Искажения буддийского прибежища — Бхиккху Бодхи

Искажения буддийского прибежища — Бхиккху Бодхи


По каким причинам это происходит?


Искажения прибежища – это факторы, делающие его принятие осквернённым, неискренним и неэффективным. В комментариях сказано, что существует три таких фактора:

1. невежество

2. сомнение

3. ложные взгляды


Невежество

Если человек не понимает причины для принятия прибежища, его смысл или качества Трёх Драгоценностей, этот недостаток знаний является формой невежества, искажающего данный поступок изнутри.

Сомнение

Сомнение оскверняет прибежище по той причине, что подверженный ему человек не может быть твёрдо уверенным в Трёх Драгоценностях. Его приверженность запятнана путаницей в мыслях, подозрением и нерешительностью.

Ложные взгляды

Ложные взгляды представляют собой ошибочное понимание акта принятия прибежища или заблуждения на предмет Трёх Драгоценностей. Человек, обладающий ложными взглядами, принимает прибежище, считая что сам этот поступок гарантирует ему освобождение. Он может верить, что Будда – это бог, способный спасти его, что Дхамма содержит учение о вечной душе или что Сангха является заступником за людей, посредством которого предоставляется спасение.

Тем не менее, пусть даже принятие прибежища искажено этими факторами, человек станет буддистом и его прибежище будет действительным, пока он считает Три Драгоценности своим высшим убежищем. Но хотя это прибежище действительно, само отношение человека к его принятию является ошибочным и нуждается в исправлении. Это исправление может произойти, если он встретит квалифицированного учителя, который даст необходимые рекомендации и поможет преодолеть невежество, сомнения и ложные взгляды.


Разрушение прибежища


Нарушение прибежища означает отказ от приверженности трём его составляющим. Оно происходит, когда человек, принявший прибежище, начинает считать своим идеалом или опорой что-то отличное от Трёх Драгоценностей.

1.  Если он начинает считать кого-то превосходящим Будду или более авторитетным духовным учителем, чем Будда, то прибежище этого человека в Будде становится недействительным.

2. Если он начинает считать другое учение лучшим, чем Дхамма, или прибегает для достижения освобождения к другой системе практики, то прибежище этого человека в Дхамме становится недействительным.

3. Если он начинает считать какую-то общину благородных личностей помимо Сангхи, как обладающую надмирскими достижениями или находящуюся на более высоком уровне, то прибежище этого человека в Сангхе становится недействительным.


Чтобы принятие прибежища было действительным и неискажённым, следует признать Три Драгоценности единственным средством достижения окончательного освобождения: «Нет для меня другого прибежища. Будда, Дхамма и Сангха – вот моё наивысшее прибежище». На языке пали это звучит так: Tappasada-taggarutahi vihatakileso tapparayanatokarappavatto cittuppado saranagamanam.

Нарушение приверженности хотя бы одной драгоценности, делает недействительной приверженность и всем остальным, потому что функционирование прибежища требует признания взаимосвязанности и неотделимости всех трёх его составляющих. Поэтому, принимая что-то другое помимо Трёх Драгоценностей в качестве своей наивысшей опоры, человек прерывает прибежище в них и отказывается от своего статуса последователя Будды, Дхаммы и Сангхи.

Чтобы прибежище стало действительным, нужно принять его заново, желательно предварив признанием своего проступка, после которого пройти формальную церемонию от начала и до конца.



Автор текста:  Бхиккху Бодхи
Перевод:  Московской общины буддистов Тхеравады 
Источник: Бхиккху Бодхи.  Благородный восьмеричный
путь: путь к прекращению страданий
  (фрагмент статьи)
….


Previous Открывая Око Дхаммы - Ачан Ча
Next Что на самом деле означает осознанность? - Бхиккху Бодхи

Об авторе

Вам также может понравиться

Sila. Начальный уровень

Ачария Ман. Духовная биография. Ранние годы – Ачария Маха Бува

Достопочтенный Ачарья Ман Буридатта Тхера был мастером медитации випассана высочайшего уровня. Его история поистине великолепна во всём: от его ранних лет в мирской жизни, долгих лет монашества, до дня, когда он покинул этот мир.

Обзоры и разное другое

Moha и avijja — в чем разница? (личный взгляд)

В Палийском каноне встречаются понятия mōha и avijjā. Оба эти слова обычно переводят как «невежество», считая эти слова синонимами. Будда говорил о том, что «все неблагие качества ума коренятся в невежестве и сходятся в невежестве». Несмотря на то, что эти понятия считают синонимами, в Палийском Каноне каждый из этих терминов имеет свое содержание. В чем различие?

Аджан Брахм

Искусство исчезать. Глава 9. Счастье приходит от исчезновения – Аджан Брахм

Откуда берутся мысли? Продолжайте смотреть, и вы увидите, что они исходят из вашего чувства личности и вашего желания поддержать и построить эту личность. Это не «я думаю, поэтому я существую», а наоборот: вы хотите быть, поэтому вы думаете. Вы движетесь, чтобы создавать свой мир, свою личность.