Пустота в Тхераваде — Сантидхаммо Бхиккху
Существует общее недопонимание, что «пустота» является исключительно только учением Махаяны и не встречается в буддизме Тхеравады (Буддаяна).
В Махавагга из Самьютта Никая Будда говорит: «Пустота (Suññatā) – это то, чему я учу. Учение, которое не рассматривает пустоту, является чьим-то учением, составленным более поздними учениками».
Панчака Нипата, Ангуттара Никая, говорит: «Дискурс любого рода, созданный поэтом или ученым: многогранный, поэтический, великолепный, мелодичный по звучанию и слогу, не соответствует учению Будды, если он не связан с пустотой (suññatā).
И снова Будда сказал: «А каков, бхиккху, путь, ведущий к необусловленному? Пустотная (сунната / сунньята) концентрация, безсимвольная (беззнаковая, анимитта) концентрация, бесцельная (ненаправленная, аппанихита) концентрация – это называется путем, ведущим к необусловленному».
«Итак, бхиккху, я научил вас необусловленному (Ниббане). Что бы ни было сделано милосердным учителем, из сострадания к своим ученикам, желая их благополучия, я сделал для вас. Это корни деревьев, бхиккху, это пустые лачуги. Медитируйте, бхиккху, не будьте небрежными, чтобы потом не пожалеть. Таковы наши инструкции вам».
«Весь этот мир является сунната (suññatā), пустым».
Кхуддака Никая: «Потому что является пустым от себя или вещей в связи с собой, следовательно, говорят, что мир пуст».
Пустота означает упеккха (upekkhā), невозмутимость, пустота от страстей и от похотей, которое Будда подчеркивал.
Аджан Буддадаса из Суан Моккх сказал:
«Не идентифицируйте себя как «я» или «мое»,
действуйте с ясным сознанием, и страданий не будет».
«Сунната (suññatā) Будды означает отсутствие чего-либо, за что мы могли бы иметь право цепляться и цепляться за него так, будто за постоянную сущность или за себя… Мир описывается как пустой, потому что нет ничего, за что мы могли бы иметь право ухватиться. Мы должны совладать с пустым миром, с умом, который не цепляется».
«Ничего не делать. Ничем не быть. Ничего не иметь».
Дхаммапада 92 гласит: «Араханты имеют пустоту
(suññatā) без какого-либо значения в качестве своего объекта.
Yasam sunnicayo natthi
Ye parinnatabhojana
Sunnato animittoca
Vimokkho yasa gocaro
Akase va sakuntanam
Gati tesam durannaya***
Они те, для кого нет накопления
Кто хорошо размышляет над своей пищей
У кого есть избавление
Что является пустым
и без признака в качестве объекта…
Их направление как у птиц в воздухе
Не может быть прослежено.
(Иными словами, словно птицы в небе,
освободившиеся, не оставляют следа…)
В суттах Маджхима Никая 121, а также 122 — Будда рекомендовал способ восприятия, который он назвал «входом в пустоту», в котором человек просто отмечает наличие или отсутствие явлений, не делая никаких дополнительных предположений о них; смотреть на «опыт» или «процесс», не принимая «сущность».
«Этот мир поддерживается полярностью, существованием и небытием. Но когда человек видит происхождение мира таким, каким оно есть на самом деле, с правильным различением, «небытие» применительно к миру не приходит в голову никому.
«Мир в рабстве привязанностей, цепляния и приманок. Но такой, как этот, не связывается и не цепляется за эти привязанности, и при этом он не держится за «самого себя». У него нет никакой неуверенности или сомнения в том, что возникает просто лишь напряжение, когда то возникает; напряжение, когда оно возникает, является возникающим. В этом его знания являются независимыми от других. Именно в такой степени существует правильное представление».
— из Самютта Никая XII 15.
________
Источник: Сантидхаммо Бхиккху
Перевод подготовлен Татьяной С. (whodef)
Специально для портала theravada.world
….
Об авторе
Вам также может понравиться
Ниббана. Благая весть буддизма традиции Тхеравада
В учениях Тхеравады Самсара не может быть единой с Ниббаной, как сжатый кулак — не может быть открытой ладонью, и как горящий уголек в кулаке не может быть тем же самым, что и отброшенный в сторону уголь.
Есть ли различия между Ранним буддизмом и школой Тхеравада (Буддаяна) ?
В отличие от школ Махаяны в Тхераваде НЕ упоминается о Будде Амитабхе, Бодхисаттве Авалокитешваре и т.д. и Чистой Земле. Тхеравада делает упор на исторического Будду и Его ранние учения, применяя термин «Бодхисаттва» только к предыдущим инкарнациям Будды Шакьямуни.
Какие бывают разновидности веры — Па Аук Тоя Саядо
Единственное существенное отличие русского слова «вера» от палийского саддха состоит в том, что «верой» можно назвать веру в религии, основанные на неправильном воззрении, — в то время как саддха относится только к вере в религию, основанную на воззрении Будды.