Сатипаттхана это не начало.  Основной метод медитации  —  Бханте Пуннаджи

Сатипаттхана это не начало. Основной метод медитации — Бханте Пуннаджи


Является ли сатипаттхана единственным способом?


Еще одна фундаментальная ошибка среди многих, кто сегодня практикует буддийскую медитацию, заключается в том, что они вообще игнорируют сверхмирской восьмеричный путь и вместо этого практикуют только одну сатипаттхану. Они верят, что путь к освобождению — это сатипаттхана. Это, однако, связано с ошибочным переводом палийского высказывания в сатипаттхана-сутте: «экаяно аян бхиккхаве магго». Это палийское утверждение переводится как «сатипаттхана — единственный путь к ниббане (нирване)». В результате люди начали практиковать только сатипаттхану, без ссылки на сверхмирской восьмикратный путь (арья анхангхика магга).

Когда кто-либо спрашивает практикующего ошибочно: «Почему вы проигнорировали сверхмирской восьмикратный путь? Обычно дается ответ: «Сверхмирской Восьмеричный Путь — это только мысленный момент (читтакхана)», который возникает в момент просветления, когда за магга читтой сразу следует пхала читта. Эта магга читта — это Сверхмирской Восьмеричный Путь, а пхала читта — Полное понимание (паннья).

Другими словами, Сверхмирской Восьмеричный Путь (арья анхангхика магга) по нелепой ошибке стал простым мысленным моментом (читтакхана). Сверхмирской Восьмеричный Путь также стал заключительной частью практики сатипаттханы, вместо того, чтобы сатипаттхана была заключительной частью Сверхмирского Восьмеричного Пути. Это ошибочное толкование Сатипаттханы Сутты могло стать причиной неудачи большинства серьезных медитирующих сегодня, в их стремлении достичь Арахатства (состояния Араханта) иными словами, окончательного полного Пробуждения.

Игра в гольф как аналогия пути


В попытке объяснить значение выражения «ekāyano ayan bhikkhave maggo» в отношении Сверхмирского Восьмеричного Пути (ariya aṭṭhangika magga) мы используем следующую аналогию игры в гольф:

Большинство из нас знакомо с гольфом, где игроки используют длинные металлические палки, называемые клюшками, чтобы ударить маленьким белым шариком по направлению к ямке, и, наконец, в само маленькое отверстие, называемое лункой, на ухоженном зеленом газоне, который называется кортом.

Завершающим этапом этой игры является удар по маленькому мячу для гольфа, чтобы мяч медленно перевернулся и вошел в крошечное отверстие или лунку. Однако это еще не все в игре. Это только последняя часть или конец игры.


Игра начинается далеко от дыры. Отверстие даже не видно в начальной точке. Поэтому флагшток хранится в лунке, чтобы игрок знал, где лунка.

Только в самом конце игры игрок видит отверстие и ударяет по мячу, чтобы одним махом попасть точно в крошечное отверстие. Эту игру можно сравнить с практикой Дхаммы Будды, то есть Сверхмирского Восьмеричного Пути (Арья Анхангхика Магга).

Как и в этой игре в гольф, Сверхмирской Восьмеричный Путь начинается далеко от цели — Ниббаны (Нирваны). Начало — это Гармоничная Перспектива («правильные воззрения», sammā diṭṭhi), которая заставляет человека осознать цель, которую нужно искать, так же, как флагшток в гольфе. Гармоничная Перспектива — это интеллектуальное понимание проблемы, которую мы надеемся решить, которая сформулирована как страдание, его причина, его конец и путь к его концу. Эта проблема и ее решение называется Четырехсторонней Сверхъестественной Реальностью (cattāri ariya saccāni), обычно переводимой как Четыре Благородные Истины (или, иногда, иначе: Четыре Действительности для Благородных, возвышенных).

