Может ли Учение Будды развиваться? Дхарма. Прогресс. Эволюция

Может ли Учение Будды развиваться? Дхарма. Прогресс. Эволюция


Среди современных буддистов часто встречается мнение, что поздние формы буддизма, называемые Махаяной и Ваджраяной — это своего рода эксперимент. Эксперимент, в котором за основу была взята Дхамма Будды. Поиск новых форм, методов, идей. Но здесь стоит вспомнить неоднократные замечания самого Будды, что проповедуемая им Дхамма хорошо изложена как в плане раскрытия смысла и сути, так и в плане терминологии и даже построения фраз:

1. Обучайте, о монахи, Дхамме, которая прекрасна в начале, прекрасна в середине, прекрасна в конце, Дхамме, совершенной и в духе и в букве. — (СН 4.5)

2. Дхамма хорошо провозглашена мною – она чиста, открыта,
очевидна, цельна, не сшита [кое-как] из лоскутов. — (МН 22)

3. Ананда, чего же Сангха ещё ждет от меня? Я учил Дхамме (Истине), не делая различий между тайным и открытым учением. В отношении Истины у Татхагаты нет ничего, подобного сжатому кулаку учителя (ачария-муттхи) … — (ДН 16)

4. Моим последователям НЕ следует изменять или отменять старые установления и предписания, или создавать новые, — но следует тренировать себя в строгом соответствии с предписаниями Дхаммы и Винаи, объявленными мной. — (Нп:(14-(2))

5. Мое Учение — идеально: к нему нечего добавить, и от него нечего забрать.
Если же кто-то попытается что-то в него добавить или что-то отсеять, думая:

«Так Учение Будды будет более полным» — я говорю, что такой человек, думая, что он знает или понимает что-то, — на самом деле НЕ знает и НЕ понимает ничего. — (ДН(29):16)


… Исходя из всего этого, становится ясно, что — любые эксперименты (попытки доработать, усовершенствовать, соединить с чем-то другим, подстроить под современные нужды, использовать в иных целях, и т.п.) с тем, что изначально уже совершенно и самодостаточно, будут выглядеть по крайней мере странно. Это примерно то же самое, что, имея оригинальное украшение из золота 999 пробы, создать ВНЕШНЕ похожее на него изделие из металла с напылением, и на свой вкус дополнить его различными стразами, цветными стёклышками, и т.д.

«На свой вкус» — это ключевой момент в этом примере. Например, излишний либерализм Махаяны со временем привел к тому, что учения йогинов, которые по своему собственному ощущению, считали самих себя уже достигшими Пробуждения, стали приравниваться к Слову Будды. И если тезисом Раннего Буддизма [Буддаяна] было: «Все, чему учил Будда, есть Истина (Дхамма)», — то Махаяна значительно изменила эту формулировку, и она приобрела вид: «Все, что [как нам кажется] истинно, это и есть Слово Будды».

Из записок буддийского пилигрима Фа Сяня (5-ый век н.э.) —

«… в этой стране Фа Сянь слушал, как (некий) индийский монах, восседая на высоком сидении, произносил сутру, которая гласила:
«Первоначально патра Будды пребывала в Вайшали, ныне пребывает в Гандхаре … Когда исчезнет патра, иссякнет Учение Будды. Когда иссякнет Учение Будды, срок жизни людей сократится до пяти лет, и в эти пять лет всего будет мало – и риса и масла …

Ныне нам всем (должно) следовать добру, взращивать в сердце любовь и сострадание, утверждать веру и добродетель. И если каждый последует вере и добродетели, срок жизни (человеческой) удлинится до 80 000 лет. Когда же в мир явится Майтрейя и начнет вращать Колесо Учения, то прежде всего спасет тех последователей Учения … Во вторую же и в третью очередь он спасет тех, кто …»

Фа Сянь пожелал переписать эту сутру, но сей человек сказал:
«Это не сутра, но откровение моего сердца!» — и так зарождался буддизм Махаяны.


