Что такое медитация?  Саматха и випассана  —  Бханте Пуннаджи

Что такое медитация? Саматха и випассана — Бханте Пуннаджи


Что такое медитация? Правильная и неправильная медитация


Буддийская медитация, которой мы обучаем, не является, строго говоря, мистической практикой; мы не учим людей становиться мистиками. Эта техника медитации предназначена для людей, которые живут светской жизнью как домохозяева, работники, имеющие обязанности и которые вовлечены в различные отношения. То, что нужно таким людям, это свобода от стресса. Им нужно спокойствие, здоровые отношения, уверенность в себе, успех в жизни и эффективность на работе.

Это означает, что нужно научиться получать контроль над эмоциями, которые мешают разумному мышлению или действовать разумно. Эти проблемные эмоциональные возбуждения приходят в форме гнева, вожделения, беспокойства, страха и тревоги. Форма буддийской медитации, которой мы учим, помогает человеку освободиться от эмоций и помогает мыслить ясно и действовать рационально.

Что это значит в моем понимании?


Эта техника медитации не включает в себя магические ритуалы, такие как повторение мантр, упражнения на концентрацию или вход в трансовые состояния. Это включает в себя усилия, чтобы сознательно очистить ум, успокоить ум и расслабить тело. Когда ум очищен, человек испытывает внутреннее счастье, физическое утешение, доброту и сострадание, которых никогда раньше не испытывал. Счастье, о котором мы говорим, — это не состояние эмоционального возбуждения, а спокойное состояние ума. 

Доброта и сострадание, которым мы учим, — это не привязанность, а состояние самоотверженности. Эмоциональное возбуждение — это не настоящее счастье, а привязанность — это не настоящая любовь. Счастье и доброта являются атрибутами чистого и спокойного ума.  Поэтому этот метод медитации направлен на развитие расслабленного тела и чистого и спокойного ума, что приводит к ощущению бескорыстного счастья и подлинной доброты сердца.

Саматха и випассана


Возможно, вы слышали о двух терминах — саматха и випассана. Эти практики медитации основаны на учении Будды. Саматха — это развитие спокойствия ума, а випассана — это развитие самоанализа. Большинство людей, когда говорят о медитации саматха, думают, что это практика концентрации, но настоящая саматха — это не концентрация. Бездумная концентрация только приводит к гипнотическому состоянию. Саматха — это не практика самогипноза. При правильном понимании саматха означает очищение и успокоение ума.

Гипноз и самовнушение


Гипноз — это термин, придуманный доктором Брэйдом, врачом из Англии. Его метод создания гипнотического состояния состоял в том, чтобы заставить человека сосредоточиться. Концентрация требует усилий, а усилие — это напряжение, противоположное расслаблению и спокойствию. Когда человек достаточно долго концентрируется, разум и тело реагируют, вступая в своего рода сон, который отличается от нормального сна, то есть это своего рода состояние гипнотического сна. Это состояние на полпути между пробуждением и сном. 

Это очень пассивное состояние, которое можно объяснить регрессом в детство, когда мать позволяет ребенку делать то, что ему нравится, например, купаться или привести комнату в порядок.  Он входит в некритическое состояние ума, где человек начинает некритически получать любые предложения гипнотизера. Другой человек может внедрить те или иные идеи в разум, который находится в гипнотическом состоянии,  и эти идеи будут приняты таким умом не критически и осуществлены без вопросов, даже без ведома.  Вера и доверие — это состояние, которое готовит ум ко входу в гипнотическое состояние. Гипнотическое состояние — это не состояние ментальной чистоты.  Можно быть эмоционально возбужденным в гипнотическом состоянии.

Гипнотическая галлюцинация


Некоторые люди склонны легко входить в гипнотическое состояние, потому что они, естественно, большую часть времени остаются в некритическом состоянии. Они склонны верить всему, что им говорит авторитет. Таких людей можно легко загипнотизировать. Иногда тот или иной человек может легко войти в гипнотическое состояние, находясь в религиозной среде, такой как церковь, храм или синагога.  Когда человек находится в гипнотическом состоянии, он может начать галлюцинировать, визуализировать.  Галлюцинации могут быть в виде видения света, видения Будды, видения Бога или даже переживания движений тела и многих других подобных переживаний. 