Конец нашей игры, которая сравнима с мячом для гольфа, медленно переворачивающимся и падающим в крошечное отверстие или лунку, — это завершение Семи шагов к пробуждению (сатта бодджханга). Семь шагов к пробуждению начинаются с интроспекции (сатипаттхана) и заканчиваются четвертым экстазом с апперцепцией (упеккха), что приводит к нирване (ниббане).

Сатипаттхана? Это осознанность?


Практикующие часто допускают ошибку в том, что четырехсторонняя практика сатипаттханы сегодня переводится как «четыре установки осознанности». Но английский термин «осознанность» относится к пониманию или распознаванию того, что происходит снаружи. Сатипаттхана же, однако, означает: сосредоточение внимания внутри (сати = внимание + упатхана = размещение внутри).

Более подходящим английским термином для перевода палийского термина «сатипаттхана» будет «самоанализ», «ауторефлексия», «интроспекция». Это означает «смотреть вовнутрь», чтобы наблюдать переживание (сампаджаннья), всё то, что происходит обычно совершенно неосознанно внутри. То, что происходит внутри, — это эмоциональная реакция на внешние обстоятельства. Возникающая эмоция зависит от интерпретации, сделанной когнитивным процессом.

В одной из сутт Будда привел очень интересную аналогию, чтобы объяснить сатипаттхану (как самоанализ). Допустим, перед аудиторией идет музыкальное шоу вместе с танцами. Человеку дают чашу с маслом, наполненную до краев, и просят пройти между передним рядом зрителей и сценой, на которой происходит шоу. Свирепый человек с мечом следует за ним, говоря: «Если вы уроните одну каплю масла на пол, я отрежу вам шею».

Представьте, что вы идёте с чашей масла в руке. Что бы вы делали? Будете ли вы смотреть на шоу или смотреть на чашу? Без сомнения, ваше внимание будет уделено чаше. Вот как должен практиковаться рефлексивный самоанализ (сатипаттхана). Это поможет вам понять разницу между «бдительным осознанием» или «внимательной осознанностью» — и «интенсивным самоанализом», который необходимо выполнять в течение дня, когда вы идете, стоите, сидите и лежите.

Это конец Сверхмирского Восьмеричного Пути, который является балансом сознания, Гармоничным Равновесием (Самма Самадхи).

Шагом до этого является гармоничное внимание (сатипаттхана), которое идет прямо в Гармоничное Равновесие, выполняя Семь Шагов к Пробуждению (сатта бодджханга).


Это похоже на последний шаг в игре в гольф, когда удар по маленькому мячу идет точно в маленькое отверстие или лунку.



Это означает, что практика сатипаттханы является последним и специфическим выстрелом, который нацелен прямо в нирвану (ниббану). Палийское утверждение: «ekāyano ayan bhikkhave maggo… Nibbānassa saccikiriyāya» означает: «Монахи, это особый путь к единственной цели, которой является ниббана» (eka = один; āyana = собирать, сходиться).

Сатипаттхана — это не начало. Три шага к Пробуждению


Еще один важный факт, требующий внимания, заключается в том, что практика сатипаттханы не является первым шагом на пути к ниббане (нирване). Всем известно, что студент, который только что поступил в университет для обучения, не готов сдавать итоговый экзамен, пока он / она не закончит курс обучения. Точно так же, только выполнив первые семь шагов на восьмиступенчатом пути, человек готов сосредоточить свое внимание на последнем шаге, который является практикой сатипаттханы.

Конечно, возможно и даже необходимо практиковать определенный уровень самоанализа даже в начале Сверхмирского Восьмеричного Пути, — но этот уровень отличается от уровня практики в этой последней точке. По этой причине мы предлагаем несколько иной, альтернативный подход к практике медитации. Эта форма медитации основана на оригинальном учении Будды, как оно сохранено в Палийской Сутта Питаке. Вот почему мы решили практиковать путь в три этапа следующим образом:

(1) Избирательное мышление — (ануссати)
= научиться устранять помехи (пахана)
= дисциплина, нравственность (сила / sila)

(2) Гармоничное упражнение — (саммаппадхана)
= спокойствие, безмятежность (саматха)
= баланс разума, равновесие сознания (самадхи)

