Великие учителя  традиции   Тхеравада  —  Бхиккху Кхеминда

Великие учителя традиции Тхеравада — Бхиккху Кхеминда


(небольшое авторское исследование, справочная информация)


… Имена великих учителей и комментаторов Махаяны – имя Нагарджуны, Асанги (также Асангачарья или Арьяасанга) и Васубандху, а также Атиши и Цонкапы (или Цзонкхапы) – в наше время знают, пожалуй, все… Эти имена общеизвестны. Мы полагаем, что всем тхеравадинам, буддаянистам – следует хорошо знать и помнить своих Великих Учителей и Наставников Прошлого.

● дост. тхера Махакассапа [во время жизни самого Будды] — отмечался Буддой как наивысший среди учеников в плане соблюдения аскетических практик. Будда очень чтил Кассапу и часто его восхвалял. После париниббаны Будды — Кассапа стал «приёмным отцом» Сангхи и взял на себя инициативу созвать Первый Буддийский Собор, чтобы продекламировать и зафиксировать подлинную Дхамму и Винаю. Тогда двое других Арахантов давнего прошлого — Упали и Ананда, — процитировали всё Слово Будды наизусть. Это было необходимо для её сохранности в неискажённом виде в будущем.

В некоторых тхеравадинских монастырях рядом с изображением Будды можно увидеть статуи двух монахов — справа от Будды находится изображение Сарипутты, слева — изображение Маха Моггалланы. Согласно палийским традициям, они были наиболее способными учениками Готамы. Эти два монаха — самые уважаемые святые после Будды в странах Тхеравады, и наиболее ревностные буддисты кладут к их ногам лепестки лотоса в знак уважения их заслугам перед буддизмом.

Досточтимые араханты Сарипутта и Моггалана


















● Если Готама указал путь к спасению, то Сарипутта разработал это учение и дал ему теоретическое объяснение, которое легло в основу Абхидхаммы. «Полководец Дхаммы», о нём сам Будда говорил так: «как старший сын короля поворачивает своё колесо точно так же, как его отец, — вот так и ты, Сарипутта, поворачиваешь колесо высшей Дхаммы так же совершенно, как и я». Среди учеников Будды его признавали высшим в мудрости. Часто только он мог дать точное и детальное объяснение на некоторые вопросы, задаваемые Буддой своим ученикам.

Моггаллана же считался крупнейшим знатоком иддхи — чудесные сверх-способности. Сам Будда был наделён властью иддхи и не отрицал, что с их помощью можно летать по воздуху, стать невидимым, быть ясновидцем, читать мысли других людей. И вот, вторым выдающимся учеником Будды, считавшимся лучшим среди архатов в сверх-естественных чудесных способностях, был Моггаллана. Лишь только сам Будда превосходил своих учеников в мудрости и божественных способностях.

● дост. тхера Моггалипутта Тисса [в 250 году до Н.Э.] — «тхеравадинский нагарджуна», председательствовал на Третьем Соборе. Согласно палийским и китайским источникам, старец Моггалипутта Тисса во время собора составил книгу под названием «Катхаваттху», — чтобы зафиксировать ряд ересей и сохранить Чистую Дхамму.
В книге разбиваются еретические взгляды различных новых буддийских школ. Моггалипутта Тисса сообщил царю Ашоке, что подлинная доктрина Будды именуется Вибхаджьявада — Учение Анализа и Исследования. Он также посоветовал Ашоке начать активную миссионерскую деятельность.

Слева статуя Шина Арахана в храме Ананда в Пагане. Справа история о том, как царь Аноратха беседовал с махатхерой Шином Араханом



























● дост. тхера Махамахинда [в 246 году до Н.Э. ] — монах-миссионер, сын царя Ашоки, почитающийся Арахантом Махинда, — впервые привёз всю Типитаку и древние комментарии к ней на остров Цейлон и обратил ланкийского царя Дэванампию в Тхераваду (Буддаяна).

