется четырём», а другой говорит: «Два плюс два равняется пяти», значит, одно из этих двух утверждений должно быть ложным. Таким образом, Будда сказал: «Истина одна. Нет двух истин.»