(3) Семь шагов к пробуждению — (сатта бодджханга)
= понимание, проникновение, постижение (випассана)
= распознавание, различение, мудрость (паннья)


Полезно процитировать еще один важный отрывок из вышеприведенной сутры Махапариниббаны, чтобы объяснить причину нашего выбора трех шагов, которые мы практикуем. Арахант Сарипутта, главный ученик Будды, пришел к Будде и выразил свою глубокую признательность Будде и его учению Дхамме. Будда в ответ спросил его о том, как он осознал ценность Будды и Дхаммы. Ответ, который дал Арахант Сарипутта, заключался в том, что он знал это, зная путь к Ниббане через собственный опыт. Затем он суммировал путь к Ниббане в виде трех шагов:

(1) Преодоление пяти препятствий (pañca nīvaraṇa) = ануссати.

(2) Четыре фокуса интроспективного внимания (чаттари сатипаттхана) = саммаппадхана.

(3) Прохождение семи шагов к пробуждению (сатта бодджханга) = сатта бодджханга.



Три этапа в нашем методе медитации — это в точности
те же самые три этапа, описанные Арахантом Сарипуттой.

(1) Избирательное мышление (ануссати) — это способ преодоления пяти препятствий.

(2) Четыре гармоничных упражнения (саммаппадхана) — это способ завершить практику интроспективного внимания (чаттари сатипаттхана).

(3) Практика Семи Шагов к пробуждению начинается с интроспективного внимания (сатипаттхана) и заканчивается апперцепцией (упеккха).


Именно на этом последнем этапе происходит смена парадигмы: сверх-чувствительность (абхинья) и индивидуум пробуждаются от мечты о существовании (паннья), что приводит к разрыву всех привязанностей (арахатта) или освобождению (вимутти), таким образом входя в «Невозмутимое спокойствие» (NIBBĀNA, Нирвана).


Будда открывает истинный путь


Другая важная цитата, которая поддерживает наш метод, взята
из сутты Анапанасати в Мадджхима Никая, где Будда указывает:

«Монахи, когда внимательность к дыханию (анапанасати) культивируется и развивается, это приносит большую пользу и большой успех. Это помогает избавиться от пяти препятствий (панча ниварана).

(1) Когда внимание к дыханию развивается и развивается, оно выполняет Четырехкратный Самоанализ (сатипаттхана).

(2) Когда Четырехкратный Самоанализ (сатипаттхана) культивируется и развивается, они выполняют Семь Шагов к Пробуждению (сатта бодджханга).

(3) Когда семь ступеней к пробуждению (сатта бодджханга) культивируются и развиваются, это приводит к полному пониманию (паннья) и освобождению (вимутти)».


Этот отрывок раскрывает, что именно тогда, когда прорабатываются Семь Шагов к Пробуждению (бодджханга), происходит Сдвиг Парадигмы (абхинья), который заканчивается Полным Пониманием (паннья) и Пробуждением (самбодхи) и Освобождением (вимутти), что приводит к невозмутимому спокойствию (Ниббана).

Если мы исследуем Сатипаттхана-сутту, мы обнаружим, что
когда развивается Четырехкратный Самоанализ (сатипаттхана), тогда:

  • (1) Пять препятствий удаляются первыми,
  • (2) Во-вторых, пять составляющих личности (pañca upādāna-kkhandha) постигаются,
  • (3) в-третьих, семь шагов к пробуждению завершены,
  • (4) В-четвертых, и наконец, Четырехсторонняя Сверхъестественная Реальность полностью осознана (паннья).


Это ясно передает идею о том, что настоящее Пробуждение происходит только после завершения Семи Шагов к Пробуждению, которое находится в самом конце Сверхъестественного Восьмеричного Пути. Это приводит к Полному пониманию (паннья) Четырехгранной Сверхмирской Реальности, что приводит к освобождению (вимутти), которое заканчивается невозмутимостью, безмятежностью, нирваной (ниббаной).