То, что они визуализируют или галлюцинируют, зависит от того, что подсознательно ожидает. Это как мечтать. Кто-то извне может предложить то, что следует видеть, находясь в гипнотическом состоянии; или кто-то может предложить это, прежде чем войти в гипнотическое состояние.  Эти предложения не только принимаются, они также осуществляются в теле и уме. Вот как происходит гипнотическое исцеление. Предложения, которые приводят к галлюцинациям, также принимаются за истину.  Гипнотическое состояние может быть произведено другим человеком, или оно может быть произведено им самим.

Различие между гипнозом (самовнушением) и самадхи


По этим причинам, крайне важно проводить чёткое ясное различие между гипнозом и самадхи, — и научиться не вводить свой ум в гипнотическое состояние, прежде чем мы начнем медитацию. В этом смысл известной дзенской поговорки: «Если увидишь на пути Будду, убей его». «Будда» — это галлюцинация. «Убей», значит, уничтожь её. В гипнозе нет ничего плохого, — если только он не используется в плохих целях.

Иногда его даже можно использовать в медицинских целях, например, для лечения некоторых заболеваний. В древние времена врачи использовали гипноз для обезболивания пациентов перед операцией. Некоторые используют его в психотерапии. И все же настоящая буддийская медитация — это не гипноз. Самадхи — это не просто концентрация или самогипноз.


Что такое випассана?


Термин Випассана обычно переводится как «проницательность», но этот термин также часто неправильно понимается, потому что он обычно переводится как «прозрение». Из-за этого Випассану часто путают с интуицией. Термин випассана также часто путают с психологическим значением термина «понимание». В психологии понимание понимается как внезапное понимание решения проблемы. В психотерапии это понимается как привнесение в сознание бессознательного мотива сознательного действия. 

Випассана, с другой стороны, является интроспективным осознанием субъективного опыта. Этот субъективный опыт состоит из реакции человека на стимуляцию окружающей среды. Эту реакцию можно широко проанализировать на четыре части: сенсорное восприятие, мышление, чувство и действие. Випассана, следовательно, чтобы увидеть этот опыт в его частях, как безличный процесс деятельности, без участия «я». 

Другими словами, випассана — это «систематический самоанализ», приводящий к осознанию «безличности» всех явлений. Поэтому випассана может быть переведена как «в поле зрения», если мы знаем, что это значит; а именно, «ментальное зрение сфокусировано внутри».  И все же использование этого слова может вводить в заблуждение, поскольку оно часто означает «видеть внутреннюю сущность воспринимаемого объекта», тогда как випассана — это внутреннее субъективное переживание самого восприятия.  Випассана — это интроспективный метод удаления понятия «я» из разума, чтобы освободить ум от эгоизма. 

Личность. Самостность. Сущность. Эгоцентризм. Эгоизм


Эгоизм связан с эгоистичными эмоциями. Эти эгоцентричные эмоции также влияют на процесс мышления, формируя концепцию «я». Это правда, что с биологической точки зрения эгоцентричные эмоции, которые поддерживают самосохранение, необходимы для выживания животных, но человек является единственным животным, которое осознает «себя», которое может быть атаковано невежливым словом или через оскорбление. 

Это «я» — это не физическая сущность, а воображаемая «психическая» сущность, которая ответственна за все ссоры, войны и преступления в мире. Это психическое «я» можно рассматривать не только как нечто внутри тела, оно может быть расширено в наших умах, чтобы включить всех членов своей семьи и имущества, расы, нации или всего человечества или даже всей планеты Земля. Именно так идея самосохранения человека может привести к войнам между народами и даже между планетами. 

Эти эпидемии, войны и бесчеловечные преступления человеческого общества могут быть устранены только путем устранения этого мнимого понятия «я» и эгоцентричных эмоций, сопровождающих его. Есть три основные тенденции, которые должны быть устранены: эмоция, понятие «я» и бессознательное, которое его поддерживает. 

Устраняя эти три условия, человек поднимается до более высокого уровня опыта, который можно назвать «божественным» (брахма). Это конечная цель учения Будды.  Практика, ведущая к устранению эгоцентричных эмоций, — это саматха, а практика, ведущая к устранению понятия «я», — это випассана.  Оба устраняются путем устранения бессознательного состояния.  Этот подъем к более высокому уровню опыта называется Преодолением (самопревосхождением) обычного человеческого уровня опыта.

Выход за пределы и ограничения. Самопревосхождение


Очень часто люди подразумевают под медитацией сидячую практику, формальную медитацию сидя. Это опять-таки недоразумение из-за смешения буддийской медитации с дзэнской практикой сидения под названием «дзадзэн». Здесь важно подчеркнуть, что изначальная буддийская медитация была не просто «сидением». Буддийская медитация — это не физическое упражнение, а тренировка ума. Это не бездействие или жизнь в состоянии транса.