● дост. тхера Махараккхита [в 90 году до Н.Э.] — вместе с 500 монахами письменно зафиксировал полностью всю Типитаку на 4ом соборе, — чтобы Чистая Дхамма (саддхамма) навсегда была бы бережно сохранена для будущих поколений. Собор прошёл под патронажем ланкийского царя Ваттагамани. Царь поддержал идею монахов и собор был целиком посвящён записи Типитаки, ради сохранения подлинной Дхаммы.


● дост. тхера Упатисса [1ый век Нашей эры] — изложил значимый труд Вимуттимагга«Путь Освобождения», краткий справочник о пути буддийской практики. Считается, что оригинальный палийский текст был давно утерян. Поэтому в течение веков обсуждения этого текста основывались лишь на его китайском переводе.

● дост. тхера Буддхагхоса (или Буддагоша) [учитель 5го века] — его имя на санскрите означает «голос Будды». Является важнейшим и величайшим комментатором учения. Он собрал все доступные ему комментарии и перевел их на язык Пали, а также написал работу известную как Висуддхимагга, «Путь Очищения». Это обстоятельное суммарное изложение и анализ пути Будды к освобождению с точки зрения Тхеравады (Буддаяна).


● дост. тхера Буддхадатта [учитель 5го века] — написал Справочники по Абхидхамме Абхидхаммаватара и Рупарупавибханга, а также краткое изложение четырёх книг Винаи.

● дост. тхера Дхаммапала [учитель 6го века] — второй по величине и значимости комментатор, он собрал все доступные комментарии к древнейшим частям Кхуддака Никаи — и Параматтха-маньюса, комментарий к Висуддхимагге дост. Буддхагхосы. Эта работа подробно разъясняет все краткие ссылки в Висуддхимагге и составляет кладезь традиционных интерпретаций чистой Дхаммы.














● дост. тхера Ануруддха [учитель 10го века] — написал Абхидхаммаматтха-сангаху, конспект Абхидхаммы, и по сей день используемый в качестве вводного текста по всей Абхидхамме.

● дост. тхера Сарипутта [учитель 12го века] — составил многие под-Комментарии.

● великий Шин Арахан [12ый век] — обратил царя Мьянмы (Бирма) Ануруддху в Тхераваду (Буддаяна) и боролся за чистое учение Дхаммы Будды с местными язычниками ари.

● аджан Ананда Махатхера [в 13ом веке] — написал книгу, документ Упасака-Джаналанкара, это Справочник на языке пали по учениям Будды для мирян.



Автор текста: Бхиккху Кхеминда
Текст в редакции: Олег Шашков aka @NiMa
Источник: http://theravada.ru/Teaching/comment_chronic.htm

http://theravada.ru/History/Buddhalife/ucheniki.htm
http://theravada.ru/Teaching/comment_sub.htm
Традиция Тхеравада. Колесница Буддаяна
….

Previous Основы Общины - Бханте Шравасти Дхаммика
Next Влияние буддизма на фильм «Сталкер» А. Тарковского

Об авторе

Вам также может понравиться

Цитаты

О том, что важно на пороге смерти — Аджан Сучарт Абхиджато

Вопрос: Какая последняя мысль возникнет перед самой смертью? Может ли человек сохранять осознанность? Отвечает Аджан Сучарт Абхиджато.

Путь Бодхисаттвы

Что такое Тхеравада? — Маунг Кьяук Сеинн

Данная статья – это скромная попытка объяснить термин «Тхеравада» как с позиции грамматики, так и истории и буддийской доктрины. Краткий экскурс в историю происхождения термина «Тхеравада».

Австралия, США и Европа

Араханты, бодхисатты и Будды — Бхиккху Бодхи

По моему, оба пути (или две колесницы) – путь Араханта и путь бодхисатты – могут рассматриваться как действительные проявления учения Будды. Истинный буддизм нуждается во всех троих: в Буддах, в Арахантах, в бодхисаттах.