Мой ум — это мой дом — Саядо У Джотика

Мой ум — это мой дом — Саядо У Джотика


Комментарий Саядо У Джотики к строкам
поэтического текста под названием «Кредо воина»
(Samurai’s Creed, Warrior Creed) неизвестного
японского автора (самурая) XIV века


Текст начинается так:
У меня нет родителей. Я сделаю
небеса и землю своими родителями.


Это означает, что не только ваши родители вас родили. Они не могли сделать это самостоятельно, в одиночку. Это была целая Вселенная, которая произвела вас на свет, это была природа, и ваша камма.
Когда Вы думаете об этих строках, то это заставляет вас почувствовать себя связанными с целой Вселенной, и такое чувство действительно удивительно. Это – очень удивительное чувство.
Когда я медитировал в лесу в течение долгих периодов времени, обходясь даже без книг, которые могли мне составить компанию (что для меня было самым трудным), я удерживал свой ум в настоящем моменте.

Таким образом, ум становится почти пустым и спокойным…, он расширяется…, становится свободным. Так что вы забываете о себе.
Внезапно я почувствовал, что был связан с целой Вселенной. Я не жил в мире, я жил во Вселенной, я чувствовал себя связанным даже с деревьями, птицами, животными, всеми, звездами и луной.
Это было очень мощным переживанием в моей жизни.
В наши дни люди чувствуют себя всё более изолированными.

Они не чувствуют себя связанными, возможно даже с членами своей семьи. Но когда вы входите в это ощущение связанности, объединения со всей Вселенной, то вы больше не чувствуете себя одинокими.
Чтобы преодолеть одиночество, в первую очередь учитесь медитировать, жить в моменте. Живя подобным образом, ваш ум становится очень умиротворённым, очень спокойным и очень сильным. Памятование делает вас очень сильными. Вы развиваете внутреннюю силу.


У меня нет дома. Я сделаю
памятование (mindfulness) своим домом.


Когда я впервые прочёл эти строки, то я почувствовал себя очень счастливым. Я почувствовал, что это правда, действительно, правда.
Если вы не осознанны, то, что происходит с вашим умом? Ваш ум только лишь блуждает, у него нет никакого места для того чтобы успокоиться.
Вы можете обладать большим домом на материальном уровне, но умственно вы можете быть бездомными.

Когда вы практикуете памятование (осознанность), то тогда, если вы будете продолжать старательно практиковать в течение долгого периода времени, вы дойдёте до такой точки, в которой осознаете то, что вы осознаёте. Вы будете осознавать, то, что вы видите, осознавать, то, что слышите, вы будете знать, то, что вы говорите.
И затем мышление остановится, и ум утихнет, и хотя он будет спокоен, в нём всё ещё будет присутствовать это знание.

Это называют осознаванием осознанности, и в этой точке вы почувствуете своего рода энергию и силу.
У меня была молодая ученица, которая практиковала медитацию в течение нескольких лет прежде, чем приехать ко мне, для того чтобы рассказать мне, что у неё был особый медитационный опыт, когда она стала осознавать, то, что она была осознанна. И тогда она произнесла:

«Я почувствовала, что я стала настоящим человеком».
И я ответил: «О, это что-то действительно удивительное,
и это также настолько красиво, – почувствовать,
что вы стали настоящим, полноценным человеком».

У меня нет жизни и смерти. Я сделаю
вдох и выдох своей жизнью и смертью.


Вы поймете эти строки, только если вы медитируете.
Когда вы на самом деле осознанны, то вы больше не размышляете. Вы можете думать только лишь о прошлом или будущем, но вы никогда не можете подумать о настоящем.

Настоящее настолько кратко, что нет времени, чтобы о нём подумать. В тот момент, когда вы думаете о настоящем, вы уже находитесь в прошлом.
Когда вы медитируете, то обращаете внимание на дыхание. В первую очередь, вы думаете о вдохе… выдохе… Но поскольку вы продолжаете, то понимаете, что происходит множество мельчайших фрагментов осознанности, процессов.

Поэтому, чем более осознанными вы становитесь, тем более кратким становится настоящее. Чем больше вы видите, что всё, на что вы обращаете внимание, возникает, тем больше видите, что в тот же момент это немедленно исчезает. Всё это происходит очень быстротечно, и это жизнь и смерть. Жизнь и смерть настолько быстротечны.
Эти строки очень глубоки. Только практикующий знает, что смерть совсем рядом, и только если вы ощутили, как каждое явление проявляется в этот момент, возникая и исчезая, то вам станет понятно, что это означает.


