Кто такой будда?  Кто такой арахант?  Кто такой бодхисаттва?  (обзор)
14.04.2020 3317 Views

Кто такой будда? Кто такой арахант? Кто такой бодхисаттва? (обзор)


У людей, интересующихся буддизмом и старающихся применять в жизни Учение Будды, часто возникают вопросы, — такие, как например, кто такой будда? Кто такой арахант? Чем они отличаются от обычных людей? Как различаются они между собой, чем они отличаются друг от друга? Кто такие бодхисаттвы, и чем они отличаются от будд и архатов? Постараемся разобрать все эти вопросы и дать на них простые и ясные ответы. Согласно буддийскому учению, существует три типа просветленных:

1. Самма-самбудда — тот, кто заново открывает учение (Дхамму) и учит всех тех, кто ищет Путь, как это делал исторический Будда (Сиддхаттха Готама).

2. Паччека-будда — тихий (безмятежный) будда. Тот, кто также достигает полного просветления (самма-самбодхи), но не учит этому других.

3. Арахант (Архат, савака-будда) — полностью просветлённый человек, который может учить других, но не как тот, кто сам заново открыл учение, а как тот, кто изучил его в виде открытой буддой Дхаммы.


Это тройное деление, однако, имеет более позднее происхождение и в этой форме никогда не появляется в более ранних текстах или в более ранних комментариях к суттам.  Наиболее близкое сходство мы можем обнаружить в стихе сутты, который, вероятно, происходит из относительно более позднего периода — Нидхикаттха-сутта из Кхуддакапатха.

Следует обратить внимание на тот факт, что ни в канонических текстах, ни в древних комментариях нигде не говорится, что последователь Будды может выбирать между тремя типами Пробуждения и имеет возможность стремиться стать буддой (то есть самма-самбуддой), паччека-буддой или арахантом, то есть савака-буддой. Нигде в ранних канонических текстах состояние бодхисатты не упоминается и не рекомендуется как идеал более высокий или же эквивалентный идеалу араханта.  Также в суттах Палийского Канона нет записей о каком-либо последователе, провозгласившим это состояние и данный путь своим стремлением.


Слово «Арахант» происходит от палийского слова «арахати», означающего «достойный» или «благородный», и является титулом, данным человеку, достигшему полного просветления благодаря слушанию и применению учений Будды. Подобно Будде, арахант полностью развил и усовершенствовал свою мудрость и сострадание и больше уже не подлежит перерождению. Будда описывает араханта как того, кто уже «преодолел цикл рождения и смерти, кто разрушил все пороки, живёт святой жизнью, кем уже сделано всё то, что должно было быть сделано, они сложили бремя, достигли конечной цели, разрушили оковы и стали полностью свободными, освобожденные благодаря окончательному пробуждению» (Мадджхима Никая, МН 125 и МН 7).

Достижение уровня полного просветления не следует воспринимать легкомысленно или как нечто легко достижимое. Это может занять несколько десятилетий преданной практики и, скорее всего, потребуется множество жизней, чтобы в необходимой степени развить и усовершенствовать парамиты, джханы и другие продвинутые состояния. Однако, есть несколько других стадий и уровней пробуждения на этом Пути Благородных Личностей (арья-аштанга-магга).

Буддизм уникален среди основных мировых религий тем, что его последователи принципиально могут достичь в точности того же самого уровня, что и основатель этого учения.

Например, в иудаизме Авраам и Моисей считаются основателями, которые заключили завет с Богом и дали Закон (Тору), и не может быть другого человека, чтобы повторить это. Этого невозможно достичь ещё раз.


В христианстве может быть только один Христос. В исламе Мухаммед считается печатью или последним пророком. Имеет смысл принять во внимание, что в буддизме любой человек может достичь просветления и достичь той же мудрости и глубины постижения, что и сам Будда, просветленный, пробудившийся.

Будда — это не имя. Это звание, титул, означающий «Пробужденный», именно таким образом сам Сиддхаттха Готама называл себя и так его называли другие, после того, как он достиг просветления. Будда — это не просто какой-то конкретный человек лично, а особый вид, тип человека, — человек, достигший вершины мудрости и сострадания и более не подверженный перерождению. Будда достигает просветления самостоятельно, а арахант — добивается того же самого вслед за ним, благодаря слушанию и применению учения Будды.

Буддой нашей нынешней эпохи является Сиддхаттха Готама, но традиция гласит, что в предыдущих эпохах были и другие будды, точно так же как следующие будды будут в будущих эпохах.