Практик поддерживает чистый и спокойный ум в любой позе. Это можно сделать во всех четырех положениях: при ходьбе, стоя, сидя и лежа. Буддийская медитация — это попытка изменить свое мышление, чувства и поведение посредством постоянной практики интроспективного осознания своих мыслей, чувств, речи и действий (ауторефлексия). Это особый другой образ жизни. Главное в буддийской медитации — практиковать Сверх-мирской Восьмиступенчатый Путь Будды. Этот путь обычно переводится как Благородный Восьмеричный Путь.

Медитация — это умственный процесс, а не физический.  Цель медитации — вернуться к естественному состоянию спокойствия, которое мы потеряли, когда начали реагировать на стимуляцию окружающей среды. Обычно наш ум обеспокоен, потому что мы постоянно реагируем на стимуляцию наших чувств окружающей средой.  Медитация должна рассматриваться как попытка остановить это и быть спокойной и расслабленной, не прикладывая никаких усилий. 

Это попытка преодолеть нашу врожденную животную слабость реакции на стимуляцию.  Вот почему мы любим называть буддийскую медитацию техникой роста, а не простое повиновение правилам поведения или практике ритуалов сидя или во время ходьбы, хотя эти позы тела могут быть выгодно использованы в медитации. Цель буддийской медитации — поднять человеческое сознание на более высокий уровень за пределы обычного опыта.  Эта трансцендентность достигается путем следования «Возвышенному Восьмеричному Пути» (ariya atthangika magga), обычно переводимому как «Благородный Восьмеричный Путь».

Рост и зрелость. Развитие и взросление


Термин «арья» обычно переводится как «благородный». Будда, однако, использовал термин «арья» для обозначения чего-то более благородного.  Он имел в виду более высокий эволюционный уровень сознания, который можно развивать с помощью правильной техники. Это уровень выше нормального. Поэтому более целесообразно перевести его как «сверх-нормальный» или лучше «возвышенный», а не «благородный». Точно так же, как цель современной психотерапии состоит в том, чтобы поднять «ненормального» человека до «нормального» уровня жизни, цель Будды состояла в том, чтобы поднять «нормального» человека до «сверх-нормального» уровня. 

Очень важно понимать это различие между «благородным» и «сверхъестественным» или «возвышенным».  Этот сверх-нормальный уровень является более высоким уровнем эмоциональной и интеллектуальной зрелости. Цель буддийской медитации — вырасти до более высокого уровня эмоциональной и интеллектуальной зрелости, за пределами нормы, и испытать степень счастья и доброты за пределами нормы. Буддийская медитация — это метод достижения эмоциональной и интеллектуальной зрелости посредством очищения ума.  Медитация саматха — это достижение эмоциональной зрелости, а медитация випассаны — достижение интеллектуальной зрелости.

Естественная человеческая природа


Этот процесс роста происходит по естественному закону, следуя естественной человеческой природе и усилию. Это не происходит из-за какой-то сверхъестественной силы. Мы не зависим от какой-либо внешней помощи, даже от учителя или гуру.  Эта практика основана на самостоятельности и самодостаточности.  Это должно быть сделано нами самими. Это техника «сделай сам». Учитель может только показать путь.  Ученик сам делает всю практику.

Сила воли


В некотором смысле, медитация может рассматриваться как развитие силы воли, чтобы контролировать свои иррациональные эмоции. Некоторые культуры верят в свободную волю, с которой мы рождены, что означает, что у нас есть сила воли, естественно. Но из опыта мы знаем, что когда эмоции и воля находятся в конфликте, эмоции побеждают большую часть времени. Это означает, что злая сила не та сила, с которой мы родились. Это только человеческий «потенциал», который должен быть реализован на практике. Мы не рождены с полностью развитой силой воли; это только потенциал. 

Биологически говоря, человек, как высшее животное, имеет более развитый мозг, особенно передний мозг (головной мозг). Разница между человеком и всеми остальными животными заключается в том, что все остальные животные пассивно реагируют на окружающую среду. Человек может задержать реакцию, получить достаточно времени, чтобы подумать и решить, какой ответ дать в данной ситуации, и реагировать рационально, а не эмоционально. Именно эта способность выбирать ответ называется силой воли. Тем не менее, каждый человек не может использовать эту способность все время.

