Стыд и совесть.  Защитники мира — Бхиккху Бодхи

Стыд и совесть. Защитники мира — Бхиккху Бодхи


Подобно римскому богу Янусу, каждый человек сталкивается одновременно с двумя противоположными направлениями. Одним лицом своего сознания мы пристально вглядываемся в себя и осознаём себя индивидуальностями, которые мотивированны глубоким стремлением избежать страдания и обеспечить своё собственное благосостояние и счастье. Другим лицом мы пристально смотрим на мир и обнаруживаем, что наши жизни совершенно относительны, что мы существуем как узлы в обширной сети отношений с другими существами, судьбы которых связаны с нашими собственными. Из-за относительной структуры нашего существования мы поглощены бесконечным двухсторонним взаимодействием с миром – влияние мира давит на нас, формируя и изменяя наши собственные отношения и склонности, в то время как наши собственные отношения и склонности изливаются в мир, являясь той силой, которая хорошо или плохо влияет на жизни других.

Эта непрерывная взаимосвязь между внутренними и внешними сферами приобретает для нас сегодня особую безотлагательность из-за распространяющегося упадка нравственных стандартов, который охватывает весь мир. Такой упадок нравственности очень широко распространён, как в тех обществах, которые наслаждаются комфортом, измеряемым стабильностью и процветанием, так и в тех странах, где бедность и отчаяние делают нравственные нарушения нераздельным аспектом борьбы за выживание. Конечно, мы не должны предаваться фантазиям в пастельных тонах о прошлом, воображая, что мы жили в Эдемском саду до изобретения парового двигателя. Движущие силы человеческого сердца на протяжении веков остались фактически неизменными, и та дань, которую они платят в виде человеческого страдания, превосходит все подсчёты.


Но то, что мы находим сегодня, так это странный парадокс, который был бы интересным, если не был бы столь зловещим – несмотря на то, что как кажется, существует широкое признание на словах первенства нравственных и человеческих ценностей, в то же самое время существует вопиющее пренебрежение линией поведения, которая предполагает такие ценности. Этот подрыв традиционных нравственных ценностей является частично результатом интернационализации торговли и практически глобального проникновения всех средств массовой информации. Власть имущие в поисках большего количества рычагов власти и увеличения прибыли, проводят непрерывную кампанию, нацеленную на использование нашей нравственной уязвимости.


Эта кампания протекает в ускоренном темпе, вторгаясь во все сферы и потаённые уголки наших жизней, невзирая на долгосрочные последствия этого для человека и общества. Результаты очевидны в наличие тех проблем, с которыми мы сталкиваемся, проблем, которые не уважают национальных границ – это и возрастающий уровень преступности, распространение наркомании, разрушение экологии, детский труд и проституция, контрабанда и порнография, упадок семьи, как того, в чём соединяется любящее доверие и нравственное образование.

Учение Будды по своей внутренней сути является учением освобождения, которое даёт нам инструменты для того, чтобы обрубить путы, которые связывают нас с этим миром страдания, колесом повторных рождений. Хотя поиски освобождения посредством практики Дхаммы зависят от индивидуальных усилий, эти поиски обязательно совершаются в пределах социальной среды и таким образом подвергаются всем влияниям – полезным или вредным, навязанным нам этой окружающей средой.


Буддистское обучение раскрывается на трех уровнях. На уровне нравственности, сосредоточения и мудрости, и каждый уровень является опорой для последующего: очищение нравственного поведения содействует достижению очищения сосредоточения, а сосредоточенный ум способствует достижению освобождающей мудрости. Таким образом, основанием для всего буддистского обучения, является чистое поведение и устойчивая приверженность принятым на себя правилам обучения – пяти предписаниям в случае буддиста мирянина, которые являются необходимым средством для защиты чистоты поведения того, кто их принял.


Живя в такую эпоху, когда нас всеми возможными способами провоцируют, чтобы увести от нравственных норм, и когда общественные беспорядки, экономические трудности и политические конфликты разжигают топливо изменчивых эмоций, необходимость в дополнительной защите для себя, защите для мира, становится особенно важной.


Будда указывает на два умственных качества как на основных защитников нравственности, защитников, как человека, так и общества в целом. Эти два качества называют на языке пали – хири (hiri) и оттаппа (ottappa). Хири – это врождённое чувство стыда в отношении нарушения нравственности. Оттаппа – нравственный страх, страх перед результатами неблагих деяний. Будда называет эти два состояния – сияющими защитниками мира (sukka lokapala). Он даёт им такое название, потому что до тех пор, пока эти два состояния преобладают в сердцах людей, нравственные устои мира остаются невредимыми, тогда как, если их влияние уменьшается, то человеческий мир приходит к бесстыдному промискуитету и насилию, становясь почти неотличимым от сферы животных (Ити. 42).