Когда универсальная вечная истина Дхаммы вновь становится утраченной или затемненной, искаженной, рано или поздно кто-то вновь откроет её, и такого человека называют буддой. Иными словами, буддой становится Первый Арахант той или иной эпохи, самостоятельно достигший цели.


Другие типы полностью просветленных людей,
как уже было сказано в самом начале, следующие:

1. Самма-самбудда
2. Паччека-будда
3. Арахант, или савака-будда


Согласно буддийской традиции, все три состояния будд, перечисленные выше, — достигаются изучением, медитацией, развитием нравственности, концентрацией, спокойствием, тяжелым трудом и мудростью, и все они являются полностью просветленными святыми, которые достигли одной и той же ниббаны (нирваны).


Существует десять препятствий для просветления и четыре этапа реализации просветления, основанные на том, сколько препятствий было уже устранено и, также, в какой степени они были устранены.

Будда — это тот, кто полностью просветлен. Человека, который является полностью просветленным, но не буддой нашего времени, на пали называют Арахант. Такой человек уничтожил все десять препятствий к просветлению:

  • Вера в постоянную личность, сущность, природу (на пали: саккая-диттхи)
  • Сомнение, крайний скептицизм (vicikicchā)
  • Привязанность к обрядам, ритуалам и церемониям (sīlabbata-parāmāso)
  • Привязанность к чувственным желаниям (kamacchando)
  • Злоба, гнев, ненависть (вьяпада или бьяпада)
  • Тяга к существованию (жажда бытия) в мире Форм в небесных сферах
  • Тяга к существованию (жажда бытия) в Бесформенном мире в райских обителях
  • Гордыня, тщеславие (мана)
  • Беспокойство (уддхакка)
  • Невежество (авидджа)

(из Ангуттара Никая АН 10.13)


Анагамин (не возвращающийся уже более) полностью устранил первые пять препятствий и никогда не возвратится на Землю или в любую другую мировую систему (планету, солнечную систему). Такой человек возрождается в небесном царстве и оттуда достигает просветления.

Сакадагамин (возвращающийся лишь однажды) устранил первые три препятствия и значительно ослабил четвертое и пятое; привязанность к чувственным желаниям и злой воле, ненависти и гневу. Такой человек возродится либо в человеческом или небесном царстве и достигнет там просветления.

Сотапанна (вошедший в поток) уничтожил первые три препятствия и будет с этого момента рожден ещё не более семи раз, и его перерождение будет происходить как рождение человека или дэва в небесном царстве.


Английское слово «просветление» и палийское слово «бодхи», «самбодхи» — означают «проснуться», «пробудиться» или «открыть глаза». Когда в результате практики Дхаммы Будды человек глубоко, полностью и непосредственно осознает непостоянную, безличную, пустотную и неудовлетворительную природу любого обусловленного явления, человек, как говорят, становится пробуждённым, или, иными словами, достигает просветления.

Совершенно автоматически эта реализация неизбежно приводит к радикальным изменениям в своем опыте и поведении. Разочарование, беспокойство и страх сменяются миром и радостью, безмятежностью. Просветленного человека называют буддой или арахантом. Само конечное достижение араханта и будды также обычно называют ниббаной.


Десять парамит (parami) — это десять совершенств
сердца, которые необходимо развивать в практике Дхаммы.

  • Щедрость, даяние (дана)
  • Моральное поведение (сила)
  • Отречение (неккхамма)
  • Мудрость (паннья)
  • Усердие, настойчивость (вирия)
  • Терпение, смирение (кханти)
  • Искренность, правдивость (сачча)
  • Решимость, твёрдость (адхиттхана)
  • Любящая доброта (метта)
  • Невозмутимость (упеккха)



Десять препятствий к просветлению (были описаны выше) показывают нам, от чего мы должны избавиться. Чтобы помочь нам в устранении препятствий, нужно развивать десять добродетелей, перечисленных выше. Это Десять парамит, которые переводятся как Десять Совершенств Сердца.

В «Десяти совершенствах» вы обнаружите элементы как пяти обетов, так и благородного восьмеричного срединного пути. Наряду с этими важными учениями Дхаммы, перечислены всегда значимые «усердие» и «решимость». Если мы хотим добиться успеха во всем, мы никогда не можем недооценивать важность настойчивости и решимости.