Свободная воля и детерминизм


Эта свобода выбора также называется «свободная воля». Есть ли у нас такая возможность делать выбор и всегда действовать рационально? К сожалению, эта способность выбирать не является способностью, которая полностью развивается у нормального человека. Вот почему мы совершаем так много глупых ошибок в жизни, о которых потом раскаиваемся. Часто мы хотим сделать что-то правильно, но мы поступаем наоборот. Это потому, что наша сила воли еще не полностью развита. 

Буддийская медитация, при правильной практике, является способом развития нашей силы воли или свободной воли. Эта способность не может быть использована до тех пор, пока она не будет разработана. Строго говоря, это даже не сила, а способность, которая зависит от необходимых условий. Другими словами, он основан на принципе детерминизма. Дискуссия о свободе воли и детерминизме продолжается уже давно. Все же эти две идеи не находятся в конфликте; свободная воля является детерминированной. Только благодаря признанию этого факта становится возможным развить эту способность выбирать, используя надлежащую технику, основанную на принципе детерминизма.


Организм человека и окружающая среда


Чтобы полностью это понять, необходимо углубиться в физиологию эмоционального поведения. Мы — организмы, рожденные с чувствами: глазами, ушами, носом, языком и телом. Когда чувства стимулируются, реакция происходит в организме в целом. Например, когда свет падает на глаз, возникает зрение, и это реакция. Это зрелище видит только бессмысленное поле разной интенсивности и цвета. Наш следующий шаг — сделать смысл из того, что мы видим. Это делается интеллектом, и при этом мы строим объекты и их отношения. Когда объект построен, он интерпретируется как приятный, неприятный или нейтральный. За этой интерпретацией следует эмоциональная реакция на увиденное в форме желания, ненависти или страха. 

Эта эмоциональная реакция — всего лишь нарушение в теле, созданный гормон, который выделяется в кровь, который переносит гормон во все части тела, вызывая изменения в деятельности различных органов в организме. Каждая эмоция сопровождается мышечным напряжением, среди других изменений в организме. Это напряжение воспринимается как дискомфорт, который вынуждает человека стремиться к снятию напряжения в действии, к достижению желаемого, избавлению от ненавистного или бегству от того, чего боятся. Это завершение реакции. получить желаемое, избавиться от ненавистного или убежать от того, чего боятся. Это завершение реакции. получить желаемое, избавиться от ненавистного или убежать от того, чего боятся. Это завершение реакции.

Ре-акция и ответ


Эта реакция имеет три основных этапа: познавательный (когнитивный), аффективный и активный. Когнитивный этап — это просто умственное создание объекта и его интерпретация.  Аффективный это эмоциональная реакция или возбуждение, которое в результате. Снятие напряжения в действии является поведенческой частью реакции.  Обычно все животные ниже уровня человека пассивно реагируют на окружающую среду таким образом. Человек обладает скрытой способностью задерживать снятие напряжения в действии, чтобы получить достаточно времени, чтобы решить, какой ответ предпринять в данной ситуации. Разумно думая, человек потенциально способен принять решение о правильном ответе и сделать правильный ответ, действуя рационально. Это то, что мы называем силой воли.

Сознательная эволюция


Это то, чему человек учится на наших уроках в центре и во время наших ретритов. Он учится тому, как действовать рационально, а не эмоционально.  Один будет обеспечен инструментами для работы над собой. Работать над собой — это дело самого себя, а не учителя. Работа учителя заключается только в том, чтобы показать инструменты, которые у вас уже есть, но не знают, что они у вас есть. Учитель также может рассказать вам, как их использовать. Мы надеемся, что вы сможете работать над собой, расти, развиваться и трансформироваться.  Степень трансформации и качество жизни — это показатель вашего прогресса. Мы ищем рост и трансформацию, а не просто понимание как точку зрения. Вот почему мы не называем этот метод медитации «проницательной медитацией». Мы также не ожидаем каких-либо видений или галлюцинаций, или визуализаций.

Буддийская медитация, как учил Будда, — это психологическая техника преодоления человеческих слабостей и человеческих страданий посредством сознательной эволюции человеческого сознания. Эта эволюция сознания — это процесс роста и расширения сознания, сознательно достигнутого с помощью систематической психологической техники». Когда этот постепенный эволюционный рост, расширение и раскрытие человеческого сознания достигли конечной точки зрелости, это высшее достижение называется «Гармоничное полное пробуждение» (саммма-самбодхи). Тот, кто пробуждается таким образом, называется «Гармонично Всецело Пробужденный» (самма-самБудда).

