Тхеравада  и  Махаяна  —  Кхеманандо Бхиккху

Тхеравада и Махаяна — Кхеманандо Бхиккху


Различие между тхеравадой и махаяной


Автор: Кхеманандо Бхиккху


Введение

Различные формы буддизма будет проще понять, познакомившись с двумя главными ветвями, возникшими из основных учений Будды: две основные ветви буддизма, тхеравада и махаяна, — нам следует понимать эти ветви как различные выражения одного и того же учения исторического Будды Гаутамы, — потому что, говоря совсем просто, они соглашаются в главном и практикуют основополагающие учения Дхаммы Будды. 

И хотя, после Первого совета, незадолго после смерти Будды, произошел раскол, причинами его были, в основном, расхождения из-за монашеских правил и глубоких академических вопросов, таких например, как вопрос, может ли просветленный человек утратить Пробуждение, или нет.  Первый буддийский совет был проведен в Раджаграхе пятью сотнями арахантов во главе с Маха Кассапой под покровительством царя Аджатасаттху. 


Когда Третий буддийский совет состоялся в 235 году Буддийской Эры, Великий Император Ашока спросил главу Сангхи:  Достопочтенный Маха Моггалипутта Тисса, каково число всех учений, которые оставил после себя Буддя.  Махатхера Моггалипутта ответил, что учение Будды состоит из 84 000 дхамма-ккхандх.  В знак уважения к учению Будды он приказал своим служителям построить 84 000 монастырей и 84 000 ступ в 84 000 городов [1]. 

Причинами очевидных различий буддийских ветвей являются в основном время, культура и обычаи в странах Азии, которые приняли Будда-Дхамму, — поскольку вы не найдете никакой вражды и расхождений между двумя её основными ветвями, кроме лишь тех, которые возникли в результате здоровой дискуссии о выражении и реализации Учения Будды [2]. 

Основная часть


Тхеравада (Учение древних, старейших)


В буддийских странах Южной Азии никогда не возникало серьезных различий в отношении самых основ буддизма. Все эти страны — Шри-Ланка, Камбоджа, Лаос, Бирма (Мьянма), Таиланд — приняли принципы ветви Тхеравады, и любые различия, которые могут быть между её различными школами, ограничены лишь незначительными вопросами.

Самые ранние из всех доступных нам учения Будды можно найти в Палийской литературе, они принадлежат к ветви Тхеравада, которую можно с уверенностью назвать наиболее ортодоксальным течением буддизма. Эта ветвь подчеркивает человеческие особенности Будды и характеризуется преимущественно психологическим пониманием человеческой природы; также Тхеравада подчеркивает медитативный подход к трансформации сознания.

Учение Будды в соответствии с этой школой достаточно просто. Он просит нас «воздерживаться от всех видов зла, накапливать всё доброе и благое и очищать свой разум» [3]. Это может быть достигнуто в ходе Тройной Подготовки: развитие нравственного поведения, практика медитации и мудрости прозрения. Философия этой школы довольно проста.

Все мирские явления подчиняются трем характеристикам: все они непостоянны и преходящи; неудовлетворительны и во всех них нет ничего, что можно было бы назвать своим, присвоить, ничего существенного, ничего постоянного. Все составные вещи состоят из двух элементов — нематериальной части и материальной части. Далее они описываются как состоящие только из пяти составляющих совокупностей, а именно из материального качества и четырех нематериальных качеств — ощущений, восприятия, умственных способностей и, наконец, сознания.

Когда человек таким образом понимает истинную природу вещей, он / она не находит ничего окончательно существенного в мире. Благодаря такому пониманию, нет ни потворства удовольствиям чувств, ни самоуничижению, и следуя таким образом Срединному Пути, практикующий живет в соответствии с Благородным Восьмеричным Путем, который состоит из Правильного взгляда, Правильного устремления, Правильной речи, Правильных действий, Правильного занятия, Правильных усилий, Правильного осознания и Правильного сосредоточения.