Отречение, перечисленное выше, не обязательно означает полный отказ от обычной жизни и становление монахом или монахиней. Отречение в том числе может также означать удовлетворение тем, что у вас есть, и поддержание простого и нетребовательного образа жизни. Это может означать также регулярное выполнение каких-либо простых практик, чтобы успокоить свой ум, чтобы вы могли с большей самоотдачей выполнять духовные поиски. Это также может означать способность пойти на небольшие жертвы, такие как, к примеру, выбор времени отпуска с работы, чтобы отправиться на ретрит випассаны вместо круиза или поездки в теплые страны.


Великое множество прошлых своих жизней Будда прожил как аскет или монах, планомерно совершенствуя каждое из десяти совершенств. До тех самых пор он не мог переродиться в своем последнем рождении в качестве Будды, пока все десять совершенств не были полностью развиты. Просветление — это не так просто, могло бы показаться, будто бы достаточно всего лишь тихо посидеть, понаблюдать в одиночестве, и внезапно почувствовать себя «единым с природой» и очень «осознанным».

Во многих западных странах существует общая опасность, когда некоторые практикующие и учителя говорят, что они просветлены, — просто потому что у них появляется мимолетный проблеск джханического удовольствия от медитации. Они принимают некоторые приятные джханические состояния за просветление. Да, просветление достижимо, но это нелегко, и предпосылкой пробуждения являются десять парамит.

В Висуддхимагге гл. IX сказано, что, развивая Четыре Высших Состояния (см. брахмавихары, — любящая доброта, сострадание, альтруистическая радость, равностность), можно достичь всех 10 совершенств. В сочинениях Махаяны, где  парамиты  занимают более видное место, — приводится частично другой список из шести пунктов: щедрость, нравственность, терпение, энергия, медитация и мудрость.


Самма-самбодхи — «Совершенное Просветление», совершенное состояние Будды, — это состояние, достигнутое Самма-Самбуддой, то есть тем, благодаря кому освобождающий закон, Дхамма, которую утратил мир, снова была обнаружена, реализована и ясно провозглашена всему миру.

Самма-самбудда — не просто полностью просветленный человек, такой как Арахант, но прежде всего тот, кто заново открывает учение и учит духовных искателей после того, как Дхамма исчезла из мира. Он наставляет и говорит о вещах, которые никогда не слышали прежде, раскрывая истину, которую постиг сам, без учителя.

Учение, характеризующее всех будд и каждый раз открываемое ими и во всей полноте объясняемое миру, заключается в Четырёх Возвышенных Истинах о страдании, его происхождении, его прекращении и пути к его прекращению; всего Четыре Благородные Истины.

Всеведение — это способность знать все, и обычно считается, что оно является атрибутом Бога, хотя были религиозные лидеры, которые утверждали, что они также всеведущие.

Будда сказал, что ни одно существо, человеческое ли или божественное, не может быть всезнающим. Он отрицал, что Бог всеведущ (ДН 17), потому что, в подобном случае, любое духовное развитие полностью теряет всякий смысл. Если Бог знает все, тогда он должен знать, как мы будем действовать задолго до этого, а это значит, что у нас нет свободы действовать иначе.


И если у нас нет свободы выбора, тогда как мы будем действовать, какой вообще тогда смысл учить людей быть добрыми и избегать зла? Махавара, основатель джайнизма и современник Будды, утверждал, что является всеведущим (М. II, 31), утверждение, которое, по словам Будды, было безосновательным (М. II, 127).

Интересно, что в течение столетий после его ухода некоторые необразованные и чрезмерно восторженные буддисты утверждали, что Будда «знает всё, что видели, слышали, ощущали, думали, чего достигли, что искали и к чему стремились умы тех, кто населяет все миры, все боги и люди». Хотя Будда никогда не претендовал на это, он сказал, что он «тот, кто знает миры» (lokavida).

Слово бодхисатта (пали), бодхисаттва (санскрит) — представляет собой соединение, образованное из санскритских слов «бодхи», что означает «просветление», — и «сакта», означающее «привязанный к». Таким образом, бодхисаттва — это непросветленное существо, привязавшее себя, всецело посвятившее себя достижению просветления. В палийской Типитаке слово «бодхисатта» используется исключительно применительно к самому Будде, до момента его пробуждения. Согласно традиции, рассказы в джатаках повествуют о жизни и деяниях будущего Будды, когда он был ещё непробудившимся бодхисаттой (бодхисаттвой).

В Тхераваде это понятие подразумевает существо, находящееся ещё только на пути к просветлению, — в то время как в Махаяне оно обозначает существо,

обещающее оставаться в сансаре и не покидать её, не уходить в Нирвану, чтобы помочь всем существам в продвижении на их путях к просветлению.