Использование термина «пробуждение» означает, что это расширение сознания является действительным пробуждением к реальности, что означает, что нормальный человек не полностью пробужден к реальности. То есть в обычном своем режиме нормальное человеческое сознание не осознает реальность, не постигает реальную действительность. На самом деле, согласно Будде, наш обыденный повседневный опыт противоречит реальности. Вот почему говорят, что человек обычно страдает, и цель буддизма — положить конец этим «нормальным страданиям», этой обыденной неудовлетворительности. Термин «гармоничный» означает свободу от конфликта с реальностью. Это значит находиться в гармонии с реальностью.

Возвышенный Восьмиступенчатый Путь Будды


Очень важно понимать, что эта техника медитации — это метод само-трансформации, метод превращения себя из замкнутой скованной эгоцентричной личности — в бескорыстную, альтруистическую открытую и свободную личность, следуя Возвышенному Восьмиступенчатому Пути Будды.

Многие из вышеперечисленных понятий приняты современными психологами, особенно адлерианцами и бихевиористами, а также в современной психо-кибернетике. Но более двадцати пяти столетий назад Непревзойденный Учитель (anuttaro purisa-damma sarati) Будда, Пробужденный, сформулировал систему полной трансформации характера, основанную на этих принципах. Когда кто-то тщательно и глубоко исследует эту систему, он осознает, что буддизм — это система личностного роста и внутренней трансформации. Эта система называется Возвышенным Восьмиступенчатым Путем. Возвышенный Восьмеричный Путь (обычно переводимый как Благородный Восьмеричный Путь) изложен следующим образом:

  • 1. Гармоничная перспектива
  • 2. Гармоничная целевая ориентация
  • 3. Гармоничная речь
  • 4. Гармоничное действие
  • 5. Гармоничный образ жизни
  • 6. Гармоничное упражнение
  • 7. Гармоничная внимательность
  • 8. Гармоничное равновесие


Этот Возвышенный Восьмиступенчатый Путь Будды не является набором заповедей или правил жизни, как его описывают некоторые. Нет. Это описание структуры характера истинного буддиста. Нужно приобрести эту структуру характера, чтобы стать буддистом. Изменение характера редко бывает внезапным изменением, хотя иногда может показаться, что это так. Необходим долгий период изучения изо всех сил, чтобы понять, что гармоничная перспектива может прийти в голову, когда кусочки мозаики внезапно встанут на свои места. Когда появляется гармоничная перспектива, вся остальная часть структуры становится на свои места. Жизнь индивида переориентируется и реорганизуется для достижения особой цели внутреннего покоя, называемой Ниббаной.

Гармоничная Перспектива


Первым шагом является приобретение гармоничной перспективы. Гармоничная перспектива — это перспектива, которая вызывает гармонию внутри и снаружи. Это перспектива, а не просто правильная точка зрения или правильное понимание. Это другой взгляд на жизнь, себя, мир и ваши отношения с миром. Это видение вещей по-другому, которое не создает конфликт внутри или снаружи.

Конфликт с реальностью


Первое, что мы должны сделать, это понять, что наши эмоции вступают в конфликт с реальностью перемен и разделения в мире. Наши эмоции ищут удовольствия и избегают боли. Это означает, что они ищут постоянного удовольствия. Это невозможно, потому что удовольствие непостоянно, а боли невозможно избежать вовсе. Эмоции также притяжательны и эгоцентричны. Мы на самом деле не обладаем ничем в мире, потому что все отношения непостоянны. 

Наша эгоцентричность бесполезна, потому что мы никогда не сможем реально сохранить постоянную идентичность или себя, потому что мы постоянно меняемся как физически, так и умственно, и мы не можем избежать смерти. Это стремление к вечному удовольствию и вечной жизни основано на слепых эмоциях, а не на ясном мышлении. Важно понимать, что наши эмоции вступают в конфликт с реальностью, и неразумно быть увлеченным ими. Разумнее быть во власти разума, чем эмоций.

Несущественные занятия и интересы


Давайте рассмотрим человека, которого привлекают деньги или богатство. Он может думать, что стать богатым — величайшая вещь в мире. Так он начинает зарабатывать богатство. Когда он терпит убытки, он становится ужасно несчастным. Другой может подумать, что социальное положение или власть больше, чем богатство. Он может пожертвовать богатством, чтобы получить социальное положение и власть. Когда он теряет свое положение и силу, он в результате испытывает сильный дискомфорт.  Еще один может поверить, что популярность или доброе имя лучше, чем богатство или даже социальное положение и власть. 