Избирательное ( vs. безоценочное) мышление. Две крайности


Итак. Что для этого необходимо? Что требуется для планомерного последовательного продвижения по Пути к Освобождению? Именно с этой целью Будда указал, что следует прежде всего избегать двух крайностей:

1. Бессознательное выражение и проявление эмоций

2. Бессознательное подавление или сдерживание эмоций



Вместо этого был дан срединный путь:

Сознательное расслабление тела и спокойствие ума (пассаддхи — самадхи),

В результате чего — Невозмутимое спокойствие ума (т.е. нирвана, Ниббана).


Также важно понимать, что причиной всех наших несчастий и нашего чувства незащищенности в мире являются наши слепые неконтролируемые эмоции (танха). Поэтому плохие мысли, от которых мы должны избавиться, — это эгоцентричные эмоциональные мысли, которые приходят в форме вожделения, ненависти и понятия «я», эгоизма.

Итак, вначале нам необходимо всего три шага в практике:

1. Снятие и перенаправление внимания
с воспринимаемых и воображаемых впечатлений

2. Снятие и перенаправление внимания
с впечатлений из памяти, с воспоминаний

3. Сосредоточение внимания на теле

а) расслабление тела
б) успокоение дыхания
в) достижение спокойствия ума — экстаз (джхана)



Эмоции — это нарушения ума и тела, которые вызывают физическое напряжение и делают человека некомфортным и несчастным. Хорошие мысли, с другой стороны, — это мирные рациональные мысли, которые расслабляют тело, успокаивают ум и делают человека комфортным и счастливым.

Эмоции также неосознанно активируются, в то время как хорошие мысли осознанно продумываются. Поэтому избирательное мышление — это замена бессознательных плохих мыслей — сознательными хорошими мыслями. Это замена плохих мыслей хорошими мыслями. Это просто культивирование привычки хорошего мышления.

Это випассана бхавана или медитация прозрения?


Это правильное совершенствование Семи Шагов к Пробуждению (сатта бодджханга) — это настоящая «Медитация прозрения» (випассана бхавана), как учил Будда в Сутта Питаке. Мы, однако, называем нашу продвинутую методику медитации видассана-бхавана вместо випассаны, — чтобы отличить наш метод от распространенного вида випассана-бхаваны, которому сегодня учат во всем мире, и который основан на учениях Висуддхимагги, написанных известным автором древности Буддагосой.

Наш метод основан не на Висуддхимагге Буддагосы, а на словах самого Будды, которые содержатся в Сутта Питаке. Мы описываем наш метод видассана-бхаваны как «развитие сверх-чувсвительности» (абхинья). Термин «восприятие» в том виде, как мы его используем, означает: сосредоточение внимания на самом процессе восприятия, а не на воспринимаемом объекте. Когда это сделано, происходит сдвиг парадигмы между экзистенциальным мышлением и эмпирическим мышлением, что приводит к сверх-чувствительности (абхинья). Это будет объяснено более подробно со временем.

В поддержку нашего использования термина vidassanā вместо vipassanā мы процитируем отрывок из Метта Сутты: «diṭṭhiñca anupagamma sīlavā dassanena sampanno», который мы понимаем как: «отвлекая внимание от воспринимаемых объектов, дисциплинированный человек фокусирует внимание на сам процесс восприятия». Этот метод медитации будет развиваться по мере нашего продвижения. На этом этапе начинающему трудно полностью понять это. Советую заглянуть в Мулапарийя Сутту МН1 в Маджхима Никайя — это может помочь вам в понимании.

Основной метод медитации


Буддийская медитация, как мы учили в этом ретрите, не является мистической практикой. Эта техника медитации предназначена для людей, которые живут светской жизнью в качестве домохозяев, которые идут на работу, имеют обязанности и вовлечены в различные социальные отношения. Что нужно таким людям, так это свобода от стресса и свобода от забот и забот жизни. Им нужно спокойствие, здоровые отношения, уверенность в себе, успех в жизни и эффективность на работе.

