О понимании неудовлетворенности и страдания — Саядо У Теджания

О понимании неудовлетворенности и страдания — Саядо У Теджания


Главное, о чем я говорил на днях, было в том, что лучше не использовать слово страдание, когда мы говорим о дуккхе. Большинство йогинов не понимают истины касающейся дуккхи, но понимают страдание. Обычно они понимают только одну разновидность страдания – страдание «ощущения» (dukkha-vedana), и такая интерпретация страдания будет приводить к отвращению. Понимание дуккхи – это нечто немного другое.

Значение слова дуккха намного шире и глубже, чем только лишь переживание телесного или умственного страдания.

Любое страдание, от более очевидных проявлений боли или печали, до тончайших проявлений недовольства, неизвестности, неудовлетворенности, ненадежности, непредсказуемости, неопределенности, отсутствия безопасности и т.д., — относится к грубому уровню дуккхи.

В соответствии с буддийской традицией этот уровень называется дуккха-дуккха.

Боль рождения, болезни, старости и смерти, так же как и любое другое эмоциональное переживание, такое как гнев, страх, отчаяние, разочарование, беспокойство, разделение с тем кого любишь, пребывание с неприятными людьми, неполучение желаемого или получение того, что нежелательно – всё это традиционно включено в первый уровень дуккхи.


Следующий уровень называется випаринама-дуккха (viparinama-dukkha). Это более тонкий уровень, его более трудно увидеть. Любая разновидность чувственного удовольствия или умственного восторга, фактически, любая разновидность счастья каким бы оно ни было тонким и продолжительным, – рано или поздно закончится.

Каждый раз что-то снова и снова делать или пытаться достичь чего-то, всё это также принадлежит к этой категории дуккхи. Вы могли бы в своей медитации каждый раз иметь продолжительные переживания самадхи, радости пити (piti) и успокоения пассадхи (passaddhi), но они также конечны.

Переживание таких состояний – также дуккха.
Для большинства людей чрезвычайно трудно
понять, что всё счастье, любое, – это дуккха.

Третий, и последний, уровень дуккхи называется санкхара-дуккха (sankhara-dukkha), и она имеет название – дуккха существования.

Психофизические составляющие нама-рупа (nama-rupa) – это дуккха. Непреложный факт, что наше существование – это дуккха.

Для того, чтобы появилась возможность понять дуккху, мы не только нуждаемся в том, чтобы обладать правильной информацией, но и правильным размышлением.

Будда сказал, что есть одна вещь, которая удерживает нас в этом бесконечном круге существования – это отсутствие видения и понимания дуккхи. Если мы не понимаем дуккху, мы будем надеяться на лучшие времена и будем снова испытывать разочарованность.

Большинство людей тратит впустую время, пытаясь бороться с дуккхой, пытаясь управлять своим миром. Это сопротивление дуккхе не только изнурительно, но также создает даже еще большую дуккху. Правильное размышление – это принятие и признание дуккхи. Видеть и принимать дуккху означает видеть и принимать то, какими являются вещи, всё происходящее, и такое состояние ума будет высвобождать большое количество энергии, которую мы сможем использовать для практики.

Когда мы становимся всё более умелыми в распознавании дуккхи, мы также чаще видим то, когда мы «творим» новую дуккху.


Мой учитель имел обыкновение говорить, что только когда мы понимаем дуккху как рождение, возникновение джати-дуккху (jati-dukkha), только тогда ум будет по-настоящему стремиться к Ниббане.



Всё, что возникает, это дуккха, и всё, что прекращает существование, также дуккха. Из-за того, что мы не понимаем джати-дуккхи, мы желаем что-то получить или от чего-то избавиться.

Ум, который понимает дуккху, не будет желать счастья и также не будет сопротивляться всему, что он переживает. Он будет полностью в согласии, в гармонии со всем происходящим.


Все существа испытывают дуккху, но только те, кто распознает дуккху, могут работать над освобождением от неё. Ясное распознавание и принятие дуккхи будет приводить к внутренней свободе. Будда сказал, что те, кто видит дуккху, также видит и окончание дуккхи. Только если дуккха по-настоящему понята, только тогда будет обнаружено, что стремление к Ниббане – это единственная достойная задача, которую стоит выполнить.



Автор текста: Саядо У Теджания
Перевод: Павел Цветков
Источник: http://dhammaeverywhere.ru
….

Previous Аспекты традиции Тхеравада - Аджан Чатри Хемапандха
Next Постарайтесь сделать свою жизнь очень простой - Саядо У Джотика

Об авторе

Вам также может понравиться

Медитация

Что такое медитация? Саматха и випассана — Бханте Пуннаджи

Буддийская медитация, которой мы обучаем, не является, строго говоря, мистической практикой; мы не учим людей становиться мистиками. Эта техника медитации предназначена для людей, которые живут светской жизнью как домохозяева, работники, имеющие обязанности и которые вовлечены в отношения.

Араханты

О правильном сосредоточении, факторах джханы, архатах — Бханте Топпер

Учитывая, что джханы – вещь субъективная и точной проверке извне не подаётся, это порождает массу спекуляций на тему того, что есть джханы. Этому также способствует и позиция некоторых азиатских мастеров медитации, которые заявляют о лёгкости достижения джханы.

История школ

Концепция пустоты в палийской литературе — Дхаммаджоти Тхеро

Основное различие, которое нынешний исследователь видит между Ранним буддизмом Тхеравады и Мадхьямакой Махаяны в ​​их подходе к суннье состоит в том, что первый делает больший акцент на личных экспериментах в понимании пустоты всех явлений, а последний делает упор на логике и рассуждениях.