Последний может пожертвовать богатством и высоким социальным положением, чтобы стать популярным и завоевать доброе имя. Такой человек может быть обвинен и потерять доброе имя, так или иначе, и в результате страдают от сильной душевной боли. Другой человек может подумать: «Какая польза от богатства?» «Какая польза от общественного признания или власти?» «Какая польза от популярности и доброго имени?», «Что мне нужно, так это чувственное удовольствие и продолжать наслаждаться чувственным удовольствием, думая, что это величайшая вещь!» Этот человек также будет полностью разочарован, когда он / она перестанет получать удовольствия, к которым он / она стремится. У разных людей разные представления о том, что хорошо, хорошо или превосходно.

Ценности и чувства


В соответствии с ценностями каждого человека, каждый будет чувствовать себя ниже, выше или равным.  Если мы думаем, что богатство выше, тогда, когда мы встречаем более богатого человека, мы можем начать сравнивать себя с ним и чувствовать себя хуже. Или, если человек считает, что высокая социальная позиция выше, он может чувствовать себя хуже в присутствии любого человека, который выше в социальной позиции. Аналогично, если человек считает, что популярность — это величайшая вещь, он начинает чувствовать себя хуже, встречая человека, который более популярен, чем он сам. Если человек думает, что наслаждение чувственным наслаждением — это величайшая вещь, тогда этот человек будет чувствовать себя хуже в присутствии кого-то, кто наслаждается более чувственными удовольствиями. Вот как люди чувствуют себя хуже или хуже.

Настоящее счастье


Это нездоровое или мирское чувство ценностей было показано Буддой как нечто, приносящее только несчастье, разочарование, разочарование, печаль, боль, беспокойство и тревожность.  Будда указал, что счастье следует искать не в богатстве, статусе, популярности или чувственных удовольствиях; скорее внутри, через чистоту ума. Это счастье внутри — это внутренний мир, спокойствие или спокойствие ума. Если человек может понять, что внутренний мир — величайшая вещь в мире, тогда он будет чувствовать себя хуже только при встрече со спокойным человеком. Это чувство скорее восхищение и оценка, чем чувство неполноценности. 

Встреча с таким спокойным человеком становится для нас источником вдохновения для достижения цели спокойствия. И если мы действительно убеждены, что спокойствие — это величайшая вещь, мы не транквилизаторы не нужны, потому что транквилизаторы нужны только тогда, когда вы не уверены, что спокойствие — это величайшая вещь. Если ценится спокойствие, мы автоматически начинаем преследовать эту цель, и в результате мы начинаем думать, говорить, действовать и жить спокойно. Вся наша жизнь автоматически становится спокойной.

Гармоничная цель


Только когда ваша цель становится богатой, и вам нужно только спокойствие, чтобы достичь этой цели, вам нужно принять таблетку транквилизатора. Это потому, что спокойствие не ваша цель; это только средство для вашей цели. Ваш разум не спокоен, потому что вы ищете другую цель. 

Именно наше чувство ценностей делает нас спокойными или не спокойными. Вы уже знакомы со словом «нирвана», которое считается конечной целью буддиста.  Некоторые думают, что Нирвана — это своего рода Небеса, но Нирвана просто означает невозмутимое спокойствие ума  (nir — отрицательный префикс, такой как английский «non», а vana означает «волнение, трепет»). 

«Нирвана» — это состояние, когда ум уже ничем ничуть не может быть потрясен в мире, даже перед лицом смерти. Это действительно «Непоколебимый разум». Это спокойствие ума, которое никогда не может быть нарушено. Вот что такое «Нирвана», Ниббана.  

У всех разновидностей буддийской медитации, называемой ли она саматхой или випассаной, конечной целью является «нирвана».  Это означает, что если мы думаем, что спокойствие — величайшая вещь в мире, в результате мы автоматически становимся буддистами.  Если мы думаем, что спокойствие — не величайшая вещь в мире, тогда мы не буддисты, потому что мы не будем пытаться достичь нирваны.  Это означает, что человек становится буддистом не по рождению или крещению, а благодаря правильному пониманию и ощущению буддийских ценностей. 

Смена перспективы


Наша смена перспективы приводит к пониманию истинных ценностей жизни. Это изменение в нашем смысле ценностей приводит к новой цели ориентации. Когда наша жизненная цель изменится на спокойствие ума, наши мысли, слова и действия будут соответствовать линии, направленной на достижение этой цели. Вам не нужно заставлять себя медитировать. Медитация автоматически произойдет в вас, потому что медитация — это средство достижения цели, которую вы преследуете. 