Это означает научиться получать контроль над эмоциональными нарушениями, которые мешают им мыслить ясно или действовать рационально. Эти проблемные эмоциональные нарушения проявляются в форме гнева, вожделения, беспокойства, страха и тревоги. Форма буддийской медитации, которую мы преподаем, помогает освободить ум от эмоциональных нарушений, ясно мыслить и действовать рационально.

Он включает в себя систематическую технику сознательного очищения ума. Все примеси возникают из эгоцентричных эмоциональных состояний. Чистый ум — это спокойный ум. Когда ум очищен, человек испытывает внутреннее счастье, физическое утешение, доброту и сострадание, которых никогда раньше не испытывал.


Счастье, о котором мы говорим, — это не состояние эмоционального возбуждения, а спокойное состояние ума. Доброта и сострадание, которым мы учим, основаны не на привязанности, а на состоянии бескорыстия.

Как мы понимаем, эмоциональное возбуждение — это не настоящее счастье, а привязанность — это не настоящая любовь. Счастье и доброта являются атрибутами чистого и спокойного ума.


Поэтому цель этого метода медитации — развивать расслабленное тело и спокойный ум, что приводит к ощущению счастья и доброты сердца.

Нам необходимо Гармоничное упражнение (усилие) в рамках сверхъестественного восьмеричного способа. Эта практика также называется «Четыре гармоничных шага» (Чаттари Саммаппадхани). Четыре шага:


(1) Профилактика загрязнений сознания (санвара)

(2) Исключение загрязнений сознания (пахана)

(3) Развитие благоприятного мышления (бхавана)

(4) Поддержание благоприятного мышления (ануракхана)


Цель этого промежуточного уровня медитации — войти в четыре уровня глубокого спокойствия ума, называемых экстаз (джхана), и поэтому он также называется медитацией спокойствия (саматха бхавана).

Мы используем термин «экстаз», разумеется, в особом смысле здесь. Это значит «выпадать», «отделяться» (экс = ex = out = из, stasy = stand = позиция). Когда первые два из этих шагов практикуются с умом, ум отстраняется от внешнего окружения, воспоминаний и воображения (то есть отделяется, выпадает) и готов быть сосредоточенным внутри (самоанализ, ауторефлексия = сатипаттхана) для непрерывного наблюдения (сати сампаджаннья) того, что обычно происходит совершенно неосознанно внутри. Когда это правильно практикуется, ум становится полностью свободным от помех и появляются пять составляющих экстаза (джхананга): умозаключение (витакка), исследование (вичара), безмятежность (пити), утешение (сукха), объединение ума (ekaggatā). (И далее прогресс и развитие возможны при применении метода, описанного выше).




Автор текста: Бханте Мадавила Пуннаджи
Подготовлено по следующим источникам:


http://buddhaoriginalteachings.blogspot.com/p/is-satipatthana-only-way-another.html
http://buddhaoriginalteachings.blogspot.com/p/golf-as-analogy-in-attempting-to.html

http://buddhaoriginalteachings.blogspot.com/p/satipatthana-not-beginning-another.html
http://buddhaoriginalteachings.blogspot.com/p/is-this-vipassana-bhavana-or-insight.html

http://buddhaoriginalteachings.blogspot.com/p/buddha-revealed-path-another-important.html
http://buddhaoriginalteachings.blogspot.com/p/is-this-mindfulness-mistake.html

http://buddhadust.net/dhammatalk/bd_dhammatalk/dhamma_talk/ven_punnaji.htm
http://buddhadust.net/dhammatalk/bd_dhammatalk/book_reviews/awakening_meditation.htm


Достопочтенный доктор
Мадавела Пуннаджи Маха Тхера

Специально для проекта theravada.world
Традиция Тхеравада.. Буддаяна
Первоначальное учение Будды

….

Previous Тхеравада и Махаяна - Кхеманандо Бхиккху
Next Палийский канон. Что должен знать буддист? - Праюдх Паютто (часть II )

Об авторе

Вам также может понравиться