Она / он понимает, что все мирские страдания вызваны жаждой, привязанностью, и что можно положить конец страданиям, следуя Благородному Восьмеричному Пути. Когда достигается это совершенное состояние понимания, то есть Ниббана, этот человек является «достойным человеком», арахантом. Будда назвал это Ниббаной, потому что это конец ваны, что означает «жажда». [4] Жизнь Араханта — идеал последователей этой школы, где все (будущие) рождения заканчиваются, где святая жизнь полностью достигнута, где всё, что должно было быть сделано, уже сделано, и больше нет возврата к мирской жизни.


Махаяна (Великая повозка. Большая колесница)


Махаяна — вторая ветвь, и это не что иное, как зонтичный бренд для самых разных школ: от школы тантры (тайное учение йоги), хорошо представленной в Тибете и Непале, — до секты Чистой Земли, основное учение которой заключается в том, что спасение может быть достигнуто только посредством абсолютной веры в спасительную силу будды Амитабхи, и лишь для жаждущего возродиться в раю по его милости, — эту школу можно найти в Китае, Корее и Японии.  Буддизм Чань и Дзэн в Китае и Японии — это школы медитации.  Согласно этим школам, смотреть вовнутрь, а не смотреть наружу — вот единственный способ достичь просветления, которое для человеческого разума в конечном счете совпадает с состоянием Будды. 

В этой системе акцент делается на «интуицию», её особенностью является то, что у неё нет слов и понятий, чтобы выразить её ключевую суть, поэтому она делает это в символах и образах.  Со временем эта система разработала свою философию интуиции до такой степени, что она остается уникальной и по сей день.  Последовательность практики в буддизме Махаяны представлена ​​в Китае четырьмя Великими Бодхисатвами: Ди Цан (Земное Сокровище) горы Цзюхуа;  Гуань Инь (Великое Сострадание) горы Путуо;  Вэнь Шу Ши Ли (Манджушри) с горы Утай;  Пу Сянь (Вселенский Достойный) горы Эмэйшань [5].

Общепринято, что то, что мы знаем сегодня как махаяну, возникло из секты махасангхиков, которые были самыми ранними приверженцами идей и принципов и предшественниками будущей махаяны. 


Они с энтузиазмом и невероятной энергией взялись за дело своей новой секты и за несколько десятилетий заметно выросли в силе и популярности.  Они адаптировали существующие монашеские правила и таким образом произвели революцию в буддийском ордене монахов. 


Кроме того, они внесли изменения в раскрытие смыслов и значений, в понимание и толкование текстов Сутры (Беседы Будды, Учение) и Винайи (Правила монахов).  Также они отвергли определенные части канона, которые были приняты в Первом Совете. 


В соответствии с их пониманием, все будды являются локуттарами (надмирными и сверх-природными) и связаны лишь только внешне с мирской жизнью (лишь изображают её).  Эта концепция Тела Будды внесла большой вклад в развитие философии Махаяны.

Буддизм Махаяны делится на две системы мышления: мадхьямика и йогачара.  Мадхьямики были названы так из-за того, что они делали акцент на срединном подходе (срединный Путь).  Здесь Срединный Путь означает неприятие двух крайних взглядов относительно существования и небытия, вечности и не-вечности, себЯ (самости) и не-я.  Короче говоря, этот взгляд не защищает ни теорию реальности, ни теорию нереальности мира, но только теорию относительности.  Следует, однако, отметить, что Срединный Путь, предложенный Буддой в Сарнатхе, имел этическое значение, в то время как у мадхьямиков он превратился в метафизическую концепцию.

Школа Йогачара — ещё одна важная ветвь Махаяны.  Она была названа так потому, что подчеркивала практику йоги (медитации) как наиболее эффективный метод достижения высшей истины (бодхи).  Все десять стадий духовного развития бодхисаттвы должны быть пройдены, прежде чем Бодхи может быть достигнуто.  Следовательно, идеал школы махаяны — это идеал бодхисаттвы, то есть человека, который откладывает свое просветление, чтобы сострадательно помогать всем другим существам и в конечном итоге достигает высшего бодхи.