Продолжая аналогии по поводу экспериментов с Дхаммой, можно привести ещё один пример — взяв за основу эффективную систему тренировки, при которой предлагается выполнять вполне понятные и ясные действия, в течение долгого времени, но с гарантированным результатом, — пытаться создать на её основе «тайную методику», обещающую результаты уже за неделю. Очевидно, что для опытного спортсмена, сие обещание будет весьма сомнительно.

Всё это говорит о том, что совершенное Учение, Дхамма Будды, Саддхамма Тхеравады — НЕ нуждается в доработках, соединении с наукой, переложении на современный язык и прочих экспериментах. В своей исходной форме, Дхамма вполне ясна и понятна, вкратце это можно выразить всего одной строфой из Дхаммапады (сборника кратких изречений Будды):

«Неделание зла,
Достижение добра,
Очищение своего ума –
Вот учение просветлённых».

… Трудности состоят скорее в том, чтобы начать уже по-настоящему жить в соответствии с ней. Видимо, по этой причине многих буддистов так тянет к экспериментам, обещающим обойти эти трудности…) Но обещаниям и надеждам зачастую свойственно НЕ сбываться в условиях обусловленности (сансары), и тогда приходит понимание, что без приложения усилий, результатов ждать не стоит.

«[Дело], зависящее [лишь от нас], — долгое, непрерывное
и весьма усердное [творение Причин].» — Чже Цонкапа

А учитывая скоротечность нашей жизни, и неопределенность будущего рождения, эксперименты с Учением Будды можно сравнить с тем, как — заблудившийся в пустыне путник последние капли воды, которая может его спасти, будет лить на горячие камни, желая посмотреть, что будет, или думая таким образом добыть больше воды. Мягко говоря, это не самые подходящие условия, место и время для эксперимента с водой.

В качестве завершения, несколько цитат из «Антологии учений Будды»:

(ДН(16):6.1) — Kогда я покину этот мир, не говорите, что с Уходом Татхагаты вы потеряли Учителя — Учение и Дисциплина оставленные мной, будут вашим Учителем.

(MН(83):21) — Я обучаю хорошей практике, ведущей к абсолютному прозрению, не-вовлечению, растворению, миру и прямому переживанию просветления, Ниббаны. Этой практикой является Благородный Восьмеричный Путь. Следуйте ему, стараясь не остаться последним из тех, кто его практикует.

(MН(104):5) — Споры Сообщества об образе жизни или правилах Патимоккхи — не сильно опасны. Но если между монахами зародятся споры о Высших Основах Учения — это будет большой бедой и причиной больших страданий и горя для всех живых существ.



Автор текста: Сергей Чернявский
Перевод:
Источник:
Традиция Тхеравада. Буддаяна

Previous Понимание Четырех благородных истин - Хенепола Гунаратана
Next Абхидхамма в практике. Часть 1

Об авторе

Вам также может понравиться

Пустота и дуккха

Па Аук Тоя Саядо — О пустоте в Тхераваде (sunnata)

Будда ответил ему стихами: как на пустой (suññato), взирай ты на этот мир, Могхараджа, всегда с памятованием; Разрушив обычное понимание «себя», ты поборешь и смерть; Владыка смерти не узрит того, кто так смотрит на мир.

Дхамма Будды

Не-Дхамма (adhamma, ересь) — Бхиккху Песала

Если кто-то говорит, что Будда учил тому, чему он не учил, или что он практиковал то, чего он не практиковал, то это ересь. Точно так же, если кто-то говорит, что он не учил тому, чему он учил, или не практиковал то, что он практиковал, тогда это тоже ересь. Для мнительных людей, которые боятся быть «сожжены на костре», лучше называть ересь “не-Дхаммой”.

Ниббана

Бессмертное — Аджан Маха Бува

Будда назвал это полным растворением загрязнений. Когда загрязнения искоренены, остаётся лишь незапятнанная чистота. И именно здесь, в полностью очищенном сердце, обретается совершенное счастье.