Разбиваясь в той же самой машине — Аджан Джаясаро

Разбиваясь в той же самой машине — Аджан Джаясаро

Освобождение в психологической сфере начинается с уменьшения или устранения чувства вины и угрызений совести. Освобождение от вины и угрызений совести – это замечательная вещь, опирающаяся на нравственное поведение (sila). Вы свободно устанавливаете собственные границы. Не имея возложенных на вас предписаний, вы принимаете их добровольно. Посредством практики, благодаря которой вы можете постоянно жить в пределах этих границ, в вас появляется растущая уверенность в себе. Вы знаете, что у вас есть определённые принципы, которые вы можете отстаивать даже в таких ситуациях или обстоятельствах, в которых, возможно, это было бы довольно трудно сделать. В результате вам не нужно постоянно пережевывать в своём уме: «Почему я это сказал?! Почему я это делал?!»

Если кто-то из вас проходил медитационные ретриты, то вы, возможно, сталкивались с таким явлением, когда какая-то песня всплывала в уме и не хотела вас покидать. Это произошло со мной во время одного длительного ретрита, когда я был молодым монахом. Моей песней была песня Дэвида Боуи, и это была песня, которая мне очень нравилась, когда я был мирянином. Песня называлась – «Я неизменно разбиваюсь в той же самой машине», и её основная идея состояла в том, что мы снова и снова совершаем одни и те же ошибки. Вы говорите: «Никогда снова! Я никогда не буду таким глупым! Я не собираюсь когда-либо совершать это снова!» И вы не делаете это ровно до следующего раза, и поэтому вы снова и снова разбиваетесь в той же самой машине. В то время, я был в таком состоянии, что снова и снова совершал одну и ту же ошибку и затем внезапно, откуда ни возьмись, выскочила эта песня из середины семидесятых.

Это настоящая проблема в медитации. Если вы всё время действуете так, что это подрывает ваши принципы, цели и идеалы, то вы теряете много энергии и уверенности в себе. И тогда очень легко начать считать себя тем, кто утратил чувство собственного достоинства. Вы теряете самоуважение и чувство собственного достоинства. Если вы не будете осторожны и осмотрительны, то начнёте создавать негативный образ себя: «Я плохой человек. Я безнадежен. Я не могу это сделать». Вы верите этому тихому голосу в своей голове, и создаете эту личность – «Я», которая является плохой и бесполезной. Иногда даже в ужасном состоянии вы видите путь к увеличению счастья и собственного роста, и вы думаете: «Ну, я недостаточно хорош, чтобы быть достойным этого». Это ужасное, искаженное состояние ума. Наконец, вы видите в жизни какое-то счастье, и затем говорите себе: «Но я этого не заслуживаю». Вопрос, который в этом случае нужно сразу себе задать: «Почему нет?»

В наши дни, чтобы противостоять такого рода негативным установкам прилагаются усилия, которые им противоположны. Но эти усилия сосредоточены на самых базовых видах удовольствий. «Вы достойны этого! Купите это, потому что вы этого достойны. Потребляйте это, потому что вы этого достойны. Вы достойны всех этих чувственных удовольствий, известности, успеха, которого вы жаждете». Результатом этого является широкое распространение чувственных развлечений, как формы беспечности.

Вы действительно достойны счастья, но совсем не таким путём, который предлагают рекламодатели. Это не тот путь, где нужны кредитные карты. Вы достойны счастья, потому что, чтобы родиться человеком, вы проделали много тяжелой работы. Вы, были бы, прежде всего, удивлены тем, насколько трудно родиться человеком. Учитывая, что у вас есть тело и ум, вы действительно достойны того, чтобы быть способными понять подлинное счастье в жизни. Если и есть фундаментальный символ веры в буддизме, то это вера в способность человека освободиться, будь мы мужчинами или женщинами, людьми с Запада или жителями Востока. Наш пол, наше происхождение не так важно. Просто в силу самого факта, что мы родились человеческими существами, у нас есть потенциал для того, чтобы найти освобождение и обрести истинную свободу и счастье. Мы заработали наш шанс, чтобы создать причины и условия для этого освобождения, посредством неустанного и терпеливого применения буддийских учений.


Перевод: Цветков Павел
Источник: Mindfulness, Precepts and Crashing in the
Same Car by Ajahn Jayasaro. Bangkok. 2012.

….

Previous Развитие пяти умственных способностей - Саядо У Джанакабхивамса
Next Место, где царит прохлада - Аджан Чаа

Об авторе

Вам также может понравиться

Лекции

Он не передавал выпечку — Аджан Сумедхо

В ежедневной медитации мы используем для мудрой рефлексии трудные ситуации, в которых присутствует раздражение, неудовлетворительность, помрачение, разочарование, всё, что в жизни является негативным и неприятным. Это возможность для того, чтобы сосредоточиться, развиться.

Самое важное сегодня

Буддизм в Америке. Американская Тхеравада в 21 веке

Старейшая линия буддизма, Тхеравада, известна тем, что рассказывает о самых Ранних учениях Будды. Основываясь на своём древнем происхождении, Тхеравада сегодня это новаторская и разнообразная традиция. Дерек Пайл рассказывает о широком спектре сообществ, которые составляют американскую тхераваду.

Дхамма Будды

О привязанностях и их последствиях — Шри Дхаммананда

Будда не подталкивал домохозяев к тому, чтобы они сразу от всего отказывались. Несмотря на это он указывал на то, как привязанности могут создавать разочарование и неудовлетворённость.