Ваша жизнь движется в этом направлении. Вам не нужно прилагать никаких усилий. Вам не нужно принимать никаких решений. Вам не нужно иметь силу воли, чтобы медитировать. Сила воли является результатом медитации, а не средством для нее. Вам не нужно заставлять себя медитировать. Вам не нужно говорить: «У меня нет времени, я должен делать время». У вас автоматически будет время, потому что это то, что вы хотите сделать. Если вы действительно хотите что-то сделать, у вас будет время. У вас нет времени только тогда, когда вы действительно не заинтересованы в том, чтобы что-то делать.

Полная автономия и удовлетворенность


Поэтому медитация является автоматической для человека, имеющего Гармоничную Перспективу, потому что вместе с Гармоничной Перспективой (samma-ditthi) возникает Гармоничная Целеустремленность (samma-sankappa), которая автоматически приводит к Гармоничной Речи (samma-vaca), Действиям (sammа-камманта) и образу жизни (саммма-аджива).  С этого момента человек прилагает усилия, чтобы очистить ум автоматически. Это Гармоничная Практика (самма-вайяма).  Это приводит к интроверсии внимания (сатипаттхана).  Это гармоничное внимание (самма-сати).  Это начало Семичастного Процесса Пробуждения (сатта бодджханга).  Эта интроверсия внимания приводит к тому, что вы видите, что находится внутри (дхамма вичайя), то есть переживание внутри, реакцию организма на стимуляцию окружающей среды. 

Когда это достигнуто, развивается сила воли (вирия),  и ум становится очищенным. Это заставляет ум испытывать счастье самоотверженности (пити). Это приводит к расслаблению тела (пассадхи) и ощущению комфорта, которое сопровождает его. Это приводит к спокойствию ума (самадхи). Это спокойствие помогает здоровой объективной интроспекции (упеккха), приводящей к истинному «видению (пання)», которое «переживает опыт» и «пробуждение» (самбодхи) из «мечты о существовании» (бхава ниродха). Это свобода от всех эгоистичных эмоций (вимутти) и страданий жизни (дуккха ниродха).  Это «невозмутимое спокойствие» (нирвана / ниббана). 

Пробуждение


Чтобы более полно понять значение «пробуждения от мечты о существовании» через «переживание опыта», нам необходимо углубиться в изучение более глубокого значения термина випассана.  Опыт обычно рассматривается как взаимодействие между «субъектом» («я») и «объектом» (во внешнем мире).  Будда учил, что опыт «существования» субъекта и объекта является «заблуждением». Это означает что «опыт предшествует существованию» (мано паббангама дхамма); то есть «существование» — это только «опыт». Опыт — это основа существования. Опыт — это самая фундаментальная категория существования.

Что такое существование?


Обычно мы испытываем «существование» субъекта (воспринимаемого как самого себя) и объекта (воспринимаемого как индивидуумы и вещи мира). Мы (я) также склонны эмоционально связываться с (вещами мира). Мы вмешиваемся, формируя отношения между субъектом (собой) и объектами (мира). Поскольку мы участвуем в существовании себя, других и отношений, мы склонны забывать, что это существование — только «опыт». Мы склонны считать «существование» очень реальным. Вот почему разлука с нашими близкими делает нас такими несчастными.

Вот почему смерть родственника или друга приводит к огромному горе и скорби. Однако когда мы начинаем осознавать «опыт», который является основой существования, посредством медитации випассана, «существование» оказывается менее реальным. В конечном итоге мы понимаем, что это «существование» является лишь иллюзией (ошибкой восприятия) или, вернее, заблуждением (концептуальной ошибкой). Это «пробуждение» (самбодхи) от «мечты о существовании». Это также называется «прекращением существования», которое называется нирвана (бхава ниродхо ниббанам).

Практики медитации для мирян


Конечно, цель нашей медитации сегодня не в том, чтобы достичь того высокого идеала, которым является Нирвана. Этот уровень «Пробуждения от мечты о существовании» — это высокий уровень медитации, предназначенный для йогинов, которые вообще отказались от мирской светской жизни. Это для йогинов, которые осознали бесполезность и страдания, связанные со светской жизнью. Эти йогины видят, что светская жизнь болезненна (дуккха), потому что она в основном основана на эмоциональной привязанности к объектам.