Тхеравада (Буддаяна) и махаяна (Бодхисаттваяна)


Теперь давайте посмотрим, в чем же всё-таки различие между тхеравадой и махаяной? Я изучал тхераваду много лет, — и чем больше я изучаю её, тем больше я нахожу, что, — очевидно, есть определенная разница между тхеравадой и махаяной; вот к примеру:

В Тхераваде верят, что тот, кто достиг состояния Араханта, не будет уже никогда больше сомневаться в Тройной Драгоценности, в Будде, Дхамме и Сангхе, которая называется Тиратана. Во-вторых, тот, кто достигает состояния Араханта, не будет иметь дурных снов (бессознательных эротических видений), которые заставляют его испускать семя. В-третьих, тот, кто достигает уровня Араханта, не зависит при этом от всех тех, кто решает, достиг ли он или нет. И в-четвертых, тот, кто достигает Араханта, полностью постигает не только «дуккха», но также во всей полноте осознаёт все Четыре Благородные Истины.

Но в школах Махаяны считают, что тот, кто достигает состояния Араханта, всё ещё имеет дурные сны и выброс спермы. Во-вторых, тот, кто достигает уровня Араханта, всё ещё сомневается в Тройной Драгоценности, в Будде, Дхамме и Сангхе или Тиратане. В-третьих, тот, кто достигает состояния Араханта, зависит от других, чтобы они могли решить, достиг ли он уровня Араханта. В-четвертых, тот, кто достигает Араханта, постигает только «дуккха» [6].

Но с другой стороны, у Тхеравады и Махаяны есть некоторые стороны, которые являются близкими между собой или же общими для них: обе они принимают Будду Шакьямуни как Учителя. Они обе провозглашают именно Четыре Благородные Истины.

В обеих школах принимают Благородный Восьмеричный Путь. Патичча-самуппада, или Зависимое Возникновение, признаётся одинаково значимым в обеих школах. Обе они принимают аниччу, дуккху, анатту и силу, самадхи, паннью без каких-либо особых различий.

Однако, помимо этого, существует несколько значимых моментов, в которых эти школы различаются.

Очевидным различием является идеал Бодхисаттвы. Многие люди говорят, что вся Махаяна предназначена для Пути бодхисаттвы, который ведет к состоянию Будды, тогда как Тхеравада — для Арахантства, Архатства.

Я должен подчеркнуть, что сам Будда прежде всего был также Арахантом. Паччека-будда это также Арахант. Ученик, последователь — также может стать арахантом, то есть буддой. В текстах Махаяны никогда не используется термин араханта-яна, колесница арахантов. Махаянисты использовали три термина: Бодхисаттва-яна, Пратьека-Буддаяна и Шравакаяна [7].

Кроме того, очевидно, что у этих двух течений различается само понимание бодхисаттвы. В Тхераваде лишь один только Меттея признаётся бодхисаттой, но в Махаяне признаётся так много бодхисаттв, таких, как, например, Авалокитешвара, Манджушри, Кшитигарбха и Самантабадра, — это четыре очень хорошо всем знакомых бодхисаттвы, помимо бодхисаттвы Меттеи [8].

В школе Тхеравады в храме культовые практики и поклонение в основном сосредоточено вокруг образа Будды Шакьямуни, но в Махаяне оно может быть довольно сложным; с молитвенным залом для Будды Шакьямуни и двух его учеников, другим залом для трех будд, включая будду Амитабху и будду Медицины, и ещё одним залом для трех ключевых бодхисаттв, которые являются защитниками, — вот тот расклад, который в основном идеален в школах Махаяны.

Что касается структуры буддийских писаний, то в школах Тхеравады Палийский канон делится на три корзины (Типитака): Винайя Питака из пяти книг, Сутта Питака из пяти коллекций сутт и Абхидхамма Питака из семи книг. В то же время в Махаяне буддийский канон состоит из Дисциплины, из Сутр Махаяны и из раздела Анализа Дхармы (саддхарма-пундарика-сутры). Обычно Канон Махаяны состоит из 12 разделов, таких как «Причины и условия» и «Гатхи, стихи». Он содержит практически всю Типитаку Тхеравады и множество сутр, которых в последней нет.

Подведение итогов

В заключение отметим, что хотя и существуют некоторые различия между этими двумя формами буддизма, основной предмет, который является Учением Будды, остается тем же самым.

