Что такое Тхеравада? Буддизм Буддаяны.  Дхамма Будды и Ранний Буддизм
03.04.2019 5652 Views

Что такое Тхеравада? Буддизм Буддаяны. Дхамма Будды и Ранний Буддизм


Дипавамса, шри-ланкийская хроника определяет Тхераваду как «старейшую традицию, возникшую на первом Буддийском Совете». Подкомментарий Saratthadeepani, который называет Первый Совет «Тхерика» (Therika), утверждает, что Тхеравада — это то, что обрело форму на этом совете (буддийском соборе).

Некоторые авторы предпочитают в качестве точки отправления рассматривать Третий Буддийский Совет, — с учётом того, что Тхеравада в принципе была продолжением Вибхаджьявады. Однако мы должны отметить, что на Втором Совете присутствовали несколько монахов, которые отказались придерживаться ортодоксальной 

аутентичной традиции, принятой на Первом Совете, — они вышли из Ордена старейшин (Thera Sangha) и создали новый Орден Большинства (Maha Sangha). Тем не менее, на Третьем Совете новое формирование Тхеравады — конечно, имело в своей основе наиболее консервативную и аутентичную группу последователей (Вибхаджьявада).

В словаре «Penguin Dictionary of Religion» Тхеравада -[она же Вибхаджьявада]- определена как наиболее общепринятое название буддизма в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии. «Тхеравада (санскрит. Sthaviravada) — учение старейшин, была поддержана одной из партий в ходе Первого буддистского раскола (4 век до н.э.).»

Хотя некоторые считают, что Махаяна произошла в конце концов от противостоящей им Махасангхики, — но все дошедшие до нас ветви буддистской сангхи изначально возникли из этой группы старейшин. -[однако же, именно секта Махасангхика в наибольшей степени повлияла на другие более традиционные школы в плане принятия ими новых махаянских идей и концепций, — прим. ред.]-

Согласно А.К. Уордеру (A.K. Warder) — Тхеравада быстро распространилась на юг от Авантхи (Avanthi) в Махараштру и Андхру, — и далее по всему государству Чола и Цейлону. Когда-то сторонники Тхеравады [то есть Буддаяны] сохранялись как на новых территориях, так и в Авантхи, но постепенно течение переместилось к югу и Маха Вихара в Анурадхапуре, столица Цейлона, стала главным, а Канси – вторым по значимости центром этой традиции, тогда как северные районы, видимо, постепенно отошли к другим школам.

Возможно из-за географического удаления после Третьего Совета некоторые буддийские группы дистанцировались от изначальной Вибхаджавады (Vibhajjavada) — под новыми названиями Махишасаки, Кашьяпии и Дхармагуптаки… Тхеравадинский же термин Тамрапарния -[это южная версия Вибхаджьявады]-, — вероятно, может указывать на его шри-ланкийское происхождение.

Словарь «Seeker’s Glossary of Buddhism» определяет Тхераваду как «Южный Буддизм, одно из двух главных течений буддизма, наряду с Махаяной». Общее название самого раннего буддизма, распространившееся вслед за королем Ашокой в южной Индии, Шри-Ланке, Бирме (Мьянма), Таиланде и т.д.

Священные книги, сохранившиеся в этих странах, написаны на языке пали и принадлежат к учению Тхеравада (Буддаяна). Целью практики является достижение состояния Араханта (Будды). Отличается от Махаяны тем, что делает несколько больший упор на личное освобождение, в то время как учение Махаяны обычно подчеркивает достижение состояния Будды «всеми живыми существами».

Однако словарь «Penguin Dictionary of Religion» НЕ разделяет точку зрения на цель просветления Тхеравады, высказанную в предыдущем комментарии. Там мы читаем: «Классическая Тхеравада признает три альтернативных цели — Арахант, Паччека-Будда и полностью просветлённый Будда (Самма Сам-Будда)». Как правило, это путь ученика (санскр. savaka «шравака») к Архату (Савака-Будда), однако, признается и путь Бодхисатты (санскр. bodhisattva) к Самма Сам-Будде.

Тхеравада (Буддаяна) также отличается от Махаяны ещё и тем, что отвергает всеобщую целесообразность (приемлемость) роли бодхисаттвы — и НЕ признает авторитет многочисленных -[значительно более поздних]- Писаний Махаяны. Путь к арахатству в ней НЕ считается эгоистичным, но, как и учил сам Будда, — «приносящим пользу как себе, так и другим».

Всё же было бы неверным утверждать, что Тхеравада (Буддаяна), как и ранний Буддизм провозглашала, — что каждый должен стремиться достичь арахантства (Арахант) (Arahathood), а не состояния Будды (Buddhahood). Возможность достижения Ниббаны любым из этих трёх видов бодхи (просветления) признаётся, — но однако никто не утверждает, что каждый должен (обязан) следовать именно этим или именно тем путём.

________Выдержки из: 
Postgraduate Institute of Pali and Buddhist Studies, University Of Kelaniya
Masters of Art (Buddhist Studies)
ME 35 – Традиции Тхеравады (Историческое и Доктринальное исследование)
Профессор Вайджбандара Чандима (Wijebandara Chandima)

[1] Dipavamsa chapter 4 Therehi kata sangaho theravadoti vuccati
[2] Saratthadeepani p.90
[3] The Penguin Dictionary of Religions Ed. John R. Hinnells (1997 London) pp523-24
[4] “On the Vibhajjavadins” Lans Cousins, Buddhist Studies Review 18.2 (2001)
[5] The seekers Glossary of Buddhism (1998 New York) p.622
[6] The Penguin Dictionary of Religions Ed. John R. Hinnells (1997 London) p.524 

________
Перевод с англ.: Татьяна Melissanda Ремизова
Цитируется по статье — «What is Theravada?
Early Buddhism and Theravada» — с ресурса Dhamma for Every One
http://www.dhammaforeveryone.com/
Оригинал статьи:
http://www.dhammaforeveryone.com/what-is-theravada.html
….

Предлагаем также на данную тему ознакомиться со статьёй:

Previous Как можно практиковать в повседневной жизни? — Бханте Прамоте Памоджо
Next Чем Арахант (Савака-будда) отличается от будды (Самма-сам-будды) ?

Об авторе

Вам также может понравиться

Медитация

Бханте Хенепола Гунаратана — Восемь внимательных шагов к счастью. Следуя по стопам Будды (аудио-книга)

Аудио-книга Бханте Хенеполы Гунаратаны — Восемь внимательных шагов к счастью. Данная книга предлагает нам комплексный подход к духовному пути, развитие и этики, и медитации, и прозрения. Текст читает Nikosho.

Остальные учителя

Ашин Теджания — Не смотрите на омрачения свысока, иначе они посмеются над вами (аудио-книга)

Почему мы практикуем? Мы практикуем, чтобы успокоить ум? Или мы практикуем, чтобы понять вещи как они есть? Медитативный и преподавательский опыт Ашина Теджании.

Австралия, США и Европа

Опасности в практике медитации. Ложная Ниббана и самопрельщение

Даже практикующие медитацию должны опасаться взглядов типа: «Я прилагаю усилия, а ты…», «Я медитирую ежедневно, а ты…». Гордыня и самолюбие, высокомерие и тщеславие является большим препятствием к любому развитию, и хотя полностью свободны от неё только Будда и Архаты, но всё же…