Таким образом, завершающим этапом развития пути буддизма является деперсонализация. Это когда мы можем отказаться от того, что было персонализировано, увидев, что нет ничего, что мы можем назвать своим собственным. Когда мы видим, что все вещи нестабильны (аничча), все они так или иначе вызывают беспокойство (дуккха) и безличны, безсущностны, пусты (анатта), мы освобождаемся от всех страданий. Это потому, что нет вещей или «я», о которых нужно беспокоиться. Эта деперсонализация делает человека полностью самоотверженным. Когда это происходит, можно без страха встретить даже смерть. Эта полная свобода от беспокойства является целью буддизма.

Медитация йогинов


Эту точку зрения йогинов, однако, нетрудно понять сегодня, потому что мы знаем, что каждая эмоция эгоцентрична и сопровождается мышечным напряжением, которое некомфортно, пока оно не будет выпущено в действие, чтобы получить то, что мы хотим, чтобы избавиться от того, что мы ненавидим, или убежать от того, чего мы боимся. Именно это временное снятие напряжения доставляет нам столько радости и порабощения. 

К сожалению, не всегда возможно снять это напряжение, потому что мы не всегда можем получить то, что хотим, или избавиться от того, что мы ненавидим, или убежать от того, чего мы боимся. Это невыраженное, нереализованное напряжение накапливается и может привести даже к нервному срыву. Эта проблема сегодня называется стрессом. Поэтому цель йогина — избавиться от этих эгоистичных эмоций и эгоцентричного мышления.

Освобождение от эмоций


Вот почему Будда показал путь к свободе от этого рабства к эмоциям и страданиям. Радикальное решение Будды состояло в том, чтобы пробудиться от мечты о существовании и отношениях, научившись сосредотачивать внимание на опыте (дхамма) вместо существования (бхава). Это смена парадигмы, приводящая к опыту безличного опыта и свободе от опыта существования. Это конечная стадия в развитии человеческого сознания. Это нирвана (бхава ниродхо ниббанам), — summum bonum всей буддийской практики.

Випассана высокого уровня


Поэтому випассана — это развитие осознания опыта, а не осознания существования. Это определение випассаны может вначале сбить с толку, но оно станет более ясным по мере продвижения в практике правильного випассаны. Первый шаг в медитации — научиться очищать ум, что является практикой медитации безмятежности (саматхи).  Без развития спокойствия (саматхи) невозможно практиковать постижение и проникновение в поле зрения (випассана).


Випассана высокого уровня не подходит для мирян


Вот почему медитация Випассана, будучи высоким уровнем практики, не применима в светской жизни, которая связана с самосохранением, распространением видов и удовлетворением чувств. Единственный вид медитации, подходящий для светской жизни, — это саматха или медитация покоя. Только когда человек заинтересован в том, чтобы пройти весь путь, который приводит к пробуждению от мечты о существовании, он должен начать практиковать випассану. Это напоминает нам о том, что сказал Иисус: «Если ты хочешь пройти весь путь, продай все свои вещи, отдай бедным и пойди со мной»;  и снова: «Даже если верблюд может ползти через игольное ушко, богатый человек не может войти в Царство Божие».  Только когда человек готов отказаться от всего, можно практиковать собственно випассану.

Посмотри прежде чем прыгнуть


Очень важно знать, что мы делаем, прежде чем приступить к этому. 
Вот почему наш метод медитации начинается с правильного понимания.















Автор текста: Бханте Мадавила Пуннаджи
Подготовлено на основании представленных ниже источников:

http://protobuddhism.com/
http://protobuddhism.com/index.php?option=com_content&view=article&id=58&Itemid=56
http://protobuddhism.com/index.php?option=com_content&view=article&id=52&Itemid=59

http://buddhaoriginalteachings.blogspot.com/p/protobuddhism.html
https://dhammawiki.com/index.php/What_is_Meditation%3F_by_Madawela_Punnaji
https://dhammawiki.com/index.php/Madawela_Punnaji

https://dhammawiki.com/index.php/A_Process_of_Personal_Growth,_Maturity
https://dhammawiki.com/index.php/Becoming_a_Buddhist_by_Madawela_Punnaji
https://dhammawiki.com/index.php/The_Four_Evolutionary_Stages_of_Religion



Перевод:  команда сайта
«МИР Тхеравады. Буддаяна»


Специально для проекта  theravada.world
Традиция Тхеравада.. Буддаяна
Первоначальное учение Будды
….


Previous Кто такой будда? Кто такой арахант? Кто такой бодхисаттва? (обзор)
Next Понимание Четырех благородных истин - Хенепола Гунаратана

Об авторе

Вам также может понравиться