Точно так же, как и то, что мы все — люди, независимо от того, мужчины мы или женщины — все они должны иметь одинаковую возможность достичь состояния Араханта. В конце концов, мы все одна большая группа живых существ, имеющих разум.

Есть два способа легко скользить по жизни; жить так, чтобы верить всему на свете — или же сомневаться во всем. Оба эти способа спасают нас от ошибочного мышления [9].

Итак, и тот, и другой, — оба эти пути являются способами выражения учения Будды, которые по-разному и с разных точек зрения смотрят на это учение, проповедуя различные пути последователям буддизма по всему миру.

В конце концов, в нашем мире развились и Тхеравада, и школы Махаяны, чтобы практиковать основы учения Будды. Но они могут сосуществовать вместе, чтобы распространять учения, которые очень важны для всего мира. Их главная цель — сделать мир лучше для жизни.

Буддизм — это плюрализм, учение, у которого в мире растет так много стилей и форм выражения. Мы обязаны делиться своим пониманием, знаниями и опытом с как можно большим числом людей. Так что, в конечном итоге, мы все видим, что учение Будды, предназначенное для блага всего человечества, продолжает достигать ищущих его людей в каждом уголке мира.

Философское наследие учения Будды сопровождалось постоянно растущим многообразием образов, включая скульптурные и художественные изображения Будды, бодхисаттв и божеств буддийского пантеона, а также изображения буддийского космоса. Храмы, монастыри и реликвии также использовались в качестве мест для почитания Будды и его учений, а широкий спектр ритуалов, проводимых священниками, монахами и буддийскими мирянами, привел к созданию многочисленных культовых и ритуальных предметов, украшенных буддийскими мотивами и символами [10].



[1]. Учения Будды, Министерство по делам религии Каба-Ай, Янгон, Мьянма
[2]. http://www.buddhanet.net
[3]. http://www.buddhanet.net
[4]. Обзор Параматта Дхаммы, Суджин Борихарванакет, перевод Нины Ван Горком
[5]. Мудрость сострадания и пробуждения, почтенный мастер Чин Кунг
[6]. Махаянский буддизм, Абхичай Бодхипрасицат (โดย อภิชัย โพธิ์ ประสิทธิ์ ศา ส ต์)
[7]. Книга «Жемчужины Буддийской Мудрости» от Бханте Шри Валпола Рахула
[8]. http://www.buddhanet.net
[9]. http://www.suanie.net — Альфред Коржибски
[10]. Чтение буддийского искусства, иллюстрированное
руководство по буддийским знакам и символам, Мехер



Автор текста: Кхеманандо Бхиккху
Перевод: команда проекта «МИР Тхеравады»
Источник: https://khmand.wordpress.com/2008/08/15/theravada-and-mahayana/

Специально для  проекта  theravada.world
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна
….

Previous Воспоминания о моих тхеравадинских учителях - Дэвид Дейл Холмс
Next Сатипаттхана это не начало. Основной метод медитации - Бханте Пуннаджи

Об авторе

Вам также может понравиться

История школ

Ниббана и её свойства — Бхиккху Сасана

В том, в чем видят «буддовость», он увидел его отсутствие, он увидел ее исчезновение. В том, в чем видят нирвану, он видел отсутствие нирваны. В том, на что указывают как на запредельное, абсолютное состояние, состояние всеведения, просветления, он увидел исчезновение всего этого.

Лекции

О материализме — Бханте У. Локанатха

Откуда мы знаем, что есть жизнь после смерти? Какая у перерождения научная основа? Что происходит со страстным желанием умирающего человека? Материализм по своей сути антинаучен, и чтобы доказать это он снова говорит о том, что если человек умер, мертв, с ним покончено. Нового рождения нет.

Мьянма. Бирма

О пяти совокупностях, счастье и страдании — Махаси Саядо

Тело, одна из кхандх — это тяжелая ноша. Бремя. Обслуживать тело — означает нести бремя. Когда мы кормим и одеваем его, мы несем бремя, — мы служим совокупности формы, рупакхандхе.