Буддизм Махаяны признает множество бодхисаттв, наиболее значимыми из которых являются Майтрейя и Авалокитешвара.

Согласно Махаяне, эти и другие бодхисаттвы дали клятву достичь просветления только тогда, когда его достигнут все остальные существа, и возродились в небесном царстве, откуда они часто отвечают на молитвы людей о помощи.

Также, в буддизме Махаяны «бодхисаттва» — это санскритский термин для любого, кто, руководствуясь великим состраданием, породил бодхичитту, которая является спонтанным желанием и сострадательным умом для достижения состояния будды на благо всех живых существ. Бодхисаттвы — популярный предмет в буддийском искусстве Махаяны.

Ниббана, или париниббана (на санскр.: нирвана) — высшее духовное состояние и высшая цель буддизма. Слово происходит от «nir», означающего «остановить», и «vа» означает «волнение», «полыхание», «пожар». Таким образом, нирвана — это тушение или уничтожение огней жадности, ненависти и невежества. В качестве альтернативы, оно может происходить от «нир» плюс «вана», что означает «желание» — и, таким образом, означает «прекращение желания».


Когда в результате практики Благородного Восьмеричного Пути невежество и жажда уступают место проникновению и постижению, человек достигает нирваны, а после смерти он больше уже не подвержен перерождению и всем страданиям, которые оно влечет за собой. Нирвана (ниббана) — наиболее распространенное наименование, которое Будда использовал для этого возвышенного состояния. Он также называл это окончательное высшее достижение Завершением, Дальним Берегом, Истиной, Непорочным, Радостным, Совершенством, Чудесным, Незапятнанным, Безопасным Убежищем и так далее (С.IV, 369-72).

Окончательная высшая Ниббана — является самым высоким идеалом и конечной целью всех буддийских устремлений, это полное угасание и прекращение принуждающей воли, которая проявляется как жадность, ненависть, заблуждение и настойчивая привязанность к существованию.




Авторы текста: Бханте Шравасти Дхаммика
и Бханте Ньянатилока Махатера
Подготовлено по следующим источникам:


https://dhammawiki.com/index.php/3_types_of_enlightened_ones
https://dhammawiki.com/index.php/Arahant
https://dhammawiki.com/index.php/10_hindrances
https://dhammawiki.com/index.php/Buddha

https://dhammawiki.com/index.php/10_Paramitas
https://dhammawiki.com/index.php/Samma-sambodhi
https://dhammawiki.com/index.php/Enlightenment
https://dhammawiki.com/index.php/Omniscience


https://dhammawiki.com/index.php/Bodhisatta
https://dhammawiki.com/index.php/Bodhisattva
https://dhammawiki.com/index.php/6_types_of_Buddhists
https://dhammawiki.com/index.php/9_superior_and_noble_persons

http://sasana.wikidot.com/arahat
http://sasana.wikidot.com/bodhisatta
https://dhammawiki.com/index.php/Category:Introduction_to_Buddhism
https://dhammawiki.com/index.php/Category:Theravada_history

http://sasana.wikidot.com/parami
http://sasana.wikidot.com/sambodhi
http://sasana.wikidot.com/bodhi
http://sasana.wikidot.com/nibbana-sl



Специально для проекта  theravada.world
Традиция Тхеравада.. Буддаяна
Первоначальное учение Будды

….


Previous Палийский канон. Что должен знать буддист? - Праюдх Паютто (часть II )
Next Что такое медитация? Саматха и випассана - Бханте Пуннаджи

Об авторе

Вам также может понравиться

Шри Ланка и Малайзия

Буддизм — самый научный и эффективный метод пресечения боли и страдания

Первый буддийский монах из Италии — дост. У Локанатха — говорит нам о том, что буддизм — самый научный и эффективный метод пресечения боли и страдания, — в своем выступлении «Четырнадцать вопросов для львов».

Шри Ланка и Малайзия

О привязанностях и их последствиях — Шри Дхаммананда

Будда не подталкивал домохозяев к тому, чтобы они сразу от всего отказывались. Несмотря на это он указывал на то, как привязанности могут создавать разочарование и неудовлетворённость.

Тханиссаро Бхиккху

Смятение – и безмятежность — Тханиссаро Бхиккху

Вот что мы хотим, или по крайней мере так нам было сказано людьми, которые стараются продать нам буддизм, измененный в соответствии с современными господствующими тенденциями. Но это ли то, в чем мы нуждаемся? И буддизм ли это?