У меня нет никакого божественного могущества.
Я сделаю честность своим божественным могуществом.


Лучший способ иметь что-то, что вы хотите в жизни, состоит в том, чтобы получить это честным путём. В первую очередь надо быть честными с другими людьми.
Тем не менее, иногда мы можем быть честными с другими, но нечестными с самими собой. Самообман – это очень тонкая, опасная и труднопреодолимая вещь.

Вы по-настоящему узнаете о самообмане, когда обратите внимание на свои мысли и чувства.
Если мы обманываем кого-то, включая себя, то мы не сможем серьезно прогрессировать в медитации. Это становится большой помехой.

Поэтому, когда вы действительно обращаете внимание на свой ум, и видите, как он работает, видите, что он думает и чувствует, то если вы видите, – «Я проявляю жадность», то вы просто это видите. Не пытайтесь это оправдать, только лишь наблюдайте то, что есть, просто правду: «Я проявляю жадность».

Если вы рассержены, то посмотрите в свой ум и увидьте, что «Я рассержен». Не пытайтесь найти этому оправдание. Только лишь наблюдайте то, что есть – правду.
Тогда вы сможете сделать серьезное продвижение в своей медитационной практике, и это приведёт к освобождению.

Чтобы что-то преодолеть, мы сначала должны это увидеть, мы должны обратить на это всё своё внимание.
Внимание само по себе очищает. Это, как вы знаете, очень мощно, эффективно.


У меня нет друзей. Я сделаю свой ум своим другом.


Смотрите насколько это красиво и как это верно. Если ваш ум вам не друг, то я не думаю, что у вас могут быть какие-либо друзья. Если вы сами себе враг, то, как вы можете подружиться с кем-либо еще?
Как вы можете сделать свой ум своим настоящим другом? Посредством практики осознанности.

По-настоящему наблюдая свой ум, по-настоящему уделяя внимание тому, что вы думаете, чувствуете, постоянно, на протяжении всего дня, вы увидите правду о своём уме, и только когда вы увидите правду, тогда постепенно ум станет более чистым, и он станет вашим другом.


У меня нет врага. Я сделаю беспечность своим врагом.


Когда мы действительно подумаем об этом, то поймем, что наш настоящий враг не вовне, не снаружи. Он внутри, он в невнимательности, в незнании.
У слова «беспечность» есть много синонимов. Небрежно – это один из них, оно противоположно осознанности, памятованию. Невнимательность – это другой синоним.
Беспечность, небрежность на самом деле ухудшают нашу жизнь и ухудшают наш ум. Осознанность, памятование и внимание улучшают и возвышают наш ум.


У меня нет меча. Я сделаю отсутствие «я» своим мечом.


Вы знаете, что эго всегда чувствует себя неуверенным. Эго всегда пытается самоутвердиться.
Когда люди, которые практикуют медитацию випассаны и развивают действительно хорошую осознанность, то они видят, что есть лишь протекающие физические и умственные процессы.

Есть только процесс. Нет никакого человека, существа, никакого эго. Это действительно трудно, но если вы практикуете, то вы сами видите.
И когда вы сами видите это непосредственно, то вы больше не чувствуете себя такими испуганными. Некоторые люди, когда действительно развивают випассану, то они даже не боятся умереть. Они умирают очень спокойными, умиротворёнными.



Автор текста: Саядо У Джотика
Перевод:  Цветков Павел
Источник: http://www.buddhistchannel.tv/index.php?id=6,8211,0,0,1,0#.VOeXmC4uhh4
….

Previous Сатипаттхана Сутта и ее применение в жизни - В.Ф. Гунаратна
Next Упосатха Сила. Соблюдение Восьми Заповедей - Ньянавара Тхера

Об авторе

Вам также может понравиться

Австралия, США и Европа

Тханиссаро Бхиккху — Метта означает доброжелательность

В палийском языке для любви есть определённое слово – пема (pema), тогда как слово метта связано со словом митта (mitta) – друг. Всеохватывающая метта – это дружелюбие по отношению ко всем.

Па Аук Тоя Саядо

Какие бывают разновидности веры — Па Аук Тоя Саядо

Единственное существенное отличие русского слова «вера» от палийского саддха состоит в том, что «верой» можно назвать веру в религии, основанные на неправильном воззрении, — в то время как саддха относится только к вере в религию, основанную на воззрении Будды.

Тханиссаро Бхиккху

Джхана не по номерам — Тханиссаро Бхиккху

Идеальным для возникновения прозрения будет такое состояние сосредоточения, которое, даже при нахождении в нём, можно проанализировать с точки зрения страдания и отсутствия страдания.