Простота — Бханте  Шравасти Дхаммика

Простота — Бханте Шравасти Дхаммика


Простота (пали: аджава, асатха, ajjava, asaţha) – это такое качество, которое проявляется в не сложности, не запутанности, в том, чтобы быть прямым и лёгко выполнять какую-либо задачу или что-то понимать. Это качество является противоположностью сложности, запутанности, расчетливости и требовательности. Английское слово «simplicity» происходит от латинского слова симплекс (simplex) означающего «лишь один». Простота придаёт человеку, у которого она присутствует, определенную привлекательность, красоту и естественность. Будда часто связывал это качество с качеством мягкости – маддава (maddava) и скромности – ладжава (lajjava) (D.III, 213; Sn.250). Французский философ Конт-Спонвиль как-то сказал: «Интеллект – это искусство упрощения сложных вещей, а не наоборот». И Будда бы с этим согласился. Несмотря на то, что он обучал своей Дхамме пространно и очень детально, он всегда мог изложить сложные вещи, используя самые базовые, простые и понятные термины. «Я обучаю одному и лишь одному – это страданию и его пресечению» (M.I, 140).

Мы можем быть простыми множеством способов, но самый важный из них заключается в том, как мы живем, как мы используем свой ум и как мы относимся к тем, кто находится вокруг нас. Чтобы наш образ жизни обладал простотой, нам нужно напоминать себе об основном, подлинном назначении вещей. Например, основное назначение одежды заключается в поддержании благопристойности, скромности и защите тела от воздействия природных стихий. С буддийской точки зрения неверно использовать одежду в качестве символа своего положения, статуса в обществе, как признак богатства, для погони за модой, для того, чтобы подчеркнуть свою сексуальность или чтобы скрыть свой возраст. К тому же это усложняет и загромождает нашу жизнь. Человек, который заботится о простоте, аккуратности и чистоте в одежде без беспокойства о «создании впечатления» никогда не забывает о настоящем предназначении вещей, которые он имеет. В Метта сутте Будда похвалил качества нетребовательности – субхаро (subharo) и не обремененности многими обязанностями, незанятости – аппакиччо (appakicco). Это одни из тех благословенных качеств, которыми мы наслаждаемся, когда упрощаем свою жизнь (Sn.144).

Психологическая простота достигается благодаря практике медитации, особенно медитации осознанности. Обычно мы видим вещи не такими, какими они являются в действительности, но через массу предрассудков, воспоминаний, желаний и непрерывно тараторящих мыслей, которые их искажают. Медитация всё это убирает так, что мы можем установить с вещами непосредственную связь. Такое прямое, непосредственное познание позволяет вещам раскрыть перед нами свою истинную суть.

Нравственная простота или то, что Будда назвал прямотой (uju или ujuka) – это честная и искренняя практика нравственных правил поведения, без попыток обойти или исказить их так, чтобы они означали бы что-то, чего в них нет. Человек, который украшен простой нравственностью, является прямым, добрым, щедрым и готовым помочь, потому что поступать подобным образом хорошо и правильно, а не потому, что он или она хочет произвести какое-то впечатление, оказаться в лучшем положении, «накопить заслугу» или из-за страха перед «дурной каммой».

Быть простаком – это не то же самое, что быть простым. Первому недостает интеллекта, в то время как второй заботится о простоте, потому что она облегчает его жизненный путь и дарит ему много радости.


Перевод:  Цветкова Павла
Источник: http://www.buddhisma2z.com/content.php?id=381
….

Previous Характер и его формирование - Шравасти Дхаммика
Next Жажда существования посредством перерождения - Шри Дхаммананда

Об авторе

Вам также может понравиться

Цитаты

Как мы можем любить наших врагов? — Сантидхаммо Бхиккху

«Мы любим ненавидящих нас, злых, потому что они нуждаются в этом! Во многих из них семена доброты могли погибнуть, потому что для их роста не хватало тепла. Они погибли от холода и безразличия в мире лишенном сострадания.» — сказал Маха Гхосананда.

Пустота и дуккха

Окончательная Ниббана и сознание. Изначальный ум Будды

Это не означает, что Ниббана — это несформированное или необусловленное сознание, осознанность или состояние ума. Ниббана также не является чистым сознанием или осознанностью независимой от объекта. Согласно Учению Будды этого не существует.

Араханты

Буддизм в Америке. Американская Тхеравада в 21 веке

Старейшая линия буддизма, Тхеравада, известна тем, что рассказывает о самых Ранних учениях Будды. Основываясь на своём древнем происхождении, Тхеравада сегодня это новаторская и разнообразная традиция. Дерек Пайл рассказывает о широком спектре сообществ, которые составляют тхераваду.