В то время как нравственный страх и страх перед проступком объединены в общей задаче защиты ума от нравственного загрязнения, они отличаются в своих индивидуальных особенностях и способах работы. Хири – чувство стыда имеет внутреннюю инстанцию, коренящуюся в чувстве собственного достоинства и побуждающую нас уклоняться от дурного из чувства собственного уважения. У оттаппа – страха перед проступком, присутствует внешняя ориентированность.

Это голос совести, который предупреждает нас о тяжелых последствиях нарушения нравственности, таких как порицание и наказание другими людьми, болезненные каммические результаты неблагих дел, препятствие для нашего желания освобождения от страдания.

Ачарья Буддхагхоса (Acariya Buddhaghosa) иллюстрирует разницу между этими двумя качествами с помощью сравнения их с железным прутом, который с одного конца намазан экскрементами, а на другом конце раскален докрасна. Здесь хири подобно чувству отвращения, которое возникает при схватывании прута в том месте, где он измазан экскрементами, оттаппа подобно чувству страха схватить за пруток в том месте, где он раскалён.


В современном мире с его секуляризацией всех ценностей, такие понятия как стыд и страх в отношение дурного вынуждены выглядеть устаревшими пережитками пуританского прошлого тех времён, когда суеверие и догма ограничивали наши права на свободное самовыражение. Тем не менее, подчеркивание Буддой важности хири и оттаппа было основано на глубоком понимании различных потенциальных возможностей человеческой природы. Он видел, что путь к освобождению – это борьба против потока, и что, если мы должны раскрыть умственные способности для мудрости, чистоты и мира, то для этого нам нужно держать пороховую бочку омрачений под бдительным присмотром прилежных стражей.

Последовательная система самосовершенствования, которую Будда провозгласил в качестве средства для освобождения от страдания, требует, чтобы мы поддерживали критическое наблюдение за поведением своего ума, в том случае, когда он мотивируют телесные и речевые деяния и в том, когда он остаётся внутри и поглощён своими собственными заботами и делами. Чтобы осуществить такую самопроверку, являющуюся аспектом бдительности, внимательности (appamāda), Будда утвердил путь к Бессмертному (Ниббане).


В практике самопроверки стыд и страх перед дурным проступком играют ключевую роль. Чувство стыда побуждает нас преодолевать вредные умственные состояния, потому что мы признаем, что такие состояния загрязняют наш характер. Они умаляют внутреннее благородство характера, которое формируется практикой Дхаммы, фигурами благородных личностей (ariyan), тех, кто ослепительно сияет как цветы лотоса на озере мира.

Страх перед проступком предлагает нам отдалиться от нравственно опасных мыслей и действий, потому что мы распознаём, что такие деяния являются семенами, в которых заложена потенциальная возможность породить плоды, которые неминуемо будут горькими.

Будда утверждал, что какое бы зло не возникло, оно берёт начало в отсутствии стыда и страха перед дурным, в то время как все добродетельные деяния берут начало в стыде и страхе перед тем, что недобродетельно.

Посредством развития внутри нас качеств нравственного стыда и страха перед дурными проступками мы не только ускоряем наше собственное продвижение по пути к освобождению, но также вносим свой вклад в защиту мира. Когда мы делаем стыд и страх перед дурным защитниками своих собственных умов мы, таким образом, делаем себя защитниками мира, при этом учитывая сложные взаимосвязи, которые имеются между всеми существами. В качестве корней нравственности, эти два качества поддерживают всю действенность ведущего к освобождению пути Будды. Хири и оттаппа являясь защитниками индивидуальной порядочности и благопристойности, в то же время охраняют и достоинство человеческого рода.




Автор текста: Бхиккху Бодхи
Редактор перевода: Олег aka @NiMa

Перевод: Цветкова Павла 
Источник: dhammaeverywhere.ru
….


Previous Личности и безличное ("Я" и "не-Я") - Тханиссаро Бхиккху
Next Вдохновение от Аджана Джаясаро. Сборник цитат

Об авторе

Вам также может понравиться

Хенепола Гунаратана

Восемь внимательных шагов к счастью — Хенепола Гунаратана

Будда выделил несколько категорий счастья, расположив их в порядке от самых недолговечных к самым глубоким.К этой низшей категории Будда отнёс практически всё, что большинство из нас называет счастьем. Он назвал её счастьем чувственных наслаждений …

Бханте Дхаммика

Хорошее и плохое — Бханте Шравасти Дхаммика

«Хорошим» или «правильным» (kusala) называется то, что наделено следующими качествами: полезно в этическом смысле, умело и способствует пробуждению, в то время как «плохим» или «неправильным» (akusala) является то, что противоположно этому.

Ниббана

Бессмертное — Аджан Маха Бува

Будда назвал это полным растворением загрязнений. Когда загрязнения искоренены, остаётся лишь незапятнанная чистота. И именно здесь, в полностью очищенном сердце, обретается совершенное счастье.